Урок литературы в 8-м классе. "Мгновения длиною в жизнь…" (По повести И.Тургенева «Ася» и рассказу В.Распутина «Рудольфио»)

Разделы: Литература


У счастья нет завтрашнего дня:
У него есть настоящее и то не день, а мгновение:
И. Тургенев

Зорко одно лишь сердце:
Самого главного глазами не увидишь.
А. Экзюпери

Цели:

  • Проследить развитие чувств героев, психологические изменения их души.
  • Показать мастерство Тургенева и Распутина в создании характеров персонажей, передаче чувств, переживаний, сомнений героев.
  • Помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность распутинской прозы, глубокий психологизм и лиричность тургеневской прозы.

Задачи:

  • Обучающие: формирование объективной оценки произведения на основе анализа художественного текста, умений сопоставлять и сравнивать, делать выводы.
  • Развивающие: совершенствование навыков анализа художественного произведения; повторение теоретических понятий: жанр, изобразительно-выразительные средства, композиция, сюжет, средства, создания образа, психологизм, развитие навыков сравнение и сопоставления, умения выделять главное.
  • Воспитательные: воспитание внимательного читателя, любви к родному языку и литературе, формирование читательского вкуса, интереса к чтению произведений Тургенева и Распутина.

Оборудование: текст повести Тургенева "Ася" рассказа В.Г. Распутина "Рудольфио", музыкальное сопровождение (Бетховен, "Лунная соната", П.И.Чайковский "Времена года. Июнь", иллюстрации к повести "Ася").

Словарная работа: "Тургеневские" девушки - героини, у которых ум, богато одаренные натуры не испорчены светом, они сохранили чистоту чувств, простоту, сердечную искренность, это пленительные натуры без какой-либо фальши, лицемерия, сильные духом и способные к трудным свершениям.

Ход урока

I. Мотивационно-установочный этап.

Приложение.

Вступительное слово учителя.

Любовь: Это, наверное, самое загадочное из всех человеческих чувств. Все тургеневские герои, герои произведений Распутина проходят "испытание любовью", своего рода проверку на жизнеспособность.

Любящий человек, по мнению Тургенева, прекрасен, душевно окрылен.

Среди миров в мерцании светил
Одной Звезды я повторяю имя:
Не потому, чтоб я Её любил,
А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело,
Я у нее одной молю ответа,
Не потому, что от Неё светло,
А потому, что с Ней не надо света.
(И. Анненский)

Настоящее чувство больше слов о нем.

Звезда вводит героя в отличную от обыденной систему координат, где законом становится как раз отсутствие всяческих ориентиров.

Один из исследователей творчества Тургенева, Анненков, писал, что повести и рассказы Тургенева объединяет одна черта - в каждой из них есть "психологическая загадка".

Вот нам и предстоит на уроке разгадать эту загадку, понять, какими средствами пользуется писатель, чтобы открыть тайны, душевных переживаний героев.

А счастье было так возможно:

  • Какой смысл придает этой фразе многоточие?
  • Как изменится содержание, если поставить вопрос?

II. Погружение в атмосферу произведений Тургенева.

Прослушайте музыкальные фрагменты. С какими эпизодами они ассоциируются?

Бетховен

"Лунная соната" (Ася и господин Н. танцуют вальс)

(Ио сообщает ранним звонком, что отныне они Рудольфио).

Чайковский (сцена объяснение в главе 16, душевное переживание героев; сцена у реки - объяснение Ио и Рудольфио)

Важно, что вы почувствовали музыкальность произведений, их психологизм.

Обращение к эпиграфам урока:
У счастья нет завтрашнего дня:
У него есть настоящее и то не день, а мгновение:
(И.Тургенев).

Зорко одно лишь сердце:
Самого главного глазами не увидишь.
(А.Экзюпери).

III. Работа по группам.

"Экая сумасшедшая:", "Что за хамелеон эта девушка", "Ее душа мне нравилась".

Решить проблему: найти ответы на противоречивые мнения о героине можно только вглядываясь в текст повести.

Можно ли так же охарактеризовать Ио? ("Экая сумасшедшая:", "Что за хамелеон эта девушка", "Ее душа мне нравилась").

Есть ли у главного героя жизненные принципы? ("Я жил без оглядки") Был ли он счастлив? Господин Н. - Рудольф.

На "празднике жизни" судьба подготовила господину Н. подарок - встречу с Асей, а Рудольфу - встречу с Ио, именами которых названы произведения, девушками, воспоминание о которых не сотрется у памяти героя до глубокой старости. Что же в них особенного?

(Портреты героинь - внешний вид и внутренний мир героинь).

Были ли счастливы господин Н. и Рудольф до встречи с Асей и Ио? (словесное рисование: художественно-выразительные средства).

Когда у человека вырастают крылья? Удалось ли героям "взлететь"?

"Что в имени тебе моем?"

