Разработка урока литературы "Роль малой родины в формировании творческого мировозрения А.И. Солженицина"

Разделы: Литература


Цель работы: познакомить учащихся с истоками формирования тематической и идейной направленности творчества А. И. Солженицына.

Задачи работы:

  1. Выявить значение малой родины в становлении А. И. Солженицына - писателя, философа, политика.
  2. Проанализировать тематическую направленность произведений писателя.
  3. Исследовать лексические предпочтения мастера.
  4. Сделать выводы об огромном влиянии на жизнь, творчество, судьбу человека духовных ценностей малой родины.

План урока:

1. Слово учителя (погружение в тему).

2. Выступление подготовленных учащихся:

  • Малая родина в жизни А. И. Солженицына.
  • Формирование основных концептов творчества.
  • Тематическая направленность творчества А.И.Солженицына.
  • Роль личности писателя в истории России 20 века.

3. Практическая работа.

  • Лексические предпочтения писателя.
  • Сила национального характера россиян.
  • Диалектизмы и просторечья Ставрополья.
  • Словотворчество по народному образцу.

4. Рефлексия. Выводы об огромном влиянии на жизнь, творчество, судьбу писателя духовных ценностей малой родины.

5. Задание на дом.

Оборудование:

  • медиапрезентация (иллюстрирует материал урока) (см. Приложение 1);
  • фотографии;
  • хронологическая таблица жизни и творчества автора (собранная в ходе проекта) (см. Приложение 2);
  • цитатники к уроку (индивидуальная работа уч-ся).

Поисковый материал:

  • запись интервью;
  • материалы личных архивов родных Солженицына (проектная деятельность уч-ся).

Ход урока

(Урок возможно сократить или разделить на 2 урока.)

1. Слово учителя.

Со временем все убедительнее становятся политические и философские высказывания Солженицына, всегда основанные на незыблемых нравственно выверенных христианских постулатах. Он навсегда вошёл в историю русской литературы, потому что первый открыл миру правду о Сталинских репрессиях, показал тоталитарную мясорубку, проверяющую на прочность духовные идеалы гуманистов, реальную цену человеческих свобод социализма. Он основоположник новой прозы, где нет места вымыслу. Приукрасить происходившее - значит обмануть, предать не только читателя, но и тех людей, чьи жизни были отняты несправедливым, жестоким государством.

Выступление подготовленных учащихся:

Малая родина в жизни А. И. Солженицына.

Предки Александра Исаевича по линии отца родом из села Саблинского Александровского района. В селе сохранился один из домов, принадлежавших родным Солженицыных. В этом крепком каменном строении сейчас расположено медицинское учреждение. В «Красном колесе» исторические главы о Сане Лаженицыне и Ксении Томчак, в которых узнаются предки писателя. Счастью родителей посвящён финал романа.

Детство Александр Исаевич провёл в Кисловодске, а в Саблинском часто бывал наездами. Вот, что об исторической родине мужа говорит Н. Солженицына (Светлова, вторая жена писателя): «По возвращении в Россию мы сразу поехали на Северный Кавказ, на родину Александра Исаевича. Из села Саблинского родом мой свекор, муж родился и провел первые годы жизни в городе Кисловодске, в Георгиевске похоронена мать Александра Исаевича (умерла в годы окупации). А в Ростове он учился в школе и университете, у него там осталось много друзей. И наши сыновья тоже были на Ставрополье и в Ростове, это естественное желание - посетить места, где начинался их род».

Вот она, отправная точка, единственное место на всей Земле, которое А.И.Солженицын с трепетом душевным мог назвать: «Мой дом». Село Саблинское стало и для моей работы отправной точкой исследования истоков творческих предпочтений писателя.

Формирование основных концептов творчества.

«Человек извечно устроен так, что его мировоззрение, его мотивировки и шкала оценок, его действия и намерения определяются его личным и групповым жизненным опытом. И это – самая здоровая основа для понимания окружающего и поведения в нём. И долгие века люди безошибочно руководились жизненным опытом в своей ограниченной местности, в своей общине, в своём обществе, наконец и на своей национальной территории», - отрывок из Нобелевской лекции А.И.Солженицына – доказательство того, что на формирование мировоззрения и писательского таланта прямое воздействие оказали годы детства и юности, проведённые на Северном Кавказе, события и люди ставшие для Александра Исаевича незабываемыми. Образцом для подражания мальчику всегда служил герой-отец, самоотверженная мать.

