Урок по теме "Действия с десятичными дробями"

Разделы: Математика


Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность"
Бернард Шоу

Цели урока:

  • систематизировать знания обучающихся по теме "Действия с десятичными дробями";
  • закрепить навыки выполнения действий над десятичными дробями;
  • развивать вычислительные навыки обучающихся, память, внимание, мышление;
  • работать над совершенствованием математически грамотной речи;
  • формировать умение рационально выполнять и оформлять свою учебную работу;
  • воспитывать самостоятельность, познавательный интерес к предмету, расширять кругозор обучающихся.

Оборудование: мультимедийная установка; распечатка тестов.

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Повторение и коррекция опорных знаний.
  4. Физкультминутка.
  5. Решение заданий по теме "Десятичные дроби".
  6. Самостоятельная работа.
  7. Итог урока.
  8. Задание на дом.

Ход урока

1. Организационный момент: настроить ребят на рабочий ритм.

2. Проверка домашнего задания

Дома вам нужно было решить анаграмму, выполнив следующие примеры:

а) 15,81:(24-23,66)-18:37,5

1) 34-К 2)4,65-И 3) 4,8-М 4) 4602-П
0,34-Б 465-Р 0,48- Е 0,4602-Э
3,4-О 46,5-Л 48-Н 46,02-З

б)

1) 0,8-Я 2) 6,8-А 3) 1-Ж 4) 48,75-Щ
8-П 68-Х 0,01-Ю 4,875-К
9-Ф 90-Ч 0,1-С 4567-Ы
5) 3,75-А 6) 103-Й 7) 130-Д
30,75-У 1,3-Л 0,013-О
8675- Ъ 2,3-Т 0,13- Ь

Ответ: Блез Паскаль.

Историческая справка: Великий учёный Блез Паскаль внёс огромный вклад в развитие математики. Именно он сконструировал первую механическую счётную машину. Сегодня мы на уроке заглянем вглубь веков, постоим у истоков современной науки, поговорим о вычислительных машинах, которые использует человек для облегчения счёта.

3. Повторение и коррекция опорных знаний.

Устная работа.

1) Уравняйте количество знаков после запятой в следующих дробях:

4,7; 0,245; 3,06

2) Расставьте числа на координатном луче, сформулируйте правило сравнения дробей.

Каждому числу соответствует определённая буква. У вас должно получится название страны, в которой жил Блез Паскаль.

3,06-Ц 2,2-Н 5,1-Я 3,99-И 0,7-Р 0,245-Ф 1-А

3) Заполните пропуски:

а) Чтобы сложить (вычесть) десятичные дроби нужно:

1) _________ в этих дробях количество знаков ____________;

2) записать их друг под другом так, чтобы ______________________________;

3) выполнить сложение ( вычитание) __________________________________ ;

4)поставить в ответе запятую ______________________ .

б) Чтобы умножить две десятичные дроби, надо:

1) выполнить умножение, ________________________;

2) отделить запятой ______________________________________________ .

в) Чтобы разделить число на десятичную дробь, надо:

1) в делимом и делителе перенести запятую ______________________________ ;

2) после этого выполнить деление на ________________________ .

4. Физкультминутка.

5. Решение задач по теме: "Десятичные дроби".

Найди неверный ответ

17,01+0,063=17,073

207- 1,63=205,37

1,5*4,76=7,14

77,66:0,23=1642

(Ответ: 1642)

Историческая справка: В этом году французский учёный Блез Паскаль сконструировал свою первую счётную механическую машину. Машина Паскаля могла только складывать и вычитать.

Решить уравнение:

3059,2-1,8х=10

(Ответ: 1694)

Историческая справка: Созданная в 1694 году Лейбницем счётная машина обладала гораздо большими возможностями - она умела складывать, вычитать, умножать, делить, возводить в степень и извлекать квадратные корни. Однако она была слишком громоздкой и работала очень медленно.

Решить задачу:

Второй велосипедист едет вслед за первым. Скорость первого велосипедиста 12,6 км/ч, а скорость второго 13,8 км/ч. Сейчас между ними 0,52 км. Какое расстояние было между ними 0,4 часа назад?

4) В настоящее время для удобства и быстрого выполнения вычислений используют микрокалькуляторы.

Составить программу для вычисления следующего примера:

(6,9-5,52 : 0,69* 0,85)*(( 5-0,125) : ( 3,7+0,05)).

Выполните действия с помощью микрокалькулятора.

Историческая справка: Впервые, идею программирования вычислений выдвинул в 19 веке англичанин Чарльз Бэббидж. Он придумал ввод программ в машину с помощью перфокарт, ввёл память для промежуточных вычислений, предложил использовать двоичную систему счисления.

Машина Бэббиджа, как и её предшественницы, была механической.

И лишь в 20 веке были созданы сначала электромеханические, а затем и электронные вычислительные машины.

6. Самостоятельная работа. Выполнить тест (по вариантам.)

Вариант 1. Вариант 2.
Вычислите: 3,34+28,7

а) 32,04; б) 31,41; в) 31,04; в) 62,1.

1. Вычислите: 6,35-3,5

а) 2,85; б) 3,3; в) 6; г) 3,85.

Вычислите: 0,34 0,8.

а) 2,72; б) 0,272; в)27,2; г) 0,0272.

2. Вычислите: 0,70,26.

а) 0,182; б)0,0182; в) 1,82; г) 18,2.

Вычислите: 20,40,8.

а) 25,5; б) 2,55; в) 0,255; г) 255.

3. Вычислите: 725.

а)0,725; б) 0,28; в) 0,028; г) 2,8.

Округлите 0,6539 до сотых.

а) 0,7; б) 0,65; в) 0,66; г) 0,654.

4. Округлите 0,2518 до десятых.

а) 0,25; б) 0,2; в) 0,3; г) 0,251.

Расположите в порядке убывания числа

3,78; 3,784; 3,7801.

5. Расположите в порядке убывания числа

1,4302; 1,43; 1,437.

Из чисел 1; ; 1,05; выберите наименьшее. 6 Из чисел 0,98; ; 1; выберите наибольшее.

7. Итог урока.

повторить правила сложения, вычитания, умножения и деления десятичных дробей.

8. Задание на дом. № 1802; 1806.

Литература:

  1. Н.Я. Виленкин и др.Математика.5 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений - М.: Мнемозина, 2008.
  2. Чесноков А.С.,Нешков К.И. Дидактические материалы для 5 класса. - М.:Классик Стиль,2007.
  3. И.Я Депман, Н.Я. Виленкин.За страницами учебника математики.-М.:Просвещение,1989.

Приложение 1, приложение 2.