Фразеологические обороты - литературное наследие И.А. Крылова

Разделы: Начальная школа


Фразеология – раздел науки о языке, изучающий устойчивые сочетания слов. (фразеологизмы). Фразеологизм (от. греч. “фразис” - выражение) – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Фразеологизмы (фразеологические обороты, сочетания, выражения) часто используются в разговорной речи, в художественных произведениях с целью создания образности, выразительности, шутливости. В своей речи мы нередко используем различные меткие выражения из произведений писателей, поэтов, из народных сказок, легенд, мифов. Например, сожалея, что не заметили самого главного, мы говорим словами басни И. А. Крылова: “Слона – то я и не приметил”. Меткие выражения, вошедшие в русский язык из литературных произведений, называются крылатыми словами, получившими широкое, переносное значение. Среди крылатых слов много словосочетаний, которые ничем не отличаются от фразеологизмов, возникших в разговорной речи: у разбитого корыта (А. С. Пушкин), на деревню дедушке (А. П. Чехов). Следует заметить, что фразеологизмы нельзя произвольно дробить, ставить ударения не там, где нам хочется, вставлять в них новые слова. Эти изменения нарушают выразительность, искажают значение, а иногда и смысл. Басни Ивана Андреевича Крылова – почти драматические сценки, герои их – живые образы, которые говорят, думают, ведут себя в соответствии с характерами. За образом Льва угадываются черты жестокости, несправедливости, в образе Лисы выражены хитрость, ложь, коварство. “Звери у него мыслят и поступают слишком по-русски…Всюду у него Русь и пахнет Русью”, - писал о Крылове Н.В. Гоголь.

Тема урока: “У каждой басни Крылова своя история” (обобщающий урок по творчеству И.А.Крылова для учащихся 4-5 классов)

Цель урока:

  1. Обобщить знания учащихся о баснях И.А.Крылова; расширить представления о басне как одном из старейших жанров литературы; развивать навыки выразительного чтения басни.
  2. Воспитывать познавательную активность, интерес к культурному наследию русского народа.
  3. Развивать ключевые компетенции учащихся: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.

Ход урока

I. Литературная разминка (повторение литературных терминов)

  1. Описание природы в литературном произведении (пейзаж).
  2. Общее название любого действующего лица литературного произведения (персонаж).
  3. Жанр детского фольклора, шутливые стишки, которыми родители сопровождают первые игры с ребенком (потешки).
  4. Произведения устного народного поэтического творчества (фольклор).
  5. Построение литературного произведения на основе вымысла (фантастика).
  6. Явление или предмет природы, а также животные и растения наделяются качествами человека (олицетворение).
  7. Сопоставление людей, предметов и явлений по внешнему сходству, присущим им качествам или по вызываемым ими сходным чувствам (сравнение).
  8. Едкая, злая, издевательская насмешка (сарказм).
  9. Драматический жанр, в основе которого лежит комический конфликт (комедия).
  10. Открывающее или завершающее нравоучение (мораль).

II. Сообщение темы урока

Учитель: Прочитайте высказывание Н.В.Гоголя: “Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино”. О каком писателе идет речь? (об И.А. Крылове). Определите тему урока.

Дети высказывают свои предположения. Учитель записывает тему урока на доске.

III. Работа по теме урока

Учитель: Имя И.А. Крылова известно всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Расскажите о жизни и творчестве И.А.Крылова.

Ученики работают в группах с текстами, извлекают информацию, готовят рассказ.

Ученики: Иван Андреевич Крылов родился в Москве в 1769 году в семье отставного капитана и умер в 1844 году. Образование он получил скудное, но с детских лет в нем жила жажда знаний. Он много читал. Настойчивость и упорство принесли плоды: благодаря самообразованию будущий баснописец стал одним из самых просвещенных людей своего времени. Рано лишившись отца, он вынужден был работать, чтобы прокормить мать и младшего брата. Крылов искал свой путь в литературе. Им были написаны несколько трагедий и комедий. Одним из крупнейших событий русской литературной жизни XIX века было появление в печати первых басен Ивана Андреевича. Именно басня стала тем жанром, в котором И. А. Крылов выразился необычайно широко и мощно. Поэт оставил нам в наследство более 200 басен, объединенных им в девять книг. Басни Крылова стали книгой мудрости самого народа.

