Этика отношений с окружающими "От чего зависит настроение?" (3-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 3


Тема. От чего зависит настроение?

Цель: развитие эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека; овладение детьми моральными нормами поведения.

Оборудование:

  • магнитофон,
  • фонограммы "Если добрый ты", "Божья коровка", "Хорошее настроение";
  • опоры-правила;
  • оформление доски "бабочки, цветочки".

Ход занятия

1. Здравствуйте, ребята!

Когда говорят слово "здравствуйте"? Что этим словом хотят выразить? Как нужно произносить его?

Не от тяги к суесловью
И сложилось не вчера
Это братское, с любовью
Пожелание здоровья,
Пожелание добра.
И живется вроде лучше,
И на сердце веселей,
Коль другим благополучья
Пожелаешь на Земле.

2. Анаграмма. Составьте слова из букв: отк Лдоеопь. (кот Леопольд). Кто это?

Предлагаю исполнить его песенку "Если добрый ты". (фонограмма)

Какая это песня?
Дождик босиком по земле прошел,
Клены по плечам хлопал,
Если ясный день - это хорошо,
А когда наоборот - плохо.

Слышишь, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь, с ними веселей,
А когда наоборот - скучно.

Какая песня это? Какое настроение она у вас вызвала?

3. Сегодня мы постараемся создать поляну хорошего настроения. Но нужно разобраться в вопросе, который является темой нашего занятия.

От чего зависит настроение?

4. Закройте глаза и попробуйте представить весь свой день и всех, с кем вы общаетесь. (Дети называют.)

Видите, как много. Это и ваши домашние, близкие, и учителя в школе, и школьный персонал, и посторонние люди на улице, и ваши сверстники во дворе, в классе.

- Как вы думаете, зависит ли ваше настроение и от них тоже? В чем?

Да, на настроение влияет та форма, и тон общения с кем как-то соприкасаемся в разговоре, игре, общем деле.

5. Вот и одни из тех людей, с которыми мы соприкасаемся не один раз в день. Девочки приготовили вам подарок-танец, который хотят разучить с вами.

Песня "Божья коровка" (фонограмма)

- Вам понравилось? Ваше настроение улучшилось? Кто помог этому? А как они это сделали?

Девочки затратили специальные усилия, чтобы придумать и сделать то, что вам будет приятно. И зная, что вы любите петь и танцевать, они приготовили этот танец.

- Они угадали ваше желание? Конечно. И этим они обозначили первое правило создания хорошего настроения.

- Какое оно?

Старайся понять желание другого и по мере возможности исполнить его.

- Как вы думаете, а девочки испытали удовольствие от этого? Их настроение улучшилось? Они создали настроение другим и этим улучшили свое.

6. Вы вспоминали свой день.

- С чего начинается ваш день?

Читает ученик стихотворение.

Солнышко ясное встало
- Доброе утро!- сказало
- Доброе утро!-
Кричу я прохожим
Веселым прохожим
На утро похожим.
Но если проснешься,
А дождик в окно
Стучит да стучит
И без солнца темно
Доброе утро, друзья!
Все равно! Доброе утро!

- Как нужно произносить? Какими словами можно заменить?

7. С кого начинается утро? (Встреча с бабушкой, мамой)

Умеем ли мы понимать и быть благодарными за любовь старших? Давайте подумаем над этим.

Послушайте рассказ.

Секретная проверка

Бабушка мыла пол. Услышав настойчивый звонок, она пошла открывать дверь. Вбежала внучка и, бросив портфель на пол, протараторила:

- Мне через час снова в школу! А я ужасно хочу есть!

- Во-первых, - сказала бабушка, - ступай осторожней: я мою пол. А во-вторых, зачем это опять в школу?

- Секретное поручение!

Внучка побежала в свою комнату, взяла какую-то книжку, уткнулась в нее. Бабушка поставила разогревать суп.

- Иди, ешь, внученька.

Внучка пришла к столу с книгой. Пристроила ее перед тарелкой, не глядя, протянула руку.

- Где у нас черный хлеб?

- Да вот же, перед носом твоим.

Бабушка налила суп.

- Сметаны! - сказала внучка.

Бабушка подала сметану. Закончив обед, внучка спросила, сколько времени. Бабушка сходила в другую комнату, посмотрела на часы.

- Полвторого.

