Урок по русской литературе "Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой"

Разделы: Литература


Тема урока: Жизнь и творчество Марины Ивановны Цветаевой.

Цели урока:

  • познакомить ребят с личностью и творчеством Марины Цветаевой.
  • выработать у учащихся способность погружаться в художественный мир поэта.
  • воспитывать у ребят нетерпимость ко всему, что препятствует свободе самовыражения личности.

Оборудование: портреты Цветаевой разных лет, выставка книг Цветаевой и о Цветаевой, запись колокольного звона, романса «Мне нравится, что вы больны не мной…»,, карточки с названием группы: биографы, критики, декламаторы, карта заданий, карта самооценки.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: урок открытых мыслей.

Продолжительность: 45 минут.

План урока:

1. Ориентировочно-мотивационный этап.
2. Операционально-исполнительский этап.
3. Рефлексивно-оценочный этап.

ХОД УРОКА

1. Ориентировочно-мотивационный этап (5 мин.)

Учитель: Сегодня наш урок посвящен Марине Цветаевой. (Запись колокольного звона)
Марина Ивановна Цветаева – имя, которое мы знаем и помним, любовь к которому теперь навеки укрепилась, а когда-то была запрещена, преследовалась, не понималась. Сегодня мы попытаемся понять судьбу и сложнейший поэтический мир М.И.Цветаевой. Мы рассмотрим ее жизнь с разных позиций. И помогут в этом нам группы экспертов. Сегодня на уроке у нас присутствуют: биографы, критики, декламаторы. Каждый расскажет со своей точки зрения о жизни великого человека. Биографы представят самые яркие, запоминающиеся страницы жизни М.Цветаевой, декламаторы расскажут нам стихотворения поэтессы, а критики дадут оценку произведениям Цветаевой. Также вам будут даваться задания на рассуждение, поэтому слушаем внимательно выступления своих товарищей.

2. Операционально-исполнительский этап (35 мин.)

Задание 1. Каким был мир детства М.Цветаевой?

Биографы: Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков.
Отец Марины Цветаевой» Иван Владимирович Цветаев, профессор Московского университета, искусствовед и филолог, впоследствии стал директором Румянцевского музея и основателем Музея изящных искусств.
Мать, Мария Александровна Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи, была талантливой пианисткой, вос­хищавшей Антона Рубинштейна. Мария Александровна открыла глаза детям на никогда не изменяющее человеку вечное чудо – при­роду, одарила их многими радостями детства, дала им в руки луч­шие в мире книги.
Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искус­ству, к музыке.

Из воспоминаний М. Цветаевой:

«Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанно­го сына Александра родилась всего только я, мать сказала: «По крайней мере, будет музыкантша». Когда же первым, явно бессмыс­ленным словом оказалось «гамма», мать только подтвердила: «Я так и знала» – и тут же принялась учить меня музыке... Могу ска­зать, что я родилась не в жизнь, а в музыку». Нарекла свою дочь – Мариной, что означает «морская»»

Декламатор: «Кто создан из камня, кто создан из глины…»
Биографы: Ее не было и года, когда она не осознанно произнесла слово "гамма". Мария Александровна обрадовалась и вскоре начала учить Мусю (так ласково она называла дочь) музыкальной грамоте: "До, Муся, ре, до " ре, Мусенька". Позже Марина скажет: "Я родилась не в жизнь, а в музыку". Детство ее наполнено музыкой. Засыпали и просыпались с сестрой под мамину игру. Классику узнавали как мамино. "Марина будет пианисткой, а Ася художницей", – говорила мать о дочерях. "Бетховен, Моцарт, Гайдн, Шуман, Шопен. Под их звуки мы уходили в сон," – пишет сестра Марины. Не дождалась мать того времени, когда слово отвлечет ее первенца от музыки и унесет в мир поэзии. А сама когда-то в дневнике записала: "4-летняя моя Маруся ходит вокруг меня и складывает слова в рифмы". М.А. Мейн свободно владела 4 языками (английским, немецким, французским, итальянским), вела переписку мужа. Она "хотела возле итальянского, как гитару возле рояля, еще и испанский – для дочерей".

Критик: Стихи Цветаева начала писать с шести лет (не только по-русски, но и по-французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати. Герои и события поселились в душе Цветаевой, продолжали в ней свою "работу". Маленькая, она хотела, как всякий ребенок, "сделать это сама". Только в данном случае "это" было не игра, не рисование, не пение, а написание слов. Самой найти рифму, самой записать что-нибудь. Отсюда первые наивные стихи в шесть-семь лет, а затем – дневники и письма.

