Однакомление дошкольников с родным краем через занятия познавательно-речевого цикла

Разделы: Работа с дошкольниками


Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей о родном крае, об окружающем мире, обществе и культуре. Знакомство с родным краем питают детский ум, формирует устойчивый интерес к поискам нового, обогащает духовный мир ребенка.

Мы часто задумываемся о том, какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав с родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой и  с гордостью рассказывает гостю о красоте и богатстве своего родного края? Думается, это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Свою любовь к родным местам, представление о том, чем они знамениты, какова природа, каким трудом заняты люди – всё это воспитатель может и должен  передать детям, это чрезвычайно важно для воспитания нравственных и патриотических чувств.

Любознательность детей не знает границ, но чтобы её развивать работа педагога должна быть наполнена творческими решениями.

Знакомство дошкольников с родным краем, приобщение к истокам севера, где мы живём, задача значимая в развивающей работе с воспитанниками, и решается она через речевое общение.

Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом и поэтому речевое воспитание – основа работы с детьми с общим  недоразвитием речи. «Вкрапление» и оживка краеведческих знаний  о чудесах земли  Кольской идёт в нашем дошкольном учреждении через занятия познавательно-речевого цикла.

Любовь к природе родного края, сознательное, бережное отношение – все это происходит на занятиях, через которые пробуждается интерес к изучению природы; активизируется мыслительная деятельность, формируется природоведческие представления и понятия. 

Эта работа осуществляется в рамках рабочих лексических тем; занятия построены по блокам: «Природа севера», «Животные севера», «Где мы живём», «Край наш севером зовётся».
Такая систематизация позволяет максимально помочь детям освоить способы познания окружающего мира, развивать познавательную активность и проникнуться глубиной чувств к родному краю.

Занятия по временам года позволяют провести цикл путешествий в северный осенний, зимний и весенний лес – это повод для знакомства с особенностями северной природы, растениями, климата; что такое полярная ночь, полярный день.

Цикл занятий «Где мы живем» помогает прикоснуться к самобытности народов севера; родного города, труда горняков, оленеводов.

Воображение детей поразила экскурсия в галерею «Салма» – соприкосновение с культурным наследием жителей нашего края, города. Это послужило импульсом к созданию в группе мини – музея по темам: «Мое Заполярье», «Хибинская ярмарка» (овощи, фрукты), «Очарование Хибин», что позволило пробудить интерес к краеведению. Создать содержательное смысловое «поле» к занятиям помогают созданные в сотворчестве «взрослый – ребенок» макеты: «Животные севера», «Птицы нашего участка»; просмотр видеоролика «Очарование Хибин».

Активизация речи, интерес к слову заметно «оживлены» при знакомстве с циклом книг Мурманской центральной библиотеки – «Азбука севера». Этот алфавитный словарь позволил накопить определенный речевой «багаж» и стимулировал создание в группе «рукописного словаря». Исследовательский поиск педагогов, детей и родителей по сбору и накоплению северных слов с рисунками демонстрировался каждой семьёй на презентации «Север – поэзии в рисунках».

Создать оптимальную ситуацию совместной познавательной деятельности о нашем  северном крае помогает развивающая Лого среда группы. Речевая зона здесь представлена оформлением и материалами, провоцирующими общение детей с педагогом и друг с другом в «путешествии по Кольскому полуострову». При инициирующей роли воспитателя Лого среда – это своеобразная система самообучения ребенка. Ведь то, что попадет в поле зрение ребёнка делается видимым, становится узнаваемым и запоминаемым.

Работа по данной проблеме с детьми группы – это маленький задел для роста резервов развития ребёнка. Благодаря этому создается необходимый базис познавательной деятельности о нашем крае, городе, земле Кольской, её истории; рождаются первые чувства гордости за свою маленькую родину. Ведь краеведение всегда и краелюбие.

Качества, которые формируются в дошкольном детстве, имеют «непроходящее» значение для всего последующего развития личности ребёнка.