Методическое пособие "Умные квадраты"

Разделы: Работа с дошкольниками


Перед началом занятия, воспитатель в окошки методического пособия вставляет предметные картинки согласно выбранной теме. Например, задание “Что где растёт”:
  1. В левый ряд вставить 3 картинки “Огород, лес, сад”. В остальные 9 квадратов вставляются картинки с изображением разнообразных плодов, ягод и т.д.
  2. Воспитанникам предлагается составить смысловую цепочку “Поставить картинки по смыслу”.
  3. Чтобы провести работу по классификации или сериации предложенных картинок, ребенку необходимо выдвинуть один квадрат в основной карман и за счет освободившегося места переместить квадрат и т.д.

Примечание: данные упражнения рекомендуется использовать для закрепления у детей полученных знаний.

Приложение 1, Приложение 2

Ход занятия

1. “Папы, мамы, дети”

Цель: Закрепление знаний у детей о домашних животных, умения различать по признакам того или иного домашнего животного.

Используемые материалы:

  • картинки с изображением домашних животных:
  • корова, бык, теленок;
  • коза, козел, козленок;
  • свинья, кабан, поросенок;
  • баран, овца, ягненок.

2. “Чей птенец?”

Цель: Закрепление у детей знания о домашних птицах, умения различать по признакам членов той или иной птичьей семьи.

Используемые материалы:

  • картинки с изображением домашней птицы:
  • индюк, индюшка, индюшонок;
  • гусь, гусыня, гусенок;
  • петух, курица, цыпленок;
  • селезень, утка, утенок.

3. “Чьи ветки, чьи детки?”

Цель: Закрепление у детей знаний детей о видах деревьев, умения узнавать и называть их на картинке, подбирать соответствующие тому или иному дереву ветку с листьями и плод (семена).

Используемые материалы:

  • картинки с изображением деревьев, веток с листьями, плодами (семенами);
  • береза;
  • яблоня;
  • елка;
  • дуб.

4. “Кто, где живет?”

Цель: Закрепление у детей знаний о местах проживания тех или иных обитателей фауны, умение распределять животных на группы в зависимости от места обитания.

Используемые материалы: картинки с изображением местности и ее обитателей:

4.1. – село – корова, свинья коза;
– лес – медведь, лиса, белка;
– город – такса, кошки, голуби.

4.2. – пустыня – верблюд, черепаха, тушканчик;
– саванна – слон, жираф, зебра;
– север – медведь, морж, писец.

4.3. – пруд – бобер, лягушка, рыба;
лес – медведь, волк, заяц;
– пустыня – верблюд, черепаха, тушканчик.

5. “Цветочек, кто твой дружочек?”

Цель: закрепление у детей знаний о разнообразии мира растений, отработка навыков классификации цветов по месту произрастания: комнатные, садовые, полевые.

Используемые материалы:

  • картинки с изображением цветов:
  • герань, бегония, традесканция, фиалка;
  • роза, астра, флокс, нарцисс;
  • мать и мачеха, медуница, подснежник, одуванчик.

6. “Где, чей дом?”

Цель: закрепление у детей знаний о местах произрастания знакомых плодов деревьев, умения классифицировать по месту выращивания.

Используемые материалы:

  • картинки с изображением:
  • местности – сад, лес, огород;
  • фруктов – яблоко, груша, слива;
  • овощей – помидор, морковь, лук;
  • даров леса – грибы, шишки, ягоды.

7. “Что сначала, что потом?” (пища людей)

Цель: Закрепление у детей знаний о последовательности событий в предметном мире людей, умения составлять временную цепочку в хронологической последовательности.

Используемые материалы: 3 серии сюжетных картинок по 4 картинки в каждой.

7.1. – откуда берется хлеб;

– как приготовить варенье;

– как появляется молоко на столе.

7.2. – выращивание моркови;

– выращивание томатов;

– приготовление борща;

– выращивание огурца.

8. “Как одежда к нам пришла?”

Цель: Закрепление знаний у детей о последовательности событий в предметном мире людей, развитие интереса к окружающей действительности.

Используемые материалы:

  • 3 серии сюжетных картинок по 4 картинки;
  • как появились шапка, носки и шарф;
  • как появились платье, рубашка, брюки;
  • как появились туфли и ботинки.

9. “Времена года”

Цель: Закрепление знаний у детей о последовательности смены сезонных периодов, основных признаках каждого времени года и примечательных событиях или развлечениях относящихся к тому или иному сезонному периоду, умения распределять их по определенным группам.

Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии относящиеся к
– зиме; – весне; – лету; – осени.

