Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Обличение обывательской жизненной позиции в сказке Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь"

Разделы: Преподавание литературы


Цели урока:

1.Обучающие:

а) Знания:

    • Повторение и систематизация ранее полученных знаний о творчестве писателя; композиции произведения; использовании различных художественных средств.
    • Углубление знаний о сарказме как разновидности иронии;
    • Знакомство с понятием гротеск.

б) Умения:

  • Нахождение изучаемого тропа.
  • Закрепление умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания.

2. Развивающие:

а). Развитие памяти (установка на воспроизведение материала в конце урока);

б). Развитие мышления (логического, образного при работе с текстом);

в). Развитие устной речи учащихся (монологическая, диалогическая речь).

3. Воспитывающие:

а). Воспитание активной жизненной позиции.

б) Воспитание интереса к литературе.

в) Воспитание уважительного отношения к культуре и искусству.

Ход урока

I. Слово учителя. Биографическая справка (слайд №1 в Приложении 1)

М.Е.Салтыков-Щедрин родился в январе 1826 года в селе Спас-Угол Тверской губернии. По отцу принадлежал к старинному и богатому дворянскому роду, по матери – купеческому сословию. После успешного окончания Царскоселького лицея Салтыков становится чиновником военного ведомства, но служба его мало интересует.

В 1847г. в печати появляются его первые литературные произведения – “Противоречия” и “Запутанное дел”. Но всерьез о Салтыкове, как о писателе, заговорили только в 1856 г., когда он начал публикацию “Губернских очерков”.

Свой литературный талант он направил на то, чтобы открыть глаза, показать тем, кто еще не видит творящегося в стране беззакония, процветающего невежества и тупости, торжества бюрократии. М.Е. Салтыков-Щедрин — великий русский сатирик, революционер-демократ, соратник Чернышевского и Некрасова. Своим оружием против общественного зла и социальной несправедливости он избрал сатиру, продолжив и развив в новых исторических условиях традиции Фонвизина и Гоголя. Чернышевский утверждал: "Ни у кого из предшествующих Щедрину писателей картины нашего быта не рисовались красками более мрачными. Никто не карал наших собственных язв с большей беспощадностью". (слайд №2 в приложении 1)

II. Слово учителя. Историческая справка

Но сегодня мне хочется остановиться на сказочном цикле писателя, начатом в 1869г. Сказки явились своеобразным итогом, синтезом идейно-творческих исканий сатирика. В ту пору из-за существования строгой цензуры автор не мог до конца обнажить пороки общества, показать всю несостоятельность российского управленческого аппарата. И все же с помощью сказок “для детей изрядного возраста” Щедрин смог донести до людей резкую критику существующего порядка.

Для написания сказок автор использовал гротеск, гиперболу и антитезу. Также для автора был немаловажен эзопов язык. Стараясь скрыть от цензуры истинный смысл написанного, приходилось пользоваться и этим приемом. Сказка по простоте своей формы доступна любому, даже неискушенному читателю, и поэтому особенно опасна для "верхов". Недаром цензор Лебедев доносил: "Намерение г. С. издать некоторые свои сказки отдельными брошюрами более чем странно. То, что г. С. называет сказками, вовсе не соответствует своему названию; его сказки — это та же сатира, и сатира едкая, тенденциозная, более или менее направленная против общественного и политического нашего устройства".

Высказанные писателем в сказках мысли современны и сегодня. Сатира Щедрина проверена временем и особенно остро она звучит в период социальных неурядиц, подобных тем, которые переживает сегодня Россия. Именно поэтому произведения Салтыкова-Щедрина множество раз переиздавались и в наше время. (Слайд №3 в Приложении1)

III. Работа над литературными терминами

Прежде, чем мы приступим к анализу сказки “Премудрый пискарь”, рассмотрим необходимые термины: сарказм, ирония, гротеск, гипербола. (Слайд №4 в Приложении1)

САРКАЗМ – едкая язвительная насмешка, с откровенно обличительным, сатирическим смыслом. Сарказм – разновидность иронии.

ИРОНИЯ – отрицательная оценка предмета или явления через его осмеяние. Комический эффект достигается тем, что истинный смысл события замаскирован.

ГРОТЕСК – изображение действительности в преувеличенном, уродливо-комическом виде, переплетение реального и фантастического.

ГИПЕРБОЛА – намеренное преувеличение.

IV. Работа над текстом сказки.

Сказка “Премудрый пескарь” (1883) стала хрестоматийной.

1). Работа над образом главного героя (слайд №5 в Приложении1)

Как жили родители пескаря? Что завещал ему отец перед смертью?

Как решил жить премудрый пескарь?

Как автор описывает пескаря-сына? (слайд №6 в Приложении1)

Как описывает автор его жилище? (слайд №7 в Приложении1)

Какова была жизненная позиция пескаря? Как называют человека с такой жизненной позицией? (слайд №8 в Приложении 1)

Итак, мы видим, что пескарь поначалу ничем не отличался от себе подобных. Но, трус по характеру, решил он всю жизнь прожить, не высовываясь, в своей норе, вздрагивая от каждого шороха, от каждой тени, мелькнувшей рядом с его норой. Так и жизнь прошла мимо – ни семьи, ни детей. Так и исчез – то ли сам, то ли щука какая заглотнула. Только перед смертью задумывается пескарь о прожитой жизни: “ Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал в жизни хорошего? – Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Только перед смертью осознает обыватель, что никому-то он не нужен, никто его не знает и о нем не вспомнит.

Но это – сюжет, внешняя сторона сказки, то, что на поверхности. А подтекст карикатурного изображения Щедриным в этой сказке нравов современной мещанской России хорошо объяснил художник А. Каневский, делавший иллюстрации к сказке “Премудрый пескарь”: “…всякому понятно, что Щедрин говорит не о рыбе. Пескарь – трусливый обыватель, дрожащий за собственную шкуру. Он человек, но и пескарь, в эту форму облек его писатель, и я, художник, должен ее сохранить. Задача моя – сочетать об