Учился Александр Исаевич в ростовском университете в 1939 году поступил на заочное отделение Московского института истории, философии, литературы. В том же году он женится на своей сокурснице Наталье Решетовской. Вот, что рассказала об этом периоде жизни Солженицына его первая жена: «Как-то я с друзьями (К.Симонян, Н.Виткевич, А.Ежерец) стояла в вестибюле, и вдруг прямо на нас с верхнего этажа в буквальном смысле слова свалился большой, высокий и разлохмаченный Морж (такое прозвище было у студента Солженицына)… Со мной он был нежным. Иногда дарил цветы – букетик ландышей - иногда ноты, книги. Когда мы бывали в кино или театре, Саня никогда не стоял в очереди в гардероб за пальто… он всегда в ней умудрялся быть первым. Вообще умел находить выход из любой ситуации…Жизнь у нас, молодых, начиналась красиво и шла спокойно. Если б не война…».

Второй учащийся: В конце 1942 года он уже командует батареей звуковой разведки, дослужился до капитана; награжден орденами Отечественной войны 2 степени и Красной Звезды. В конце января 45-го он выводит свою батарею из окружения, вместо награды его ждет арест за прямые высказывания о Сталине в письме другу.

Трибунал из трех человек приговорил его к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь. Он прошёл московскую и марфинскую тюрьмы, Экибастузский лагерь, изображенный им в рассказе «Один день Ивана Денисовича». Из лагеря вышел в 1953 году в день смерти Сталина, прошёл лучевую терапию в ташкентском госпитале и – выздоровел. Он посчитал это чудом, которое явил ему Господь. Писатель уверовал в своё высокое предназначение – говорить от имени мёртвых – и всю жизнь не давал себе права размениваться по пустякам. «Вся возвращённая мне жизнь с тех пор - не моя в полном смысле. Она имеет вложенную цель». Писатель полагает, что время ему отпущено не для частного бытия, но для реализации замысла: свидетельствовать о русской истории XX века, понять ее и разобраться в ее тайных и явных пружинах. С этого момента жизнь его подчинена 1 цели. «Чего-то всегда постоянно боясь – остаемся ли мы людьми?» - задаёт автор романа «В круге первом» вопрос читателю. Не праздный вопрос, вопрос на который он уже ответил себе раз и навсегда. Он жил в ссылке в Сибири, потом работал учителем в Рязани. В 57-м писатель, наконец, реабилитирован.

Вот он, вечный русский идеал – праведничество, подвижничество, самоотречение, мессианство в лучшем смысле этого слова! И при этом личная неустроенность, обездоленность, неспособность к организации своего быта.

В 59-м он за три недели написал рассказ «Один день Ивана Денисовича», впервые показавший миллионам читателей трагедию сталинских репрессий. Годом позже опубликованы в «Новом мире» несколько рассказов «Случай на станции Кречетовка», «Матренин двор» и «Для пользы дела». В ноябре 69-го Солженицына исключают из Союза писателей. Он предупреждает: «Близок час: каждый из вас будет искать, как выскрести свою подпись под сегодняшней резолюцией».

В 1970 г. А. И. Солженицын удостоен Нобелевской премии по литературе «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы». Однако советское правительство сочло решение Нобелевского комитета «политически враждебным», и Солженицын, боясь, что после поездки не сможет вернуться, на церемонии награждения не присутствовал.

12 февраля 1974 г. писатель был арестован, обвинен в измене, лишен советского гражданства и депортирован в ФРГ. Через месяц выпустили из Союза и Наталью Дмитриевну с детьми – их стало уже четверо. Она переживала: «не удастся вырастить детей с полноценным русским языком, но дети овладели всем богатством родного языка. Каждый день каждому из них я подбирала и задавала выучить одно стихотворение наизусть. Сам Александр Исаевич прочитал им «Матренин двор». «Ивана Денисовича»... Чтение было разнообразным: Пушкин, Толстой, Чехов, Булгаков...». Так жизнь Солженицына подтвердила правоту цитаты из Нобелевской лекции: «…в бесценном направлении переносит литература неопровержимый сгущённый опыт: от поколения к поколению. Так она становится живою памятью нации. Так она теплит в себе и хранит её утраченную историю – в виде, не поддающемся искажению и оболганию. Тем самым литература вместе с языком сберегает национальную душу…»

Лишенный родины и выброшенный за границу, писатель долго искал дом для семьи, родное место, потом решил жить в Соединенных Штатах.

Тематическая направленность творчества А.И.Солженицына.

