Разработка урока по русскому языку "Роль имен прилагательных в речи"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • роль имен прилагательных в речи (выделительная, описательная, оценочная);
  • грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксическая роль прилагательных;
  • их способности согласовываться с существительными в роде, числе и падеже.

Тренировка памяти, развитие речи, расширение кругозора ребят; привитие любви к родному языку.

Оборудование урока: опорные таблицы по русскому языку, карточки с индивидуальным заданием, тексты для анализа. Использование компьютера для индивидуальных и совместных работ.

Организационный момент.

- Мы сегодня не только повторим все известные нам сведения о прилагательных, но, и анализируя тексты, определим роль имен прилагательных в речи (запись на доске: выделительная, оценочная, описательная роль имен прилагательных).

- Сегодня к нашему багажу знаний прибавится еще одна крупица. Что бы мы ни делали, чем бы мы ни занимались, всегда стремимся назвать предмет, оценить его, определить качественную сторону. Для этой цели и существуют имена прилагательные.

- Определите правильную последовательность следующих словосочетаний:

А) самостоятельная часть;

Б) отвечает на вопросы: какой? чей?;

В) обозначает признак предмета;

Г) часть речи.

Дайте определение имени прилагательного.

На экран проецируется опорный конспект.

Повторение

1. Спишите текст, подчеркните грамматические основы, а также прилагательные как члены предложения.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера. (Ф.И. Тютчев)

- Какие синтаксические функции выполняет прилагательное?

- Каково общее грамматическое значение прилагательного?

- Укажите род, число, падеж имен прилагательных.

2. Индивидуальное дифференцированное задание (задания выполняются по “Рабочей тетради по русскому языку” В.В.Бабайцевой, М.И.Сергиенко для 6 класса).

1) Заключите в скобки “четвертое лишнее”.

1. Песчаный, кожаный, серебряный, туманный.

2. Серебряный, оловянный, деревянный, стеклянный.

3. Органный, барабанный, карманный, кожаный.

4. Былинный, ослиный, куриный, орлиный.

2).. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте суффиксы.

Серебря…ый, пусты…ый, ястреби…ый, кожа…ый, деревя…ый, стекля…ый, журавли..ый, смороди…ый, маши…ый, стари…ый, дли…ый, мыши..ый, соломе…ый, зеле..ый.

3).. Образуйте прилагательные от существительных, определите разряд полученных прилагательных.

Грусть _________________________________

Камень_________________________________

Медведь________________________________

Птица__________________________________

Дерево_________________________________

Торжество______________________________

На экране тексты. Нам предстоит прочитать их и проанализировать:

Текст №1. Какие признаки пуговиц названы с помощью прилагательных?

“Мальчишка, собиравший ракушки в прибрежной воде, пулей выскочил на берег и начал высыпать на землю содержимое своих карманов.

- Одной пуговицы хватит.

- Какую лучше? Костяную, плюшевую, стеклянную, металлическую? Однотонную, пеструю, полосатую или клетчатую? Круглую, овальную или длинную?

- Для игры подойдет обыкновенная брючная пуговица, - сказал его приятель”.

Выпишите по три прилагательных в каждую группу по цвету, форме и качеству.

Какую из трех функций выполняет прилагательное в данном тексте? (Выделительную)

К какому разряду относятся данные прилагательные? (Относительные, качественные)

Текст №2. Прочитайте текст, отгадайте, о какой птице идет речь. Слова какой части речи помогли нам узнать эту птицу?

“У … по бокам перышки совсем белые. А вот крылья, голова и хвост черные, как у вороны. Очень красив у нее хвост. Он длинный, прямой. Перья на нем зеленоватые.

… - птица нарядная, ловкая, подвижная”.

Распределите все прилагательные по группам (по цвету, по форме, по отношению автора к предмету описания).

Какую из трех функций выполняет прилагательное в данном тексте? (Описательную и оценочную). К какому разряду относятся данные прилагательные? (Качественные).

Текст №3. Прочитайте текст. С какой целью используются имена прилагательные в отрывке из рассказа А.П.Чехова “Мальчики”?

“Три сестры Володи сидели за столом и не отрывали глаз от нового знакомого. Чечевицын был такого же возраста и роста, как Володя, но не такой пухлый и белый, а худой, смуглый, покрытый веснушками. Волосы у него были щетинистые, глаза узенькие, губы толстые. Был он очень некрасивый. По наружности его можно было принять за кухаркина сына, если бы на нем не было гимназической куртки”.

Автор рисует портрет мальчика, описывает его внешность, следовательно, у прилагательных описательная функция (описание внешности героя) и выделительная функция (сравнивает двух мальчиков), а слова очень некрасивый являются оценочными). К какому разряду относятся данные прилагательные? (Качественные).

Проанализировав данные тексты, мы пришли к выводу, что имена прилагательные делают нашу речь красивой, образной, выразительной, помогают выделить предметы из ряда одинаковых предметов, служат для передачи отношения говорящего к предмету описания.

Текст №4. Прочитайте текст. Подберите подходящие по смыслу имена прилагательные.

- Постарайтесь подобрать такие прилагательные, которые выразили бы ваше отношение к предмету описания.

“Великолепен вид зимнего леса! В … сосновом бору было тихо. Все покрыто белым …снегом. В … воздухе носились … … пушинки. … ветки украсились … инеем. В этом …зимнем наряде каждая ветка казалась …”.

Слова для справок: удивительный, пушистый, прозрачный, легкий, серебристый, сказочный, прекрасный, кудрявые, белоснежные, чудесный.

- Слова какой части речи помогли создать выразительный, красивый образ леса?

Выразить свое отношение к предмету? Какую из трех функций выполняют здесь имена прилагательные? (Оценочную).

Текст №5. Для анализа берем отрывок из произведения И.С.Соколова-Микитова “Русский лес”.

“Зимой и летом, осенью и весной хорош русский лес. В тихий зимний день выйдешь, бывало, в лес на лыжах и не надышишься. Глубокие, чистые, лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей”.

- Сравним прилагательные:

Тихий день белый снег.

Кружевные арки молодые березы.

Тяжелые шапки маленькие ели.

- Слева – прилагательные - эпитеты, справа – прилагательные – не эпитеты. Их различие в том, что первые создают художественный образ, вторые называют конкретные признаки существительных: цвет, размер, возраст.

- Каким чувством пронизано произведение Соколова-Микитова?

Вывод: Произведение поражает нас любовью к родной природе.

Игра-задача

Превратите относительные и притяжательные прилагательные в качественные.

Волчий______________________________________

Лебединый___________________________________

Серебряный__________________________________

Заячий_______________________________________

Золотой______________________________________

Стальной_____________________________________

Подведение итогов.

Имена прилагательные дают нам возможность не только украсить нашу речь, но и выразить наше отношение к предмету, о котором мы говорим. Прилагательные помогают нам выделить наиболее яркие, отличительные признаки предмета.