10. “Расставь события по порядку” (развитие растений)

Цель: Закрепление у детей знания о последовательности развития знакомых растений, умения составлять временную цепочку в хронологической последовательности.

Используемые материалы:

  • 3 серии картинок по 4 в каждой серии:
  • ветка яблони;
  • цветок;
  • огурец.

11. “Раздели на группы”

Цель: Закрепление у детей знаний о растительном мире, развитие умения классифицировать фрукты и овощи по видам и месту произрастания.

Используемые материалы:

  • 4 серии картинок по 3 в каждой серии:
  • фрукты, не произрастающие в нашей местности;
  • фрукты, произрастающие в нашей местности;
  • овощи, произрастающие в земле;
  • овощи, растущие над землей.

12. “Составь в ряд”

Цель: Закрепление у детей знания о разнообразии мира птиц и среде их обитания, их повадках. Развитие умения классифицировать птиц по определенным признакам.

Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии:

12.1. – птицы, не обитающие в нашем краю (павлин, фламинго, пеликан);
– птицы, живущие рядом с человеком зимой и летом (ворона, воробей, сорока);
– хищные птицы (филин, сокол, орел);
– птицы на длинных ногах, обитающие в нашей стране у водоемов (аист, цапля, журавль).

12.2. – домашние: индюшка, утка, курица;
– зимующие и находящиеся вблизи человека: ворона, синица, голубь;
– перелетные: скворец, ласточка, стрижи;
– зимующие в лесу: клест, дятел, сова.

13. “Кто с кем вместе живет?”

Цель: Закрепление у детей знаний об обитателях пресных водоёмов, аквариумов, океанов, навыка группировки обитателей озер, морей по определенным признакам.

Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии:

13.2. – аквариумные – золотая рыбка, меченосец, гуппи, скалярия;
– океана – кит, дельфин, акула, скат;
– пресноводные – карась, щука, ерш, сом.

14. “Транспорт”

Цель: Закрепление знаний у детей о различных видах транспорта, навыка классифицирования предмета по определенным признакам и способу использования его людьми.

Используемые материалы: 4 серии картинок по 3 в каждой серии:

14.1. – воздушный транспорт (вертолёт, самолёт, воздушный шар);
– транспорт, передвигающийся с помощью электричества (трамвай, электричка, тролейбус);
– водный (корабль, катер, лодка);
– транспорт, передвигающийся по рельсам (трамвай, электричка, поезд).

14.2. – пассажирский (легковой автомобиль, автобус, тролейбус);
– спецтранспорт (милиция, пожарная, скорая помощь);
– техника для тяжелых работ (трактор, экскаватор, бульдозер);
– транспорт, перевозящий жидкости (молоковоз, бензовоз, бетономешалка).

15. “Дорожные знаки”

Цель: Закрепление знаний у детей о дорожных знаках, навыка классифицирования их по видам.

Используемые материалы – 4 серии картинок по 3 в каждой серии:

  1. Предписывающие знаки (велосипедная дорожка, пешеходная дорожка, движение легковых автомобилей).
  2. Запрещающие знаки (движение пешеходов запрещено, въезд запрещен, движение на велосипедах запрещено).
  3. Указательные знаки (автозаправочная станция, пункт медицинской помощи, пункт питания).
  4. Предупреждающие знаки (пешеходный переход, дорожные работы, дети).

16. “Собери соседей в ряд”

Цель: Закрепление знаний у детей о животных, навыка классифицирования животных по месту обитания.

Используемые материалы:

  1. 3 серии картинок по 4 в каждой серии:
  2. животные средней полосы;
  3. животные севера;
  4. домашние животные.

17. “Рассели по квартирам и домам”

Цель: Закрепление у детей знаний о среде и месте обитания различных животных и насекомых, навыка объединения животных в группы по заданному признаку, правилу.

Используемые материалы: 3 серии картинок по 4 в каждой серии:

17.1. – ласточка, гнездо, город;
– лиса, нора, лес:
– пчела, улей, сад;
– собака, будка, село.

17.2. – медведь, берлога, лес;
– гусеница, листья, сад;
– конь, стойло, село;
– лягушка, кувшинка, водоем.

17.3. – муравей, муравейник, лес;
– мышь, норка, село;
– котенок, корзинка, город;
– скворец, скворечник, сад.

(В некоторых случаях, возможно, перегруппировывать места обитания.)

Пособие проходит апробацию с 01 сентября 2007 года на индивидуальных занятиях с детьми 6–7 лет (12 чел.)

Разноуровневая диагностика качества выполнения заданий на пособии “Умные квадраты” показала, что из 12 детей (100 %), имеют высокий уровень – 7 чел. (58 %), средний уровень – 5 чел. (42 %).