Учитель: В каком жанре писал И.А.Крылов? (басня). Прочитайте определение в словаре.

Ученик: Басня – краткое иносказательное нравоучительное стихотворение, рассказ; вымысел, выдумка (читает словарную статью из толкового словаря С.И Ожегова).

Ученик: Басня – эпический жанр, в котором художественный мир, где живут и действуют, наряду с людьми, животные или неодушевленные предметы, создан с целью нравоучения или воспитания. Басня может прозаической (басни Эзопа) и стихотворной (басни И.А.Крылова) (читает словарную статью из школьного словаря литературных терминов и понятий А.Б Есина).

Учитель: Басня – это литературный жанр, который берет свое начало в далеком прошлом. Родоначальником басенного искусства принято считать древнегреческого поэта - философа и мудреца Эзопа. Во Франции прославился в этом жанре Лафонтен, в Германии – Лессинг, в России – И.А.Крылов.

Учитель: Прочитайте и проанализируйте текст басен И.А.Крылова.

Ученики работают в группах с текстом, выполняют анализ басни по вопросам, делают вывод.

1 группа. Басня “Волк на псарне”.

  1. Какова причина шума, переполоха на псарне?
  2. С помощью каких слов и выражений рисует Крылов волнение? (поднялся двор, псы залились, рвутся в драку, псари кричат, бегут с дубьем)
  3. Каково поведение Волка в этот момент? (Зол, опасен, хитер)
  4. Каким изобразил его Крылов? (Щелкает зубами, ощетинился, глазами всех съест)
  5. Как Волк смог объяснить свое появление на псарне? (Хотел на псарню, попал в овчарню. “Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам совсем не ради ссоры”)
  6. Расскажите о Ловчем, о качествах его характера. Почему он не верит Волку? (Он умудрен жизнью, много повидал, сразу видит обман. Чувствуется надежность, уверенность в правоте своего дела)
  7. Какие слова из басни стали крылатыми, какие обороты вошли в нашу жизнь? (“Волк…, ночью думая залезть в овчарню, попал на псарню…”)

Вывод. Басня “Волк на псарне” мудра и сурова в своей правде. Разве можно верить хищнику-захватчику? Таких нельзя щадить. В этой басне мораль заключается в словах Ловчего, реплика которого звучит последней.

2 группа. Басня “Ворона и лисица”.

  1. Что заставляет Лисицу так унижаться, чтобы попробовать сыр? (“Лисицу сыр пленил”)
  2. Что использует Лисица для достижения своей цели? (Использует лесть, хвалебные речи. “Вертит хвостом … и говорит так сладко, чуть дыша…”)
  3. В чем заключается глупость Вороны? (У нее преувеличенное самомнение. Она оказалась падкой на сладкую лесть – “вскружилась голова”, “ от радости в зобу дыханье сперло”)
  4. Можно ли сказать, что Лисица издевается над Вороной? (Лисица преследует свою цель, хочет любыми путями получить сыр. Ворона же принимает похвалы как вполне заслуженные, думает, что все сказанное Лисицей – правда)
  5. В чем смысл басни? (Нужно уметь случайно не оказаться Вороной, уметь правильно оценивать свои способности, возможности)
  6. Какие слова и выражения из этой басни живут и сегодня живут в нашей речи? (“Вертит хвостом”, “вскружилась голова”)

Вывод. И.А.Крылов дает возможность читателям понять, что глупым оказывается не тот, кто льстит, а тот, кто поддается лести и не умеет распознать льстеца. Верить льстецам нельзя, лесть очень привлекательна, но опасна (“…лесть гнусна, вредна”).

3 группа. Басня “Свинья под дубом”

  1. Что лучше: быть грамотным ученым или оставаться неученым, невеждой?
  2. Кто такой невежда? (неученый, необразованный ученьем, книжным знанием)
  3. Можно ли сказать, что автор осуждает Свинью?
  4. Какая интонация звучит в реплике Дуба? (Отчаяние, беспомощность)
  5. Актуальна ли мораль басни в наше время?
  6. Чему вас научила басня?