- Ой, мне уже пора! Мы будем по квартирам наших учеников ходить, проверять, как ребята помогают родителям.

- И к тебе придут?

- Может быть. Ну, я побежала:

Бабушка вздохнула, принялась снова за полы. А вдруг придут проверять?

- Кто узнал себя? Не нужно об этом сейчас вслух говорить. Задумайтесь.

Что можно сказать о внучке?

Похожа ли эта внучка и Юля - героиня другой истории?

Юля и ее бабушка.

Когда Юля была маленькой, ей нравилось сидеть у бабушки на коленях. Бабушка гладила ее по голове и говорила: "Ты у меня самая красивая!"

Юля рассказывает, что бабушка очень трудолюбивая. Ей уже 80 лет, а она целый день работает. Утром Юля еще спит, а бабушка уже завтрак готовит. Обувь Юлину с вечера моет. Даже кровать заправляет. "Подрастешь, - говорит, - еще наработаешься."

Любит Юля шутить со своей бабушкой. Когда та начинает искать под кроватью Юлины носки и никак согнуться не может, Юля говорит ей: "Гимнастикой заниматься нужно, бабуся!"

Похожа ли эта внучка и Юля - героиня другой истории?

8. Какой второй закон создания хорошего настроения открыли?

Старайся быть внимательным и предупредительным с каждым из твоих родных и близких тебе людей.

9. Как мы называем человека, который никогда не забывает, что к другому нужно относиться внимательно? Это вежливый, воспитанный человек.

До 16 века "вежа" означало "знаток, тот кто знает правила приличия, общепринятые формы выражения доброго отношения к людям"

Поиграем "Вежливо - невежливо" Вежливо - 2 хлопка, невежливо - 1 хлопок.

  • поздороваться при встрече
  • толкнув, не извиниться
  • помочь подняться, поднять упавшую вещь
  • взять билеты в автобусе
  • не уступать место в транспорте
  • не заметить недовольство мамы

Вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная.

- Какое же следующее правило определяет хорошее настроение?

Старайся всегда и со всеми быть вежливым, уважать другого человека.

10. Послушайте историю, которая произошла в одном дворе. Чему учит эта история?

Мальчики во дворе затеяли игру в прятки.

- Юрка, бежим скорее, заберемся вон в тот большой ящик, там нас никто не найдет.

Юра изо всех сил побежал к ящику, но нечаянно споткнулся и, падая, расшиб ногу. Он громко заплакал. Федя подбежал к Юре:

- Успокойся, пожалуйста, Юра. Потерпи. Сейчас я позову твоего папу. Вот увидишь, все будет хорошо.

Из подъезда вышел Юрин папа:

- Возьми себя в руки, сынок. Ты же мужчина, а мужчины должны себя держать в руках. Ну-ка покажи, что там у тебя? Какие пустяки! Сейчас мы промоем ранку, перевяжем колено, и все пройдет. А пока не падай духом. Как говорят "терпи, казак, атаманом будешь!" До свадьбы заживет!

- Какими словами утешали Юру?

Попробуйте и вы утешить. Девочка прищемила палец. Ей больно. Найдите слова утешения.

11. Еще одно важное и, пожалуй, трудное правило.

Старайся понять и откликнуться на состояние другого человека.

- Как вы это понимаете?

Да, надо стремиться видеть настроение другого, чувствовать его и правильно реагировать, не причиняя другому боли и неприятности. Это, конечно, трудно, но постепенно мы научимся.

12. Поляна хорошего настроения готова. Перечислите правила.

Надеюсь, вы будете стараться жить по этим правилам, чтобы и у вас, и у вашего окружения всегда было хорошее настроение.

13. Отчего еще зависит хорошее настроение, мы узнаем, исполнив фрагмент песни "Хорошее настроение" (фонограмма песни из к/ф "карнавальная ночь")

Хорошее настроение зависит от улыбки.

14. К нашей полянке слетелись "бабочки". Раскрасьте бабочку и подарите ее и хорошее настроение с улыбкой своему соседу.

15. Сегодня мы отвечали на трудный вопрос: От чего зависит настроение?

Будем искать и на другие вопросы ответы.

  1. Чьё сердце смягчил ты?
  2. Кому подал руку?
  3. Кому ты облегчил душевную муку?
  4. Чью старость утешил?
  5. Кого осчастливил?
  6. Кого на дорогу ты торную вывел?