Практический опыт по использованию подвижных игр в работе с детьми, имеющими отклонения опорно-двигательного аппарата

Разделы: Работа с дошкольниками


Постановка цели, определение задач и этапов работы

Цель работы: Разнообразить формы профилактической работы по оздоровлению опорно-двигательного аппарата за счет подвижной игры.

Задачи работы:

  1. Установить % заболеваемости детей в группе с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата.
  2. Отобрать подвижные игры, имеющие оздоровительные движения на укрепление ОДА и разнообразить их новыми.
  3. Разработать средства и методы для мотивации детей с желанием играть в эти игры.
  4. Создать условия для самостоятельной организации игры детьми.
  5. Активизировать позиции семьи в использовании подвижных игр, как средства профилактики опорно-двигательного аппарата.

Этапы работы:

  • Уточнение задач и адаптация методики использования игр по профилактике нарушений ОДА.
  • Создание специальной предметно – пространственной среды.
  • Построение взаимодействия с семьей по данной проблеме.
  • Внедрение системы игр в практику работы с детьми.
  • Определение результативности.

Краткое описание этапов работы

По результатам обследования детей нашей группы врачом-ортопедом, было установлено: с нарушением осанки детей– 33 % , с деформацией грудной клетки – 44 % , с уплотнением свода стоп – 66 % , здоровых детей – 27 %.

Во взаимодействии с инструктором ЛФК:

  1. Распределили детей на подгруппы по состоянию опорно-двигательного аппарата.
  2. Здоровых детей включили в каждую подгруппу с целью: предупредить заболевание опорно-двигательного аппарата.
  3. Каждой подгруппе определили оздоровительные движения, которые должны быть в подвижных играх.

С помощью методической литературы нами были отобраны подвижные игры, движение которых были целенаправленны на укрепление опорно-двигательного аппарата.

Первые игры были простые по содержанию, имели одно действие, затем игры пополнились более сложными играми, где решались сразу 2-3 задачи для достижения цели. Их можно посмотреть на сайте МДОУ №74 <dou74.ru>

Для того чтобы дети заиграли в эти игры, были разработаны средства:

тематические занятия, где главной задачей является: ознакомление детей с оздоровительными движениями, под девизом: “ Чтобы быть красивым, стройным, здоровым – выполняй эти движения”, и методы мотивации для детей: наблюдения, игровые упражнения, движения имитирующие действия животных, рассматривание иллюстраций, изготовление атрибутов к игре.

В проведении подвижных игр пользуемся методикой направленной на профилактику оздоровления ОДА, так как она основана на индивидуально-дифференцированном подходе и направлена на качественное выполнение оздоровительных движений.

Для успешного развития движения детей в группе создали предметно-пространственную среду, где поместили физкультурное оборудование (как традиционные, так не традиционные). Оформили его ярко красочно, чтобы вызывало у детей интерес пользоваться им и самостоятельно организовывать игры.

К изготовлению пособий привлекли родителей, для того чтобы заинтересовать родителей в профилактической работе по оздоровлению ОДА. Кроме этого:

  1. На родительском собрании познакомили родителей с новой формой: использования подвижных игр, для профилактики оздоровления опорно-двигательного аппарата.
  2. В “Уголок Здоровья” поместили рекомендации: игровые упражнения дома, подвижные игры с содержанием, направленные на оздоровление опорно-двигательного аппарата.
  3. Оформили фотовыставку “ Пусть дети больше играют”
  4. Провели консультацию “ Совместная игра – уникальный вид сотрудничества всей семьи”, с показом физкультурного досуга с использованием игр для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

После того, как дети усвоили игровые упражнения имитационные движения (на занятиях, дома) мы начали играть с малышами в подвижные игры простыми по содержанию.

Разучивание игры осуществляли на физкультурном занятии, на прогулке.

Первыми играми малышей были игры направленные на развитие мышц плечевого пояса и координацию движений. Например: “ Запусти ракету на луну”, “Перешагни через веревочку”, “Мячик покатился” и другие.

Затем организовывали игры более сложные и целенаправленные, например: на формирование осанки “Ходим в шляпах”, “Ель, елка, елочка” и другие. Игры разучивали всей группой для того чтобы все дети знали содержание игр, умели в них играть, участвовать самостоятельно – организованных игр. Затем, осуществляя индивидуально-дифференцированный подход к детям проводили игры по подгруппам (малой групповой форме).