Вывод. И.А.Крылов в своих баснях высмеивал пороки людей. Самих людей представлял в образах птиц, зверей, растений. Глупый, необразованный человек (Свинья) пользуется плодами просвещения (желуди), они ему приятны. Но невежда не в силах понять, откуда берутся эти плоды, не в силах откликнуться на советы грамотных людей (Ворон, Дуб). Сам того не осознавая, губит своим невежеством начало познания (Корни). Не понимает, что науки должны развиваться.

IV. Конкурс “ Кто лучше знает басни Крылова”

Каждой группе выдается текст басни.

Учитель: Впишите недостающие слова или предложения, запишите название басни.

1 группа.

“Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье
И уши ваших понежней, -
____ ________ ________ (Им отвечает Соловей), -
А вы, _________ (друзья), как ни садитесь;
Все в _________ (музыканты) не годитесь”.
Басня “__________” (“Квартет”)

2 группа.

“К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни _______ ________ (полезна вещь), - цены не зная ей,
Невежда про нее свой толк все к худу клонит;
А ежели _________ (невежда) познатней,
Так он ее еще и гонит”.
Басня “__________” (“Мартышка и очки”)

3 группа.

“Вот то-то мне и духу придает,
Что я, _________ ______ _________ (совсем без драки),
Могу попасть в большие _________ (забияки).
Пускай же говорят _________ (собаки):
“___, __________ (Ай, Моська)! знать, она сильна,
Что лает на Слона!”
Басня “__________” (“Слон и Моська”)

V. Игра “Копилка крылатых слов и выражений”

Каждой группе выдается текст басни.

Учитель: Найдите крылатые слова и выражения, запишите название басни.

1 группа.

Басня “Стрекоза и Муравей”

(“Да работала ль ты в лето,
Так пойди же попляши”.)

2 группа.

Басня “Зеркало и Обезьяна”

(“Чем кумушек считать трудиться,
Нельзя ль на себя, кума, оборотиться?”)

3 группа.

Басня “Кукушка и Петух”

(“За что же, не боясь греха,
Кукушка хвалит Петуха?
За то, что хвалит он Кукушку”.)

VI . Конкурс “Угадай басню по иллюстрации”

Каждой группе выдается по две иллюстрации басни.

Учитель: Назовите басню, содержание которой вы видите на иллюстрации.

VII. Викторина “Мы говорим языком И. А. Крылова”

Учитель: Прочитав приведенные строки, назовите басни И.А. Крылова.

  1. А Васька слушает да ест. ( “Кот и Повар”)
  2. А вы, друзья, как ни садитесь,
    Все в музыканты не годитесь. (“Квартет”)
  3. А ларчик просто открывался. (“Ларчик”)
  4. Ворона каркнула во все воронье горло. (“Ворона и Лисица”)
  5. Вперед чужой беде не смейся, Голубок! (“Чиж и Голубь”)
  6. Да только воз и ныне там. (“Лебедь, Щука и Рак”)

VIII. Итог урока

В наши дни слава Крылова вышла далеко за пределы страны. Его басни переведены на пятьдесят языков. У Крылова были великие предшественники в мировой басенной литературе, но только ему удалось внести в свои басни подлинно народный дух и реалистическую правдивость. Благодарные потомки возвели очень красивый памятник отцу русской басни в Летнем саду города Санкт-Петербурга, основание которого украшают герои басен – звери и птицы. Великий русский баснописец Крылов является величайшим баснописцем мира.

IX. Варианты домашнего задания

  1. Написать рассказ, похожий на басню.
  2. Подготовить устное сообщение на тему “Жизнь и творчество И.А.Крылова”.
  3. Нарисовать книжку-малышку для участия в выставке-конкурсе “Лучшая рукописная книжка-малышка с басней И.А.Крылова”.
  4. Подготовить инсценировку басни И.А.Крылова (командное задание).
  5. Нарисовать иллюстрации к басням И.А.Крылова.
  6. Подготовить презентацию “Всюду у Крылова Русь и пахнет Русью”.