Проект по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера "Я и природа"

Разделы: Работа с дошкольниками


Экологическое воспитание – новое направление в дошкольной педагогике, оно отличается от традиционно сложившейся природоохранной деятельности дошкольных учреждений. В практике работы детских садов это направление может быть реализовано людьми с достаточным уровнем экологической культуры: пониманием общих экологических проблем, владением специальной методикой воспитания детей, готовностью участвовать в решении вопросов.

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду – первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям.

Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
В целом положительные тенденции  в настоящее время являются недостаточными для реализации общей стратегии непрерывного экологического образования, для закладывания основ экологической культуры, экологического сознания.
Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, знании приспособительных зависимостей существования живых организмов от факторов внешней среды, взаимосвязей внутри природных сообществ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении животных, состоянии растений, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Проект раскрывает задачи и содержание работы по экологическому воспитанию дошкольников с учетом психофизиологических особенностей детей от 5 до 7 лет.
В проекте представлены такие виды направления в экологической деятельности ребенка, как:

  • познавательный (формирование представлений о мире природы),                           
  • перцептивно-эмоциональный (формирование положительного отношения к природе) 
  • практический (формирование склонности к проявлению позитивного взаимодействия).

Содержание проекта предполагает комплексный подход к развитию ребенка на эмоциональном, психофизиологическом и интеллектуальном уровнях через знакомство с природой в различных видах работы с детьми (например, наблюдения, труд в природе, занятия и праздники интегрированного характера, развлечения, участие детей в экологических акциях, ведение календарей природы).
Нельзя сказать, что мы особо выделяем приоритет какой-либо формы работы с детьми. Ее выбор зависит от сезонности, интереса детей к предлагаемой деятельности, их возрастных особенностей, условий,
Воспитательно-образовательная работа предполагает в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении ее осуществление в:

  • наблюдениях,
  • фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях,
  • организации дежурств и трудовых поручений,
  • экспериментах выполняемых в природе.

Актуальность проекта

Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих условиях экологическое образование во всех его звеньях приобретает приоритетное значение.
Выбор данного проекта обусловлен для изучения живой и неживой природы, прежде всего, используется материал своего края, местного материала, объектами которых являются животные, растения тундры.

Цели и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей дошкольного возраста осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Задачи проекта:

  • формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);
  • развитие познавательного интереса к миру природы;
  • формирование   первоначальных   умений   и   навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;
  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом;
  • развитие чувства эмпатии к объектам природы;
  • формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями своего края;
  • формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);
  • освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

Этапы реализации проекта

I. Организационный 

Изучение и сравнение программ по экологическому воспитанию: С. Н. Николаевой «Юный эколог», Н.А. Рыжовой «Наш дом – природа»,  определение уровня знаний детей, выявление запросов родителей, составление планов взаимосотрудничества с библиотекой, музеем, определение целей и задач.

II. Внедренческий

Включение каждого ребёнка в практическую деятельность для достижения высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация проекта по формированию экологической культуры в условиях Крайнего Севера «Я и природа».

III. Результативный

Период осмысления собственных результатов, сравнение с другими группами ДОУ и района.
Участниками  проекта являются дети МДОУ №81 «Центр развития ребёнка – «Конёк-Горбунок», воспитатели, родители, сотрудники музея, библиотеки, картинной галереи, научные работники  государственного природного заповедника «Большой Арктический».

Структура проекта

Реализация данного проекта в ДОУ осуществляется через цикл познавательных занятий с детьми, кружковую работу, взаимодействие с родителями, экологизацию развивающей среды групп, ДОУ, взаимодействие с социальными институтами города, района, издание информационно-методического материала (см. Приложение. Таблица 1).