Биографы: После смерти матери интерес к музыке у Марины Цветаевой постепенно угасает, но появляется новое увлечение – книги и стихи.
Юная Цветаева пишет стихи как на русском языке, так на немецком и французском.
Ни у кого ничего не заимствовать, не подражать, не подвер­гаться влияниям «быть самой собой» – такою Цветаева вышла из детства и такою осталась навсегда. Мир детства – это мир музыки, поэзии, радости, добра.

Задание 2. Какие эпитеты вы подобрали бы, характеризуя мир детства лирической героини в стихотворении «Книги в красном переплете»?

Декламатор: «Книги в красном переплете»

Вывод: Мир лирической героини романтический, фантастический, нереальный.

Биографы: В один из осенних московских дней 1910г. из Трехпрудного переулка, вышла невысокая круглолицая гимназистка и направилась в Леонтьевский переулок, где помещалась типография Мамонтова А.И. В руках у нее была внушительная стопка стихов. В этот знаменательный день Марина постучалась в двери русской литературы. Она собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, заплатила за печатание 500 экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зеленой картонной обложке под названием "Вечерний альбом".

Критики: На книгу последовали одобрительные отклики Гумилева, Брюсова, Волошина... Так начинались стихи, которыми поэт и критик М. Волошин приветствовал выход в свет первого поэтического сборника 18-летней Марины Цветаевой:

Ваша книга – это весть оттуда.
Утренняя благостная весть!
Я давно уж не приемлю чуда.
Но как сладко слышать: Чудо есть!

Искренние, непосредственные и чистые стихи восемнадцатилетней Марины Цветаевой из сборника «Вечерний альбом» (1910 г.) понравились взыскательному Валерию Брюсову. А живший в Моск­ве поэт и критик Максимилиан Волошин еще более решительно одобрил вышедший сборник. В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

Декламатор: «Пусть я лишь стих в твоем альбоме…»

Биограф: Первое выступление Марины состоялось 3 ноября 1911 года в литературно-художественном кружке на Малой Дмитровке в обществе "Свободная эстетика". Марина читала свои стихи не одна, а с сестрой Асей, потому что была стеснительная, читая стихи, они держались за руки. И вот триумф. Аплодисменты.

Биограф: Сестра Марины вспоминает: "Был один миг тишины после нашего последнего слова, и аплодисменты рухнули в залу – как весенний гром в сад! Запрещенные в этом доме аплодисменты. Это был первый вечер начинавшейся известности. Триумф.

Критик: Стихи юной Цветаевой были еще очень незрелы, но подкупали своей талантливостью, известным своеобразием и непосредственностью.

Критик: В этом альбоме Цветаева облекает свои переживания в лирические стихотворения о не состоявшейся любви, о невозвратности минувшего и о верности любящей: Ты все мне поведал – так рано!

Декламатор: «Я все разглядела – так поздно!»

Критик: В ее стихах появляется лирическая героиня – молодая девушка, мечтающая о любви. "Вечерний альбом" – это скрытое посвящение. Перед каждым разделом – эпиграф, а то и по два: из Ростана и Библии.

Задание 3. Каковы основные мотивы в этом стихотворении?

Декламатор: «Молитва».

Вывод: Нет, она вовсе не хотела умереть в этот момент, когда писала эти строки; они – лишь поэтический прием. Марина была очень жизнестойким человеком ("Меня хватит еще на 150 миллионов жизней! ") . Она жадно любила жизнь и, как положено поэту-романтику, предъявляла ей требования громадные, часто непомерные.

Критик: В стихотворении "Молитва" скрытое обещание жить и творить: "Я жажду всех дорог! ". Они появятся во множестве – разнообразные дороги цветаевского творчества.

Биографы: Вскоре произошло событие в жизни М.Цветаевой, которое в дальнейшем определит всю ее судьбу – это встреча с Сергеем Эфроном.
Встретились два одиночества. Сергей болен туберкулезом, в прошлом году потерял мать. В стихах Марины он понимал каждую строчку, каждый образ. Казалось нелепостью, что они жили врозь до сих пор.
Марина Цветаева и Сергей Эфрон... Они встретились 5 мая 1911 г. на пустынном коктебельском берегу. «Заглянув в его глаза и все прочтя наперед, Марина загадала: если он найдет и подарит ей сердолик, то выйдет за него замуж. Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых».
Обвенчались Марина Цветаева и Сергей Эфрон 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и имя Марина.