«Однажды взявшись за слово, уже потом никогда не уклониться: писатель – не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он – совиновник во всём зле, совершённом у него на родине или его народом...», - поэтому отъезд за рубеж не бегство от ответственности, не отдых от бремени пророка в своём отечестве, а возможность реализовать свободу слова. Со времени переезда Солженицына на Запад вокруг его творчества ведется бурная полемика. В 1972 г. американский критик Д. Эпстайн отмечал, что для героя Солженицына «нравственный конфликт является основой всякого действия». По мнению американского исследователя Д. Франка, «основной темой романов Солженицына является прославление нравственной личности, её единственной возможности выжить в кошмарном мире, где идея гуманизма приобретает сверхценный характер». Да, «Опыт художественного исследования» государственной системы уничтожения людей в СССР получил международный резонанс, повлиял на изменение общественного сознания. Его голос, труд, жизнь принадлежат невинно убиенным жертвам тоталитарной системы. Что творцу - осуждения живых, когда на него с надеждой на бессмертие в слове глядят мёртвые. Вот она, титаническая личность в истории, кинжал дамасской стали, человек, вскормлённый гордым Кавказом!

Роль личности писателя в России 20 века.

Время – великий судья, оно всё расставляет по своим местам, кто умеет ждать, будет награждён за терпение. 26 мая 1994 года на летном поле Владивостокского аэропорта Вернувшегося на родину Солженицына ожидала толпа корреспондентов. Призывный запах степей Ставропольских, как зов материнский. И вот он с семьёй в родном Кисловодске, посетил места связанные с детством, юностью, напитался силами от земли. Запомнилась Солженицыным встреча в селе Саблинском, литературный вечер «Как долго длился этот день». Саблинское – место, дорогое сердцу писателя. Сейчас там живет двоюродная сестра Александра Исаевича. Ксения Васильевна приложила немало сил, чтобы найти адрес двоюродного брата. Просила о помощи Советский Красный Крест, но там разводили руками. Как-то заглянул к ней поэт Алексей Марков, который и переправил её весточку в США. И вскоре оттуда пришел ответ: «Дорогая сестра Ксения! Очень рад был твоему письму. Я так и догадывался, что ты за меня много перетерпела…» Ксения Васильевна не стала скрывать от двоюродного брата, что когда он был лишен гражданства, к ней частенько наведывались «искусствоведы в штатском». Встреча состоялась в сентябре 1994 года. Дорогого гостя с женой, приветствовали заместители глав администрации района А. Г. Нещадимова, сельского совета – В.И. Беседина, настоятель Саблинского храма отец Александр. Каким же увидели земляки Солженицына? «Энергичный, подтянутый, располагающий к себе, он внимательно всех слушал, интересовался: как и чем живет село, делал пометки в блокноте. Изредка переспрашивал, качал головой, вздыхал…». На кладбище, куда Александр Исаевич приехал поклониться праху дедушки и бабушки, был отслужен молебен. Потом, с женой Натальей Дмитриевной, они побывали в доме, который раньше принадлежал его деду. Писатель поделился воспоминаниями, рассказал о планах:

- Я всегда чувствовал родные корни, которые держат меня на земле в трудные времена жизни. Сабля – родина отца. Я проехал всю Россию, чтобы поклониться земле предков. Хочу посмотреть ещё провинциальную Русь, самую коренную, для того чтобы знать истинное положение дел. Потому что здоровье России в провинции.

Писатель активно включается в общественную жизнь России, постоянно критикует власть. (За это в сентябре 1995 был прекращен цикл телепередач Солженицына на канале ОРТ.) Он работает над книгой «Угодило зернышко промеж двух жерновов. Очерки изгнания». Рассказы и лирические миниатюры («Крохотки»), опубликованные Солженицыным в «Новом мире», свидетельствуют о неувядаемой мощи его дара. Он ратует за возрождение Православия, языка, искусства, истории, школы, национального характера, национальных традиций.

3. Практическая работа. Авторские неологизмы, диалектизмы и просторечья Ставрополья.

- Личность из народа – центральный образ не только публицистики, но и всего его творчества. Она понятна и близка читателю, как брат, как сын, как отец, а значит, говорит на понятном простому человеку языке. Но кому ближе других лексика Солженицына?

- Ближе всех, органичнее, чем другие, ощущаем себя к героям Солженицына именно мы, жители Северного Кавказа. Александр Исаевич, выросший здесь, всю жизнь использовал в творчестве лексические запасы, почерпнутые в детстве и юности. Мы пили с ним из одного источника слова, поэтому его словотворчество, создание новых пословиц на фольклорной основе воспринимается как нечто естественное и не вызывает затруднений при понимании.

