Программа предпрофильного элективного курса по истории Отечества для 9-го класса "История в лицах: реформы и реформаторы"

Разделы: История и обществознание


"Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:"
Митрополит Амвросий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа элективного курса предназначена для изучения учащимися 9 классов и рассчитана на 17 часов, количество часов может быть увеличено за счет изучения дополнительного материала, а также расширения данного материала.

Особая значимость курса на современном этапе выражается в том, что данный курс

  • уникален по своему влиянию на формирование системы мышления, давая возможность человеку свободно передвигаться в историческом пространстве и вооружая его знанием исторического опыта, что в конечном итоге позволяет правильно оценивать современные политические и социальные процессы;
  • исторические знания способствуют формированию собственной точки зрения личности, ее независимых оценок, но вместе с тем учат ценить и уважать мнения других;
  • они воспитывают в личности такие важные для жизни в современном обществе качества, как широта мышления и мировоззрения, толерантность, гражданская смелость, творческое воображение;
  • подготавливают молодежь к самостоятельной жизни в современном мире.

Новизной предлагаемого варианта программы является обращение к проблематике влияния личности на историю. История нашего Отечества многолика, но она одна. Она слагалась из деятельности многих замечательных людей: государей и реформаторов, военачальников и политиков, деятелей культуры и дипломатов, купцов и врачей, промышленников и священников. Поэтому эпиграфом данного элективного курса служат слова митрополита Амвросия "Служить Отечеству всяк и по совести и по должности обязан:". А изучение истории российской цивилизации, роли в ней реформаторской деятельности позволяет по-новому поставить и разрешить гражданские чувства, ощущения своей принадлежности к великой и сложной культуре, занимающей большое место в мировой истории.

Цель элективного курса "История в лицах" - расширение знаний учащихся о роли личности в истории. В настоящее время это имеет большое значение. Движение современного общества вперед требует от подрастающего поколения инициативности, умения самостоятельно принимать решения, активной жизненной позиции. На примере исторических деятелей учащиеся могут формировать в себе необходимые качества личности.

Задачи данного курса:

Углубить знания по предлагаемой проблеме, сформировать осознанный интерес к данной области знаний, помочь в выборе профиля.

Программа составлена исходя из целей обучения истории в основной школе:

  • формирование у учащихся целостного представления об основных этапах исторического пути человечества, многообразии форм исторического развития;
  • выработка у школьников представлений об основных источниках знаний о прошлом и настоящем, о неоднозначности восприятия, отражения и объяснении событий истории и современности;
  • развитие у учащихся способностей рассматривать события и явления прошлого, настоящего, пользуясь приемами исторического анализа, применять исторические знания при рассмотрении и оценке современных событий;
  • формирование ценностных ориентаций и убеждений школьников на основе личностного осмысления социального, духовного, нравственного опыта людей в прошлом и настоящем, восприятия идей гуманизма, уважения прав человека и демократических ценностей, патриотизма и взаимопонимания между народами.

В процессе изучения курса происходит формирование общеучебных умений:

  • анализ и сопоставление фактов;
  • работа с учебной, научной-поплярной и художественной литературой;
  • анализ документов;
  • оформление сообщений и рефератов и мультимедийных проэктов.

В связи с этим актуальным направлением является: Создание условий для самостоятельной проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Фактологический материал отбирается исходя из критериев, направленных на формирование личностного отношения к истории, и на стимулирование желания самостоятельного поиска и расширений знаний по истории.

Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении элективного курса следующие формы и приемы:

- лекции с последующим опросом;

- лекции с обсуждением документов;

- эвристические беседы; семинары - "Круглые столы"; практические работы;

- "мозговой штурм";

- викторины, конференции.

Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса учащихся и формирование творческих умений, таких как:

- умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;

- умение выдвинуть гипотезу;

- умение делать обобщения;

- умение систематизировать материал;;

- умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);

-умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);

- умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности);

- умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность.

Чтобы оценить образовательную деятельность учащихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать популярные формы проверки знаний - тесты, исторические диктанты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками, обобщающие вопросы и задания. Они же и являются измерителем обученности учащихся. Применение рейтинговой системы оценивания дает возможность более творчески подойти к этой работе.

По окончании изучения элективного курса учащиеся должны:

- соотносить единичные факты и общие явления и процессы;

- называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей;

- сравнивать исторические события и исторических деятелей;

- излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей;

- объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;

- сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем Всего часов Лекции Практика Семинары Формы контроля
1 Введение. Знакомство со структурой курса. 1 1     Лекция с мультимедийным сопровождением
2, 3 Российское реформаторство 2 1   1 Лекция - семинар.
4, 5 Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир 2   1 1 Практическая работа

Круглый стол

6, 7, 8 Елена Глинская и Иван 4: как личности, правители, политики. 3 1 1 1 Лекция м/м

Семинар Практическая работа Тестирование

9,10,

11

Софья и Петр 1 - равносильные ли величины?

Петр 1 - реформатор: "чудо иль чудовище"?:

"Птенцы Петрова"

3 1 1 1 Лекция м/м

Круглый стол

Беседа (сообщения, эссе, документы), работа с карточками.

12,

13

Александр 2 и его окружение: великие реформы 2   1 1 Эвристическая беседа

Практикум

14,

15

Витте Ю.С., П.А.Столыпин - последние реформаторы российской империи 2 1 1   Лкция-мультимедия

Круглый стол

Сравнительный анализ - практикум

16 Викторина

"Интеллектуальный лабиринт"

1   1   "Мозговой штурм"
17 Итоговое занятие. Конференция. 2   1   Защита рефератов, мультимедийных проектов
  Итого 17 5 7 5  

Условия для реализации

Занятия по изучению элективного курса желательно проводить в кабинете истории, имея оборудование: комплекты настенных карт, атласов по истории, иллюстративный, справочный материал, научную и методическую литературу, дидактический и раздаточный материал, аудио- и видеоаппаратуру

В программе предусмотрены вводный и обобщающий уроки, которые способствуют формированию у учащихся целостных исторических представлений, установлению преемственности в изучении истории на уроках и на спецкурсе, лучшей организации познавательной деятельности школьников.

