Активные методы обучения в преподавании инженерной графики в группах 2-го курса техникума

Разделы: Технология


Преподаватель должен научить студентов не просто запоминать и воспроизводить знания, а применять их на практике, при этом уметь ориентироваться в мире информации, добывать её самостоятельно, усваивать в виде знаний, т. е. научить учиться.

Решить поставленные перед собой задачи преподаватель может через применение активных форм и методов обучения, в том числе и через метод учебных проектов.

В современной педагогике отмечается, что метод проектов возможен при осуществлении деятельностно-личностного подхода, который предпологает:

  • связь обучения с жизнью;
  • развитие самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе;
  • развитие умения адаптироваться к действительности;
  • умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.

Метод учебных проектов, применяемый в преподавании графических дисциплин, позволяет студентам не только получить новые и закрепить уже имеющиеся знания, применить их на практике, совершенствовать графические умения и навыки, но и реализовать элементы профессиональной деятельности. Таким образом, метод учебных проектов помогает осуществлять межпредметную связь при изучении и в дальнейшем при выполнении курсовых проектов по дисциплине "Ремонт автомобилей и двигателей".

Нами был разработан и осуществлён проект по инженерной графике, которая изучается на вторых курсах техникума в рамках учебной программы. Выполнение проекта осуществлялось при изучении темы "Эскизы и рабочие чертежи".

Название проекта: "Конструкторское бюро".

Предмет: инженерная графика.

Класс: 2-й курс техникума, группы ЭМ и ТА.

Время работы над проектом: 2 учебных часа (90 минут).

Тип групп: малые группы по 3-4 человека.

Основные цели:

- развитие творческих способностей студентов;

- формирование прочных знаний о выполнении эскизов деталей;

- формирование умений самостоятельно разрабатывать и выполнять эскизы предложенных деталей для эскизирования;

- развитие графических умений и навыков;

- воспитание самостоятельности и творческой активности;

- формирование коммуникативных умений.

Постановка перед студентами проблемной задачи: разработать конкурентноспособный документ , в виде эскиза детали подлежащей ремонтным операциям.

План работы над проектом:

1) Создание групп, сообщение и обсуждение проблемы, составление плана работы над проектом. На этом этапе обсуждение проблемы проводится преподавателем как фронтально со всеми студентами, так и самостоятельно внутри групп, при этом преподаватель может предложить рассмотреть различные варианты по ремонту повреждённой или изношенной детали. Детали для эскизирования выдаются односложные (валы), имеющие изношенные или повреждённые рабочие поверхности, а также центровые отверстия, кольцевые проточки, шпоночные пазы, внутренние полые поверхности и т. д.

2) Выполнение эскизов, для технологии по ремонту изношенной или повреждённой поверхности детали выбранной группой.

3) Подбор по учебной и справочной литературе необходимых данных для выполнения эскиза.

На втором и третьем этапе студенты работают самостоятельно, при незначительном участии преподавателя, который исполняет роль консультанта.

4) Оформление проекта и презентация результатов, которая завершает работу. Выступая перед аудиторией студентов, студенты рассказывают о том, как обсуждалась поставленная проблемная ситуация, рождалась идея, аргументируя принятое решение, о том, как были использованы полученные на уроках знания, житейский опыт. Каждая группа предъявляет самоанализ своей деятельности. На этом этапе преподаватель определяет глубину знаний по изучаемой теме, как студенты справились с применением этих знаний, отмечает то, какие практические умения они приобрели.

Оценивают проект не только преподаватель, но и студенты. Наблюдение показало, что оценка студентами результатов своих одногруппников вполне объективна и имеет большое воспитательное значение.

Работа студентов.

Презентация.

"Мы выбрали данную технологию по ремонту детали из соображений экономии при восстановлении повреждённых поверхностей детали (каждая группа высказывает свои соображения).

Мы считаем, что выбранная технология ремонта изношенной поверхности вала наиболее приемлема в данном случае (каждая группа аргументирует свои соображения).