Задание 4. Какие чувства показаны в стихотворении?

Декламатор: «Я с вызовом ношу его кольцо!»

Биографы: Вспоминает Анастасия Цветаева: "Она не сводила с него глаз. Каждый миг с ним было познание и любование. В его взгляде, на нее устремленном, было все ее будущее".

Биографы: Из воспоминаний Анастасии Цветаевой: "Я никогда за всю жизнь не видела такой метаморфозы в наружности человека, какая происходила в Марине: она становилась красавицей. Кудри вскоре легли кольцами. Глаза стали широкими. Марина была красавицей лет с 19 до 26. До разлуки, разрухи, голода".

Критик: Как поэт и как личность Марина Цветаева развивалась стре­мительно.
За «Вечерним альбомом» последовали еще два сборника сти­хов: «Волшебный фонарь» (1912 г.) и «Из двух книг (1913 г.), изданные при содействии Сергея Эфрона.

Задание 5. Какие образные выражения использует поэт, чтобы показать сущность своего творчества?

Декламатор: «Моим стихам, написанным так рано…»

По словам Марины, вся ее жизнь ее это "роман с собственной душой".

(Песня «Мне нравится, что вы больны не мной»)

Декламатор: «Мне нравится, что вы больны не мной…» (чтение стихотворения на марийском языке)

Биографы: М. Цветаева принадлежала к людям той эпохи, которая была необычна сама по себе и делала необычными всех живущих в ней.
Цветаева была знакома со многими поэтами начала XX века. Она восхищалась стихами Брюсова и Пастернака, Маяковского и Ахматовой. И посвящала им стихи. Но ее поэтическим кумиром был Александр Блок.
Цве­таева видела его дважды, во время его выступлений в Москве 9 и 14 мая 1920 г. Свое преклонение перед поэтом, которого она назы­вала «сплошной совестью», Цветаева пронесла через всю свою жизнь.

Задание 6. Как вы думаете, почему Цветаева пишет про Блока – 5 букв, ведь в его фамилии – 4?

Декламатор: «Имя твое – птица в руке…»

Вывод: Раньше писалось на конце всех слов «ер».

Биографы: Революция – событие, которое отложило отпечаток на творчество многих поэтов. М.Цветаева не осталась в стороне от событий в стране.
1913—1915 годы. Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, лю­бимый человек, дочь Ариадна. Сестра Анастасия рассказывает: «Это было время расцвета Марининой красоты... Ясная зелень ее глаз, затуманенная близоруким взглядом, застенчиво уклоняющимся, имеет в себе что-то колдовское... Она знает себе иену и во внешнем очаровании, как с детства знала ее – во внутреннем».

Биографы: Вскоре свершилась Октябрьская революция, которую Марина Цветаева не приняла и не поняла. Война и революция изменили жизнь Цветаевой. Три года прожив в Москве, потеряв ребёнка, ничего не зная о муже, она находила мужества писать, ежедневно шла к письменному столу, как рабочий идет к станку. Революция разбросала многих по свету. Потеряли друг друга и Марина с Сергеем.

Декламатор: «Рябину рубили зорькою…» (на марийском языке)

Критики: Стихи Марина продолжает писать. Но о публикации их не может быть и речи. Любители поэзии не знали, что с Цветаевой. Одни думали, что она умерла, другие – эмигрировала за границу. Цветаева не приняла революцию и в 1922 году, с разрешения Советского правительства, выехала за границу к мужу, Сергею Эфрону, участнику белого движения, к тому времени находившемуся в эмиграции (учился в университете в Праге).

Биографы: Эмиграция – один из тяжелых моментов в жизни поэта.
В мае 1922 года Цветаева со своей дочерью уезжает за границу к мужу, который был белым офицером. За рубежом она жила сначала в Берлине, потом три года в Праге; в ноябре 1925 года она перебралась в Париж. Жизнь была эмигрантская, трудная, нищая. Приходилось жить в пригороде, так как в столице было не по средствам. Эмиграция встретила Цветаеву как единомышленницу. Но за­тем все изменилось.