Программа курса "История в лицах: РЕФОРМЫ И РЕФОРМАТОРЫ"

Введение. Знакомство со структурой курса (1 час).

Лекция: Структура курса, его особенности. Необходимость и актуальность изучения истории. Роль личности в историческом процессе. Реформы и реформаторы, их роль в развитии государства. Требования к оформлению творческих работ: докладов, сообщений, рефератов, мультимедийного сопровождения урока.

Тема 1. Российское реформаторство (2 часа).

Лекция-беседа "Российское реформаторство", с использованием мультимедии.

Семинар "Реформы и реформаторы", "Мозговой штурм".

Что такое реформа? Кого мы назовем реформатором? Реформа и революция, сравнительный анализ. Положительные и отрицательные стороны реформ. Проведение реформы "сверху". Роль реформаторов в развитии российского государства.

Тема 2. Первые отечественные реформаторы и их преобразования: Ольга и Владимир Святославович. (2 часа).

Практическое занятие "Что такое реформа?".

Круглый стол: "Первые русские реформаторы: княгиня Ольга и Владимир Святославович как личности и политики".

Происхождение и жизнь княгини Ольги и ее внука Влаимира.

Их роль в развитии русского государства. Административно-финансовая реформа княгини Ольги. Ее вклад в развитие русской истории. Религиозные реформы Владимира: Пантеон языческих богов и Крещение Руси. Значение принятия христианства Русью, его плюсы и минусы.

Тема 3. Елена Глинская и Иван Грозный (3 часа).

Лекция с мультимедией: "Реформы XVI века: Преобразования в годы правления Елены Глинской и Ивана 4"

Семинар по теме:"Елена Глинская и Иван Грозный: политики, правители и просто личности".

Причины проведения реформ в XVI веке. Реформаторская деятельность Избранной рады. Роль протопопа Сильвестра, Алексея Адашева, Андрея Курбского в деятельности Избранной рады. Иван Грозный и его преобразования. Опричнина: причины ее возникновения и результаты.

Практическая работа: "Женщины реформаторы". Сравнительный анализ деятельности Ольги и Елены Глинской. Работа с документами. Тестирование.

Тема 4. Петр I: "чудо" иль "чудовище"? (3 часа).

Лекция с мультимедийным сопровождением "Софья и Петр 1 - равносильные ли величины?"

Круглый стол с элементами практической работы: "Петр I: чудо иль чудовище?".

Причины проведения реформ в начале XVIII в. Цели реформаторской деятельности Петра I. Какой хотел видеть страну великий реформатор. Методы достижения цели.. Итоги реформаторской деятельности Петра I.

Работа с текстом + тестирование

Семинар по теме: Петр и "птенцы гнезда Петрова" (Сообщения, эссе)

Тема 5. "Александр II и его окружение: великие реформы" (2 часа).

Эвристическая беседа "Великие реформы царя освободителя и их природа".

Личность Александра II и его окружение. Причины проведения реформ во второй половине XIX в. Цели и методы проведения реформ второй половины XIX в. Особенности подготовки и проведения крестьянской реформы. Значение реформ Александра II.

Практикум: Работа с документами, тестирование, составление эссе.

Тема 6. Последние реформаторы Российской империи (2 часа).

Лекция с использованием мультимедии "С.Ю. Витте" и "П. А. Столыпин".

Круглый стол: "Последние реформаторы Российской империи"

Личность С.Ю. Витте и П. А. Столыпина. Деятельность Витте и Столыпина. Сравнительный анализ подходов к реформированию России.

Итоги и дальнейшая судьба реформаторской деятельности С.Ю. Витте и П. А. Столыпина.

Викторина: Интеллектуальный лабиринт (1 час).

Актуализация знаний учащихся по изученным вопросам - "Мозговой штурм". Групповая работа - развитие коммуникативных навыков.

Итоговое занятие: История в лицах + конференция.(1 час).

Защита рефератов, мультимедийных проектов.

Литература

1. Аверх, А. Я. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991.

2. Анисимов, Е. В. Время петровских реформ. - Л., 1989.

3. Журнал "Преподавание истории в школе". - 1997. - № 1; 2000. - № 4.

4. Захарова, Л. Г. Александр II // Вопросы истории. - 1992. - № 6-7.

5. История. Тренировочные задания повышенной сложности для подготовки к единому государственному экзамену: работа с историческими документами / авт.-сост. Н. А. Григорьева, Н. И. Чеботарева. - Волгоград: Учитель, 2004.

6. История. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену // сост. Л. Н. Алексашкина и др. - М.: Интеллект-Центр, 2004.

7. Князьков, С. Из прошлого русской земли: время Петра Великого. - Репринт. изд. - М., 1991.

8. Кобрин, В. Б. Иван Грозный. - М., 1989.

9. Литвак, Б. Г. Переворот 1891 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. - М., 1991.

10. Лютых, А. А., Скобелкин, О. В., Тонких, В. А. История России: курс лекций. - Воронеж: Информатор, 1993.

11. Павленко, Н. И. Петр Великий. - М., 1990.

12. Троицкий, Н. А. Россия в XIX веке: курс лекций. - М.: Высшая школа, 1999.

13. Школьная энциклопедия "Руссика". История России. XVIII- XIX вв. - М.: Олма-Пресс Образование, 2003.