В проведении игр испытывались некоторые сложности: трудно было научить детей двигаться с поднятыми руками в стороны, принимать и сохранять позу “Правильная осанка” для преодоления трудностей использовали наглядный показ, задание на дом, индивидуальную работу (стойка у стены). Таким образом, использование подвижных игр в профилактической работе по оздоровлению опорно-двигательного аппарата определили некоторые результаты одна из которых, на наш взгляд, самой результативной то, что дети стали самостоятельно играть в эти игры. Любимыми играми детей стали “Совушка-сова”, “Стройные елочки”, “Самолеты”, “Идет коза по лесу” и другие.

Методика проведения подвижных игр профилактической направленности

(Основана на идивидуально-дифференцированном подходе к детям)

Подготовка к проведению подвижной игры профилактической направленности начинается с её выбора. Важно учесть оздоровительно-профилактическую задачу, возрастные особенности детей, а также уровень развития двигательных навыков и умений.

Место проведения игры должно быть просторным, без лишних предметов, препятствий, необходимо принять все меры предосторожности.

Инвентарь для игры нужно продумать и подготовить заранее.

Организация детей в игре – важное условие её успешного хода. Игру следует проводить, ориентируясь на дифференцированный подход (малогрупповая форма).

Разделение детей на подгруппы осуществляется по оценке обследования состояния опорно-двигательного аппарата врачом-ортопедом.

Разделение детей на группы может происходить таким способом:

Размещение детей должно быть таким, чтобы каждый играющий хорошо видел и слышал ведущего (воспитателя), который не должен находиться в центре.

Успешность игры во многом зависит от того, насколько дети поняли содержание игры, её правила, от умения осознанно выполнять оздоровительные движения.

Любой игре предшествует объяснение:

название игры, роли играющих, правила и ход игры.

Объяснение проводим в понятной и доступной форме, раскрываем сюжет игры, правила, роль в ней каждого ребёнка бодрым, ласковым, спокойным тоном, что дает детям эмоциональную зарядку, вселяет уверенность в свои силы и возможности.

Выполнение обязанностей водящего оказывает на ребёнка серьёзное воспитательное воздействие. Поэтому желательно, чтобы в этой роли побывало как можно больше детей. Назначать водящих можно разными способами: по желанию детей, считалкой, по жребию.

В ходе игры следим за правильностью выполнения оздоровительных движений, правилами игры, поощряем детей словами, принимая во внимание индивидуальные умения, физическое и психическое состояние детей.

Одна из важных задач руководства игрой – это дозирование нагрузки.

Из-за высокой эмоциональной насыщенности игры дети не всегда могут контролировать своё состояние, следствием чего может быть перевозбуждение или утомление.

Регулируем физическую нагрузку в процессе игры разными способами:

  • сокращение длительности игры,
  • введение перерыва для отдыха,
  • изменение правил игры,
  • смена ролей играющих,
  • переключение на более спокойную игру.

Игра прекращается, как только у детей появляются первые признаки утомления.

Повторяемость игры 2-3 раза (3-5 минут).

Предметно-пространственная среда

Для успешного решения оздоровительных задач по профилактике оздоровления опорно-двигательного аппарата в подвижных играх используем как традиционные, так и не традиционные пособия: например в игре “Переведи зайку через мостик”, “мостиком” становятся: ребристая доска, дорожка с нашитыми пуговицами, дорожка с палочками (из шприцов). Повторяемость игры с разными видами “ мостиков”, доставляет детям радость, вызывает эмоциональный подъем и в связи с этим желание детей снова и снова повторять ее. “Цветы” со следами служит детям домиком в играх: “Птички”, “Найди свой домик” и другие.

Предметно-пространственная среда оборудована следующими пособиями:

  • ребристые доски,
  • массажные коврики,
  • дорожки и коврики с нашитыми пуговицами,
  • дорожка с палочками (из шприцов),
  • дорожка со следами из разного материала,
  • “канат” пробок,
  • ножные “браслеты” для стоп,
  • тапочки с пуговицами,
  • дорожка-“елочка для стоп,
  • “цветы” со следами,
  • набивные мячи,
  • кольца (шляпы).

Применение нетрадиционного пособия делает игру более интереснее, способствует самостоятельной двигательной деятельности детей и приносит положительный эффект в профилактическо-оздоровительной работе.