Критик: Эмигрантские журналы постепенно перестали печатать ее стихи. «... Мой читатель остается в России, куда мои стихи не доходят...» {Из воспоминаний М. Цветаевой}.

Декламатор: «Расстояние: версты, мили?»

Биографы: Поначалу белая эмиграция приняла Цветаеву как свою, ее охотно печатали и хвалили. Но вскоре картина существенно изменилась. Прежде всего, для Цветаевой наступило жесткое отрезвление. Белоэмигрантская среда, с мышиной возней и яростной грызней всевозможных "фракций" и "партий", сразу же раскрылась перед поэтессой во всей своей жалкой и отвратительной наготе. Постепенно ее связи с белой эмиграцией рвутся. Ее печатают все меньше и меньше, некоторые стихи и произведения годами не попадают в печать или вообще остаются в столе автора.

Задание 7. Послушайте стихотворения “Лучина”,1931 г. и “Родина”, 1932г. Какими едиными чувствами наполнены они? Какие новые качества человека М.Цветаевой раскрываются в них?

Вывод: искренность, патриотизм, национальная гордость… Но такая ли Россия ждёт по возвращении поэта?

Учитель: Давайте послушаем о том, как Цветаева возвратилась в Россию.

Биографы: 1939 год, возвращение в Советскую Россию с сыном Георгием. Муж с дочерью вернулись в Россию раньше. Трудно перелистывать трагические страницы жизненной поэмы великой поэтессы: каторжно-суровый быт времен гражданской войны, заграничные мытарства и возвращение в кощеево царство сталинщины, арест мужа и дочери, разлад с сыном. В Советской России ее стихи не печатали. Жить она могла только переводами. Она не понимала, как можно переводить с языков, которых не знаешь (грузинский, татарский и др.)

Критик: Жаловалась Борису Пастернаку, что делает только 20 строк в день, а потом их еще четыре дня переделывает. Книгу стихов Марины, которую готовили к печати в Советской России, запретили в последний момент. Своей знакомой она однажды сказала: "Человек, признавший эти стихи как формализм, просто бессовестный. Я это говорю вам из будущего".
А Борис Пастернак писал когда-то: "... утренняя дымящаяся моя душа Марина. Какие удивительные стихи вы пишите! Вообще – вы возмутительно большой поэт".

Биограф: В Елабуге Цветаева оказалась в полной духовной изоляции. В Чистополь, в который были эвакуированы писательские семьи, приехать ей не разрешили. Тренев и Асеев испугались, что их обвинят в контакте с эмигранткой, в помощи ей.

Критик: Еще в феврале этого года она писала: "Каждый раз, когда узнаю, что человек меня любит, – удивляюсь, не любит – удивляюсь, но больше всего удивляюсь, когда человек ко мне равнодушен".

Задание 8. Почему поэтесса говорит про голос из-под земли?

Декламатор: «Идешь на меня похожий…»

Вывод: М.Цветаеву долго не признавали, не признавали ее творчество, но она была убеждена, что, что настанут лучшие времена. Ведь она обращается с любовью.

Биографы: Марина Ивановна Цветаева ушла из жизни 31 августа 1941 года. "В одном рассказе М. Цветаевой есть строки: "Я хотела бы лежать на тарусском хлыстовском кладбище. А если это несбыточно, если и кладбища того нет, я бы хотела, чтобы на одном из тех холмов поставили с тарусской каменоломни камень: "Здесь хотела бы лежать М. Цветаева".
Исполнить завещанное удалось лишь 4 года назад. И с тех пор каждую осень отметить день ее рождения приезжает множество людей со всей России. Приезжают, собираются вокруг цветаевского костра – символа любви к "маленькой милой Таруссе", всю жизнь озарявшей душу поэта.

4. Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.)

Викторина:

  1. Что в переводе означает имя Марина?
  2. Где и когда родилась М.Цветаева?
  3. Как звали родителей Цветаевой?
  4. Какая атмосфера царила в доме Цветаевых?
  5. Кому из великих русских поэтов посвятила Цветаева цикл стихов?
  6. Как назывался первый альбом поэта?
  7. Кто дал высокую оценку первому сборнику стихов Цветаевой?
  8. В каком году Цветаева издает второй сборник стихов?
  9. Где и когда произошла встреча Цветаевой с С.Эфроном?
  10. Как звали детей М.Цветаевой?

Использованы материалы сайта: http://www.uroki.net/br/adclick.php?n=a398794c