- Если вспомнить для сравнения авторские неологизмы С.Лескова в сказе «Левша», то над их значением мы хотя бы на миг задумываемся, такая народная стилизация вызывает улыбку и ощущение нарочитости: бюстры, досадная укушетка…

- Чем отличается словотворчество Солженицына?

- Как достойно и естественно оно звучит и несёт прозрачный смысл! Неологизмы из Нобелевской лекции Солженицына понятны даже для иностранцев (писатель должен был рассчитывать, что их будут переводить): мимобежных нужд, душа занывает, неотирные слёзы.

Сила национального характера россиян.

- Только личность творит и созидает. Солженицын выделяет как самые необходимые сегодня три свойства личности: нравственность, ответственность, настойчивость. «Мы должны строить Россию нравственную – или уж никакую, тогда все равно». С чем связывает возрождение России писатель?

- Возрождение России Солженицын связывает с усилением ответственности и настойчивости личности из народа.

- Каков он, народный характер по Солженицыну?

- Народные характеры у Солженицына несут как общие черты, так и отпечаток людей, когда-либо встреченных Солженицыным. Это праведница Матрена («Матренин двор»), дворник Спиридон («В круге первом»), Иван Денисович Шухов («Один день Ивана Денисовича», 1959) и многие и многие другие образы..

- Народный характер отражается в поступках, в речи героев, в лексике повествования - аккорды просторечий предков писателя оживляют дорогих Солженицыну людей.

Диалектизмы и просторечья Ставрополья. Словотворчество по народному образцу.

С детства слышал Александр Исаевич Солженицын певучую ставропольскую речь, воспринял крестьянскую тягу к словотворчеству, к меткой поговорке и если не богобоязненность, то богопочитание. Какие выразительные средства языка чаще всего использовал Солженицын в творчестве?

- Многозначность метафор поражает, часто встречаются реминисценции на фольклорные мотивы. Красочное богатство и при этом песенная гармоничность лексики радует.

- Где прослеживается словообразование «со ставропольскими корнями»?

- Особенности словообразования в рассказе «Один день Ивана Денисовича» возвращают к александровскому, ставропольскому говору, носителями которого всё ещё являются старожилы.

- Приведите примеры из текста.

- Маркошка – морковь, засавывает – засовывает, сыздетства – с детства, морозяка – мороз, лёду – льда, ихнем – их, толкануть – толкнуть…

- В «Матренином дворе» читаем знакомое, легко ложащееся на слух: «картовь». Это картофель, суп картонный – суп картофельный, молонья – молния, забудни – каждый день. Просторечья, характерные для жителей Северного Кавказа: в летошнем году – в этом, лады – хорошо, прогаркнулся – прокашлялся, якшался – общался, недужит все – болеет, холёные – ухоженные, жилет барашковый – жилет из овчины…

- А как пронзительно близки каждому общеизвестные пословицы, поговорки, в изобилии встречающиеся на страницах произведений Солженицына: смирная овца – волку по зубам, не стоит село без праведника, умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова и многие другие.

4. Выводы о влиянии на жизнь, творчество, судьбу писателя духовных ценностей малой родины.

А.И.Солженицын верил в мощную силу становления и развития личности. Эта сила идёт от земли, от любви к родине, она национальная, духовная. Он не раз писал о возвращении к истокам, писал, что Россия – это самобытная цивилизация, что личность и общество в России могут развиваться только в национальной духовной среде. Солженицын, человек и писатель, смотрел на эти проблемы, чувствуя истину глубинным народным умом, чутьём, которое он впитал с молоком матери. Это её образ праведницы мы видим в Матрёне из рассказа «Матрёнин двор». Героиня рассказа жертвенна, незлобива, терпелива, покорна судьбе. Её облик подобен иконе, жизнь – житию святой. Её дом – сквозной символический образ рассказа, как отчий дом, где каждый спасается от бездушия и чёрствости мира. Солженицын стремится увидеть высокое, праведное, присущее русскому человеку, в самой, казалось бы, негероической обстановке. Иван Денисович Шухов реализует свой личностный потенциал в лагере, там, где человек лишен возможности реализовать себя как личность. И всё же праведнический свет на челе. Это один из парадоксов творческого наследия Солженицына.

В «Раковом корпусе» писатель проводит мысль о том, что жертвы смертельной болезни парадоксальным образом добиваются свободы, которой лишены здоровые люди, выпускают на волю лучшие свои качества, присущие предкам, народу в целом. К этой мысли он возвращается и в «Крохотках», в зарисовке «Старение». Здесь прослеживается мысль о том, что перед лицом смерти человек начинает ценить самое дорогое, истинное: красоту родных мест, самые тёплые воспоминания прошлого, он счастлив видеть возню ребятишек, то есть благословляет будущее. Не зря 30-томник собрания сочинений открывается "рассказами и крохотками». В этом контексте посещение А.И.Солженицыным малой родины я считаю знаковым событием.