  • Как зовут наших героев?
  • Вдумайтесь в значения имен:
    Анна - грация, миловидность, благодать.
    Анастасия (Ася) - рожденная заново.
  • Почему Тургенев миловидную Анну упорно называет Асей? Пока оставим этот вопрос открытым?
    Ио - имя древнегреческое (см. "Мифы древней Греции").
  • А что же наш герой? Почему Тургенев отказывает ему в имени?
    Рудольф (древнегерм.) - "красный воин". Словарь имен характеризует мужчин с таким именем как упрямых, основательных, надежных.
  • А что же наш Рудольф? Соответствует ли характеристика имени нашему герою?
  • Докажите, что истоки счастья героев и героинь различны.
  • Найдите приемы реминисценции в повести Тургенева.
  • Случайно ли Тургенев сравнивает Асю с Татьяной Лариной?

(гл. IX - Её душа мне нравилась

- А я хотела бы быть Татьяной?)

А Ио напоминает пушкинскую героиню?

(Первыми признаются в любви, решительность, чуждость, естественность поведения, искренность, драматическая развязка отношений главных героев).

IV. Анализ двух встреч.

гл. 9 "Ася" Интонация светлая, но печальная. Почему?
гл. ~ "Рудольфио"

Задушевным этот разговори является только для героинь: именно они открывают душу, а не герои. Эти люди не предназначены друг другу судьбой.

Он

веселый

не думал ни о чем

вошел

ему очень хорошо

смеется

Она

печальная

о многом думала

хочет убежать

мысль о смерти

дает клятву

(Тургенев "Ася")

Он

засмеялся

не думал ни о чем

после ее ухода

стало

тоскливо

Она

плакала

грустная

задумчивая

печальная

уходит

(Распутин "Рудольфио")

Сцена разрыва.

Тургенев "Ася" (гл. 16); Распутин "Рудольфио" (гл. ~)

Докажите, что образ птицы "ключевой". Почему Ася на свидании "словно мертвая птица"? Этот образ птицы поможет понять мысль писателя: не судьба!

Распутин "Рудольфио": Они перешли через пустырь, к реке, где, наконец, в открытое пространство готовы вырваться их чувства.

И вдруг: "В губы целуют только самых близких людей", - мучаясь, выдавил он. Эта фраза "выключает" читателя. Только пощечина Ио возвращает нас туда.

Почему Рудольф говорит такие слова? Чем же он так обидел Ио?

И приходит озарение. Да! Это же "Маленький принц". "Ты всегда в ответе за тех, кого приручил".

Как и принц, героини одиноки, они живут сердцем. Сердцем Ася угадывает господина Н, Ио - Рудольфа. Сердцем (а не умом!) они читают и понимают книги, и именно сердце героинь принимает на себя жестокий удар.

Что значит "приручить?"

Это поверить в другого человека, открыть сердце и душу, доверять ему. Незаметно для себя господин Н. приручил Асю, а Рудольф - Ио. Любить - значит нести ответственность за любимых. Но звучат убийственные слова господина Н. (см. сцену разрыва гл. 16), Рудольфа (гл.~ ).

Почему после сцены разрыва Ася не появляется на страницах повести? (Родилась новая женщина Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир "светлыми черными глазами", не будет мечтать о полете. Да, в ней остается миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.

А Ио? Изменилась ли она, повзрослела? Что произошло с ней в ту ночь? Где она была? О чем думала?

(Ио стала другой. Скорее всего, она больше не будет мечтательной, ранимой девочкой, больше не будет плакать над героями книг, не будет никогда верить людям. Детство оборвалось, пришелица с другой планеты стала обыкновенной девчонкой, которая запросто может сказать: "Иди ты к чёрту!").

Каков финал?

Тургенев "Ася": "Осужденный на одиночество бессемейного бобыля, доживаю я скучные годы. Что осталось от меня?".

"Ни одни глаза не заменили мне тех".

Распутин "Рудольфио": Финал открытый. Читатель вынужден размышлять, сохранит ли героиня в себе хоть немного детства, или станет такой же обыкновенной, как все. А что станет с Рудольфом? Он будет жить по-прежнему? Или что-то изменится в его жизни?

Сюжеты произведений закончились кульминацией? Почему? (см. эпиграф)

V. Рефлексивный этап.

Какие нравственные уроки вы извлекли из содержания прочитанного?

Заключительное слово учителя.

Окрыленность - это воспарение над обыденностью, поэтическая мечтательность.

Взаимосвязь между миром человеческих чувств и миром природы. Повесть о любви становится повестью о выборе жизненной позиции. Предав героинь, герои предают себя, свои "крылатые стремления".

Герои поступают по правилам, а любовь - это не правило, не закон. Любовь - нарушение всех правил, буря чувств, стихия. Тургенев и Распутин наказывают своих героев за то, что они не узнали любовь, засомневались в ней. В любви сомневаться нельзя, любовь нельзя откладывать на завтра.

Итак, мы проследили развитие чувств героев, пережили вместе с ними психологические изменения их души. Любовь - тайна. Нам пришлось быть очень внимательными и чуткими читателями, чтобы разгадать "психологическую загадку" повести Тургенева и рассказа Распутина.

По мнению авторов, человеческое счастье состоит из "мгновений", которыми нельзя пренебрегать, мгновения длиною в жизнь.

Домашнее задание. Сочинение-раздумье.

"Чем же оказалась первая любовь для героинь Тургенева и Распутина - счастьем или бедой? Почему же всё так случилось?"