Урок поэзии в 6-м классе. Урок литературы

Разделы: Литература


Цели урока:

  • закрепить на уроке понятие “поэзия”, вспомнить особенности творчества В. Смирнова, О. Вороновой, В. Семёнова, В. Тимофеева;
  • закрепить умение составлять рифмы, работать над выразительностью речи;
  • воспитывать любовь к краю, где родился и живёшь, к своей малой родине, воспитывать интерес к предмету, самостоятельность;
  • развивать устную речь, память, мышление, воображение

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

- Игра “1, 2. стоп”.

Посмотрите, пожалуйста, на доску и скажите, какой урок сейчас вас ожидает.

У О П И Ы О Р Н Э Х Ц З Е Ь И М С Я Щ А

- “Урок поэзии” предполагает слияние образа и смысла, поэтичность написания, выход за рамки однозначности, развитие образного мышления.

- Прослушайте стихотворение и скажите, какие вы услышали слова, которые отвечают на вопрос “Что такое поэзия?”

Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что поэзия – “дух”,
Равнообъемлющий дух. Но поэт выберет
Главное даже из двух.

Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что поэзия – “плоть”,
Так отчего же не любит поэт
Всякую тварь, как задумал господь?

Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что поэзия – “явь”,
Что же ты в драку суёшься поэт?
Трезвому голосу яви не вняв?

Определенья поэзии нет.
Можно сказать, что в поэзии – суть.
Так отчего же за 1000 лет –
Ей от сомненья нельзя отдохнуть.

Есть очертанье у туч грозовых,
А у любви и у музыки нет –
Вечная тайна! Сама отзовись!
Кто ты поэзия? Дай мне ответ!

- Что такое поэзия? (Словесное творчество, стихотворное)

- Дадим определения каждому понятию.

Дух – внутренняя моральная сила, побуждение к действию.

Плоть – реальный образ, воплощённый в телесный.

Явь – реальная действительность

Суть – самое главное и существенное

- А какие определения вы дадите понятию “поэзия”? (Поэзия – стихи, произведения, написанные стихами)

- Кто такой автор произведений? (Поэт)

II. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке мы вспомним мурманских поэтов, поговорим об их творчестве, будем выполнять задания в группах.

- Немецкий поэт, учёный Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832) говорил: “Чтобы понять поэта, нужно идти в страну поэта”.

- Что имел в виду Гете? (Страна – это то место, где он вырос, где его маленькая родина)

- Родная земля со всей жизнью на ней, жизнью лесов и вод, птиц, зверей, людей. Именно земля родная формирует творческую личность. Подберите синонимы к слову “Родная земля”.

- А каких поэтов Крайнего Севера вы знаете?

III. Работа в группах.

Угадайте о ком это?

а) Это поэт родился в Харьковской области в станице Боровая. Окончил ММХ им. Месяцева. Был моряком, журналистом. Член союза писателей. (Тимофеев Виктор Леонтьевич)

б) Родился 30 сентября 1937 года в пос. Териберка. В Коле работал сотрудником газеты, был автором и ведущим программы “Край морошковый”. Переводчик стихов О. Вороновой. Выпускник нашей школы. (Смирнов Владимир Александрович)

в) Его фамилия – псевдоним. Настоящая фамилия – Смирнов Владимир Петрович. Родом с Новгородчины, член Союза писателей. (Семёнов Владимир Петрович)

г) Эта поэтесса родилась в с. Чальмны – Варрэ, что означает “глаза леса”. Некоторое время работала библиотекарем в Ревде, закончила ЛГУ им. Герцена, член Союза писателей. (Воронов Октябрина Владимировна)

А что объединяет всех этих замечательных поэтов? Вспомним стихи, которые они написали. (Дети читают стихи)

Задания группам:

1. В конверте лежит листок с названиями сборников стихов.

1 ГРУППА

Перечислить сборники, которые написала О. Воронова (“Ялла”, “Поле жизни”, “Снежница”, “Вольная птица”).

2 ГРУППА

Перечислить сборники, которые написал В. Смирнов “Поморье”, “Круги земли”, “Таёжные маяки”, “Жизнь, которой живу”.

2. Даны строчки стихов, которые перепутаны, найдите каждой строчке место в стихотворении, назовите фамилию поэта и название стихотворения. (стихи в конверте)

3. Придумайте рифму. Дописать две строчки к стихам ,прочитать получившиеся

- Бродят лесом вьюги, снегопады, -

Не медведям никакой беды…. (В. Смирнов “Лес к реке спускается полого…”)

- Человек родился… Человек!

Маленький, почти, как воробей… (В. Тихонов “Человек родился”)

4. 4. Игра “Живые рифмы”: называется строчка стихотворения, ребёнок должен построится в ряд, услышав каждый свою рифму. Слова записаны на листках и розданы детям в любом порядке в разных группах. Выигрывает та группа, которая верно услышала рифму и построилась.

- В чём смысл жизни О. Вороновой? (Читает ученик)

Хочу остаться на земле
Хотя бы искоркой в золе,
Хотя б в скупом рассвете дня,
Чтоб дети помнили меня…

- В Семёнов писал: “ Люблю я заполярный край, за крайности и за бескрайность. (Читает ученик)

- В Тимофеев говорил:

“Есть родина – бескрайние просторы,
Границы и парадный блеск столиц,
Есть родина – деревня, средь которой
Избушка наша отчая стоит”.

- Страна поэта В. Смирнова, в которую надо идти, если мы хотим всерьёз разобраться в его творчестве – это Север, место где проходило его детство и отрочество. Места, которым поэт не изменял ни биографией своей, ни стихами. Есть страна…. (Читает ученик)

- В прошлом году мы проводили конкурс стихов на лучшее стихотворение о Кольском крае. Ребята приняли активное участие. Вот лучшие стихи, которые помещены в сборник “Городок мой Кола”. Дети сейчас их прочитают.

Я хочу, чтоб в моем городе
Люди стали вдруг добрее,
Чтобы больше улыбались,
Становясь на миг мудрее.

Я хочу, чтоб нашим городом
Все коляне лишь гордились,
Чтобы в школе новым светом
Стены, окна осветились!

Я хочу, чтоб в моем городе
Были счастливы все дети!
Без проблем учились в школе,
Узнавая все на свете! Сафронова Александра

Живу за Полярным кругом
И радуюсь каждому дню,
Мой город старинный и мудрый,
Я юность дарю ему.

В полярные ночи темные
Огнями он светит мне,
А летом в дни полярные
Одарит теплом души.

Я хочу, чтоб в городе моем,
Который в России есть,
Всегда был покой и счастье,
Ведь все это в мире есть! Лукачева Татьяна

Там, где сливаются две реки в море,
На суровой северной земле
Стоит маленький город Кола
Самый милый и добрый душе.

Мой город мал, но и красив,
В нем есть душа и стать,
Люблю по улицам осенним
Я тихим вечером гулять.

Красив закат, что озаряет чудесным цветом купола,
И крики чаек над заливом
Нам шлют привет издалека. Юнусова Мария

IV. Итог урока.

Пройдут годы, и, может быть, будущие 6-классники также будут восхищаться стихами наших ребят, как мы сегодня читаем стихи Смирнова, Вороновой, Семёнова, Тимофеева.