Результаты литературоведческой экспедиции.

А теперь слово участникам литературоведческой экспедиции, они изучили публикации в Интернет, посвящённые писателю, побывали в гостях у потомков Солженицына и взяли у них интервью:

- Валентина Павловна, жена внучатого племянника А.И. Солженицына, (они живут в нашем селе Александровском) поделилась воспоминаниями:

- Первый раз семья Солженицыных воссоединилась в 1991 году в селе Саблинском. Мы рады были видеть родных, познакомились с дальними родственниками. Встречи стали традицией, каждая оставляет светлые воспоминания. В 1994 году мы ездили в город Кисловодск, в дом крёстной матери Александра Исаевича. Мы тогда долго говорили с Александром Исаевичем по телефону, сейчас поддерживаем связь с его женой, детьми. А.И. Солженицын был набожным человеком, соблюдал все посты, часто бывал прямолинеен в суждениях. Со всеми общался лаконично, коротко. Он объяснял это тем, что не хозяин себе и своего времени. Лучшей подругой, помощницей была ему жена.

- На Ставрополье часто бывал сын писателя Степан. Установил памятник на могиле бабушки на кладбище города Георгиевска, материально помог в строительстве собора Святого Георгия. Он посетил могилы дяди и отца писателя Исая Семеновича.

- Показательны слова жены писателя в интервью «Российской газете»:

- Сегодня утром Александр Исаевич, провожая меня, сказал: «У французов есть такая пословица: «Ничто не приходит слишком поздно для того, кто умеет ждать». И напомнил, что 18 ноября, ровно день в день, будет 70 лет замыслу «Красного колеса». Когда 18-летний Александр Солженицын в 1936 году, идя в Ростове по Пушкинскому бульвару, был остановлен мыслью, что будет писать роман о русской революции. И еще одна дата: ровно 44 года назад, 17 ноября 1962 года, в Ставрополе, в «Новом мире» вышел «Один день Ивана Денисовича». Это значит, что каждая знаковая веха, определившая приоритеты, цели, а значит, и судьбу, была намечена писателем на Ставрополье, и переоценить значение малой родины, взрастившей для России её историка и философа, невозможно.

- Наталья Светлова называет судьбу Солженицына волшебной: «Его и в колодки сажали, и главу усекали, и в котел с кипящей смолой кидали… Но победить так и не смогли». А я думаю, что каждый человек – творец своей судьбы. Только нужно пораньше понять, в чём она. Определить свою стезю каждому человеку поможет его малая родина, родные и близкие люди, которые его там окружают, славная история её, природа родного края, культурные традиции. Это то волшебство, которое наполнило А.И.Солженицына энергией, правдолюбием, оптимизмом и несгибаемой волей к жизни.

- Ставрополье – необыкновенный край, который долгое время был передним краем для России при набегах горцев. Это край, собравший лучший генофонд нашего отечества: обживали-то его смелые, сильные, гордые, свободолюбивые казаки. Это край удивительно щедрый урожаями и солнечным теплом, разнообразием природы. Разнообразные культуры нашли себе пристанище на Северном Кавказе, слились в лучших своих проявлениях и хлынули потоками поэзии в души чуткие. Помнят минеральные источники и горы голоса поэтов, прославивших Кавказ на века, А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, И.В.Кашпурова. Стихами Е.Чеховой встречали Солженицына сабляне, именно в Александровском районе действует старейшее на Кавказе литературное объединение. Творцы, герои, труженики, меценаты, праведники – это наши общие предки, наши земляки… У каждого юноши и девушки нашего края есть образец, каким стать, и есть выбор – стать или не стать. От всей души желаю вам судьбы волшебной и счастливой!

5. Задание на дом по группам.

Библиография.

  1. Личные архивы Ксении Солженицыной и В.П.Солженицыной
  2. Публикации в прессе Ставрополья
  3. «Российская газета»
  4. www.izvestia.ru
  5. Novosti.ru
  6. Stavropol.ru
  7. Solgenicin.ru
  8. People.ru
  9. http://www.bigbook.ru/publications/saraskina-08.php

А.И.Солженицын.

Храм в Георгиевске строится на средства Солженицына.

Ксения Васильевна Солженицына сестра А.И.Солженицына (живёт в с. Саблинском).