Программа по развитию звуковой стороны речи "Звукарик" (для детей 4–5 лет)

Разделы: Работа с дошкольниками


Пояснительная записка.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Замены, искажения, отсутствия звуков - достаточно распространенные явления среди детей. Поэтому начинать заботиться о правильности произношения звуков ребенка нужно как можно раньше. К сожалению, количество детей с нарушением звукопроизношения год от года не уменьшается, а растет. Так, данные логопедического обследования детей 4-5 лет за три последних учебных года показывает:

  2005-2006 уч.г. 2006-2007 уч.г. 2007-2008 уч.г.
Всего обследовано детей 4-5 лет 18 40 37
Выявлено детей с нарушением звукопроизношением 14 (78 %) 32 (80 %) 35 (96 %)

Программа "Звукарик" предназначена для детей 4-5 лет с сохранным слухом и сохранным интеллектом, имеющих в различной степени нарушения в произношении звуков речи.

Обучение идет по следующим направлениям:

  • Совершенствование артикуляционной моторики.
  • Закрепление правильного произношения звуков речи у дошкольников.
  • Развитие фонематического восприятия, просодики, а также речевого и слухового внимания, памяти, мышления.

В ходе использования данной программы реализуются следующие задачи:

  1. Формирование правильного артикуляционного уклада языка.
  2. Закрепление произношения звука в слогах, словах, фразах.
  3. Совершенствование фонематического восприятия.
  4. Развитие просодической стороны речи.
  5. Развитие психических функций.

Решение данных задач способствует достижению определенных целей, основной из которых является уточнение и закрепление правильной артикуляции каждого звука русского языка.

Программа рассчитана на 48 занятий в год с периодичностью 2 занятия в неделю по 25-30 минут. Занятия проводятся в групповой форме (от 5 до 10 детей). Подбор группы осуществляется по сходным речевым нарушениям, по результатам диагностики. Наиболее оптимальна в данном случае диагностика в адаптированном варианте с учетом возрастных особенностей детей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата по методике предложенной Ю.Н.Волковой (Приложение 1)

При использовании программы "Звукарик" у дошкольников развиваются следующие личностные умения и качества:

  • Развитие звуковой стороны речи.

Формируется артикуляционная моторика, умение правильно произносить звуки в речи, а также различать их по артикуляционно-акустическим признакам.

  • Формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Вырабатывается умение слышать звучание чужой и собственной речи, понимание словесной инструкции с первого раза, умение исправлять свои и чужие речевые ошибки.

  • Воспитание внятного, отчетливого говорения в неторопливом темпе.

Предупреждаются дефекты слоговой структуры слова, темпо-ритмические нарушения.

Как итог реализации данной программы предусмотрено проведение открытого занятия (спектакля, праздника).

 Учебно-тематический план (октябрь-май)


занятия
Раздел Тема Кол-во
часов
 
занятия
Раздел Тема Кол-во
часов
1 Вводное Формирование представления о звуках 1   25   Звук Т' 1
2 Гласные звуки Звук А 1   26   Звук Д 1
3   Звук О 1   27   Звук Д' 1
4   Звук У 1   28   Звук й 1
5   Звук Ы 1   29   Звук К 1
6   Звук Э 1   30   Звук К' 1
7   Звук И 1   31   Звук Г 1
8   Звук Е 1   32   Звук Г' 1
9   Звук ё 1   33   Звук Х 1
10   Звук Я 1   34   Звук Х' 1
11   Звук Ю 1   35   Звук С 1
12 Согласные звуки Звук M 1   36   Звук С' 1
13   Звук M' 1   37   Звук З 1
14   Звук Н 1   38   Звук З' 1
15   Звук Н' 1   39   Звук Ц 1
16   Звук П 1   40   Звук Ш 1
17   Звук П' 1   41   Звук Ж 1
18   Звук Б 1   42   Звук Ч 1
19   Звук Б' 1   43   Звук Щ 1
20   Звук Ф 1   44   Звук Л 1
21   Звук Ф' 1   45   Звук Л' 1
22   Звук В 1   46   Звук Р 1
23   Звук В' 1   47   Звук Р' 1
24   Звук Т 1   48   Итоговое занятие 1