Элективный курс "Химия и экология Якутии"

Разделы: Химия, Экология


Цель:

  1. Вооружение учащихся знаниями о веществах, которые нас окружают.
  2. Раскрытие роли химии и экологии в познании природы. Обеспечение жизни общества, показ значения химического образования для правильной ориентации в жизни в условиях ухудшения экологической обстановки.
  3. Повышение мотивации, интереса к познаниям.
  4. Развитие личности, обеспечение химико-экологического образования, развитие экологической культуры.

Задачи:

  1. Сформировать сознание необходимости:

А) заботиться о здоровье;
Б) изучать вещества вокруг нас;
В) научить правильно оценивать экологическую обстановку;
Г) формировать активную жизненную позицию;
Д) развивать специальные умения общения с лабораторным оборудованием;
Е) соблюдать технику безопасности.

  1. Развивать общеучебные умения и навыки (работать с научной, справочной литературой, Интернетом).
  2. Уметь обобщать, систематизировать, делать выводы и пр.
  3. Развивать самостоятельность и творчество.
  4. Развивать и использовать межпредметные связи.

Методическая часть

Учащиеся должны знать:

  1. Качественный и количественный состав воздуха.
  2. Состав почв.
  3. Состав воды.
  4. Последствия загрязнения окружающей среды.
  5. Содержание понятий “ парниковый эффект”, “ кислотные дожди” и пр.
  6. Методы очистки.
  7. Основные источники загрязнения.
  8. Экологические проблемы местного значения.
  9. Роль химии в решении экологических проблем.

Учащиеся должны уметь:

  1. Составлять схемы круговоротов веществ.
  2. Оценивать состояния воздуха, почв.
  3. Раскрывать сущность проблемы.
  4. Бережно относиться к воде.
  5. Применять простейшие методы очистки питьевой воды.
  6. Приводить примеры.
  7. Использовать дополнительную информацию.
  8. Критически оценивать состояние окружающей среды.
  9. Вести себя в природной среде в соответствии с экологическими требованиями.

Содержательная часть.

Планирование материала.

Тема Форма работы Форма контроля
1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

Природа, человек, общество.

Характеристика химико-экологического состояния природы Якутии.

Биогеохимические циклы.

Металлы и углеводородное сырье.

Алмазы, алмазная промышленность.

Экскурсия в Музей кимберлитов.

Топливно-энергетическая проблема и экология.

Воздействие отраслей промышленности на природу.

Химия почвы и экология. Определение кислотности почвы с помощью индикаторной бумаги.

Химия воды и экология. Анализ воды.

Экскурсия на водоочистные сооружения.

Экскурсия в СЭС.

Химия воздуха и экология.

Химия и здоровье. Определение витамина С в продуктах питания.

Научные исследования в решении экологических проблем.

Семинар “ Мы не можем ждать милостей от природы после того, что мы с ней сделали”.

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция

Лекция, сам. работа.

Экскурсия

Лекция

Лекция, сам. Работа.

Лекция, практич.

работа.

Практическая

работа.

Экскурсия.

Экскурсия.

Лекция.

Лекция, практич.

работа.

Лекция.

Конференция.

 

 

Сообщения

Сообщения

 

Отчет в виде доклада, презентации

 

 

Отчет в виде таблицы.

Отчет в виде таблицы.

Отчет в виде доклада, презентации.

Отчет в виде доклада.

Отчет в виде таблицы.

 

 

Рефераты с презентациями.

Всего часов – 16, лекций – 11, практических работ – 3, экскурсий – 3, самостоятельных работ – 2.

Ключевые понятия:

  • Экология
  • Биосфера
  • Антропогенный фактор
  • Экосистема

Словарь:

Алевритовы частицы, альбититы, депрессия, дражный способ, доломитовые трубы, интерметаллиды, кембрий, керамзиты, кондиционные запасы, коренное месторождение, магматические комплексы, нафтеновые углеводороды, полиметаллическая руда, ПДК, сланцы, технологический процесс, техногенные месторождения, химическая технология, целик, шлихи.

Литература для учителя

  1. ндреева М. П. Химия: модули регионального содержания. – Якутск, 2001 г.
  2. Агаджанян Н.А., Петрова П. Г. “Человек в условиях Севера”. М., “Кроун”, 1996 г.
  3. Егоров Е.Г. АК “ АЛРОСА”: итоги, проблемы и задачи. Наука и образование АН РС (Я), 1998 г.
  4. Игомин В.А. Возможности и перспективы комплексной переработки органического сырья. Наука и образование. АН РС (Я), 1998 г.
  5. Наумов Г. Г. Минерально-сырьевые ресурсы цветных и редких металлов Якутии: состояние и перспективы. Наука и образование. АН РС(Я), 1997 г.
  6. Петрова П.Г., Волошин А.И. Экология человека в условиях Севера. Якутск, ЯГУ. 1996 г.
  7. Соломонов Н.Г. Воздействие традиционного современного сельского хозяйства на состояние северных экосистем. Наука и образование. АН РС (Я), 1996 г.
  8. Шепелев В.В., Скутин В.И. Состояние и перспективы использования подземных вод в РС (Я). Наука и образование. АН РС (Я),1997 г.

Литература для учащихся

  1. Мирин Б.М., Наумов Л.Г. Экология России.1996 г.
  2. Биология. Н. Грин и другие.
  3. Экология. Ю. Одум.
  4. Красная книга.
  5. Яблоков А.В., Остроумов С.А. Уровни охраны живой природы. М., Наука 1985 г.
  6. Мазур И.И., Молдованов О.И. Шанс на выживание М., Наука 1992 г.