Цикл познавательных занятий с детьми

Реализация проекта предполагает различные формы и методы работы с детьми: это циклы наблюдений за растениями и животными в уголке природы и на участке, экспериментирование. В систему работы включена разнообразная деятельность с литературными произведениями: дети их слушают, инсценируют, разыгрывают сказки, стихотворения, вместе с воспитателем  создают к ним иллюстрации. Также включены игровая, трудовая, музыкальная, физическая деятельности детей  дошкольного возраста. Значительное место отведено творческим процессам: рисованию, конструированию, изобразительной деятельности. Наглядная продукция, создаваемая детьми, убедительна,  прежде всего,  для них самих – это предметные результаты их личностного роста (см. Приложение. Таблица 2).

В проекте представлены тематические блоки:

  •  элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ.
  •  многообразие растений и их связь со средой обитания.
  • многообразие животных и их связь со средой обитания.
  • рост и развитие  растений и  животных, их связь со средой обитания.
  •  жизнь  растений и животных в сообществе.
  • взаимодействие человека с природой

Кружковая работа

В рамках проекта предполагается организация кружковой работы «Юный натуралист».

Цель работы кружка: формирование экологической культуры как совокупности экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.

Задачи кружка:

  • Воспитание любви к природе через непосредственное общение с ней, воспроизведение ее красоты и многообразия;
  • Формирование знаний о природе;
  • Развитие сопереживания к бедствиям природы, потребности бороться за ее сохранение.

В образовательном процессе дошкольного учреждения учебное экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др.), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни.

Взаимодействие с родителями

Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа  с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.

Формы работы с родителями

В совместной работе детского сада  с родителями широко используются: консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы, анкетирование, развлечения, праздники, конкурсы.

Экологизация развивающей среды групп, ДОУ

Создание познавательно-экологического центра в МДОУ «Лукоморье»

Познавательный центр МДОУ № 81  «Лукоморье» является игровым помещением для  закрепления  знаний детей о природе, проведения мероприятий, экскурсий, развлечений детей и родителей по  формированию осознанно правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.

Взаимодействие с социальными институтами  города.

У нас налажены тесные взаимосвязи с городской детской библиотекой, талнахским филиалом музея истории и развития НПР, государственным природным заповедником «Большой Арктический», норильской художественной галереей. Работники регулярно проводят познавательные экскурсии, беседы, игровые программы для детей, что способствует обогащению и закреплению  имеющих знаний и  представлений.
Сотрудничество с Талнахской городской библиотекой детям приносит огромную радость. Она одна из лучших в нашей стране. Тесно сотрудничая с ней, дети участвуют в  позновательно-игровых мероприятиях по экологическому воспитанию.
Дети успешнее познают окружающий мир, опираясь на краеведческий материал, а Талнахский музей им очень богат. Экскурсии в музей по темам «Природа Таймыра», игровые программы «Русский быт», «Быт народов Севера», «Выставка камней», вызвают интерес к истории родного города, своей страны, значительно обогащают и расширяют кругозор детей о своей малой и большой Родине.
Сотрудничество с государственным природным заповедником «Большой Арктический» позволяет сохранение и развитие историко – культурного наследия Таймыра, создание и обеспечение для полноценной духовной жизни жителей Талнаха. Специалисты заповедника проводят интерактивные занятия «Умка приглашает», «Арктюша в стране Семитравья» и др, которые позволяют окунуться в загадочный и неповторимый мир природы Арктики, учат их замечать и любить красоту животного и растительного мира Крайнего Севера.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
  2. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
  3. Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
  4. Корнелл Дж. Радость общения с природой. Владивосток, 1995.
  5. Куликовская И.Э., Совгин Н.Н. Детское экспериментирование.  М.:Педагогическое общество России,2005.
  6. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. М., 1984.
  7. Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
  8. Николаев С.Н.,  Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.:Педагогическое общество России, 2003.
  9. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном возрасте: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада. М., 1995.
  10. Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 1995.
  11. Опыты с песком и глиной // Обруч. – 1998. – №2.
  12. Предъявите экологический паспорт// Обруч. – 1997. – №2.
  13. Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
  14. Рыжова Н.А.,  Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.

Презентация