Урок внеклассного чтения по повести А.Алексина "Безумная Евдокия" в 7-м классе

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Знакомство с творчеством писателя;
  2. Формирование умения задавать вопросы;
  3. Формирование умения аргументированно отвечать на вопросы;
  4. Формирование чувства такта в споре с оппонентами;
  5. Воспитание чуткости, доброты, неравнодушия к людям, тебя окружающим.

Ход урока

1. Краткие биографические сведения.

(Можно воспользоваться небольшой презентацией.)

Анатолий Алексин (настоящая фамилия Гоберман) – русский прозаик, драматург. Родился 3 августа 1924 года в Москве, в семье активного участника Гражданской войны, репрессированного в 1937. В детстве выступал в пионерской печати со стихами (собраны в книге “Рожок”, 1951; совместно с С. Баруздиным).

После окончания школы (1941 г.) работал литературным сотрудником в газете “Крепость обороны”. В годы Великой Отечественной войны работал на стройке.

После войны (1950 г.) окончил Московский институт востоковедения индийское отделение. В этом же году появилось в печати его первое произведение – повесть “Тридцать один день”. Одноименный сборник повестей был одобрен К.Г.Паустовским и сразу определил Алексина как создателя “юношеской повести”. Тогда же были изданы многочисленные произведения Алексина. Повести “Саша и Шура”, 1956; “Необычные похождения Севы Котлова”, 1958; “Говорит седьмой этаж”, 1959; “Коля пишет Оле, Оля пишет Коле”, 1965; “Поздний ребенок”, 1968; “Звоните и приезжайте!”, 1970; “Третий в пятом ряду”, 1975; “Безумная Евдокия”, 1976; “Сердечная недостаточность”, 1979; “Домашний совет”, “Ивашов”, “Дневник жениха”, все 1980; “Здоровые и больные”, 1982; “Прости меня, мама...”, 1989, и др., а также пьесы, как правило, инсценировки повестей, “Мой брат играет на кларнете”, 1968; “В стране вечных каникул”, 1970; “Обратный адрес”, 1971; “Десятиклассники”, 1974; “Пойдем в кино”, 1977; “Поздний ребенок”, 1983, и др.

Главные герои их – подростки. Автор сумел создать свой неповторимый мир, в котором живут юные и взрослые. Писатель затрагивает проблемы, тревожащие и взрослых, но они очень важны для юношеской поры.

Основной художественной задачей автор ставит раскрытие нравственного конфликта, психологического мира героев, их характеров. Ряд повестей посвящены столкновению с миром взрослых. Большое внимание Алексин уделяет проблеме семьи, ее роли воспитания молодого поколения.

С 1993 писатель живет в Израиле.

Приложение 1

2. А.Алексин прожил большую и трудную жизнь, встречался со многими людьми, многому у них научился. Я прочту вам некоторые его воспоминания, а вы попробуйте записать мудрые мысли писателя.

Из воспоминаний А. Алексина.

...Я всегда вспоминаю свою бабушку Соню. Я нечасто встречал на земле таких добрых людей...

Наверное, порой моя упорная проповедь добра для кого-то выглядит сентиментальностью, – пусть так.

В одной из моих повестей подросток то и дело называет любимую собаку лучшим другом человека, а отец ему говорит: "И все же лучшим другом человека должен быть... человек, если я, конечно, не заблуждаюсь". "Зацитированные" слова Достоевского о том, что "красота спасет мир" кажутся мне слишком изысканными, чтобы стать реальностью. Может, верней сказать, что мир способна спасти лишь доброта. Она, однако, не смеет быть безоглядной. С годами я понял: хорошо должно быть не всем подряд – хорошо должно быть людям хорошим...

Бабушка Соня всю свою жизнь старалась, чтобы хорошо было решительно всем. У нее были собственные дети, близкие, бабушкиным душевным теплом одаренные сполна, но она вечно сидела ночами еще и у постелей больных, иногда почти посторонних для нее людей. Поскольку любимый внук был довольно далеко, – я жил в Москве, – она с особой нежностью относилась к детям соседа-дворника. Возилась с двумя прелестными мальчишками, подкармливала их, помогала овладевать иностранным языком... Когда в Одессу пришли немцы, бабушку выдал именно этот дворник. Фашисты самостоятельно не опознали в бабушке Соне еврейку: она была курносой, русоволосой... Не этих ли дворников имел в виду Данте, когда написал, что в девятом круге ада мучаются предатели своих благодетелей?.. Леонид Утесов, Лёдя, как называли его близкие, когда услышал эту историю, пообещал мне любой ценой разыскать негодяя. И действительно поставил на голову все соответствующие учреждения, добыл из архивов необходимые документы, а потом позвонил: "Анатолий, его найти невозможно: дворник удрал с немцами". Когда я приезжал в Одессу, всегда приходил не только к тому дому, где жила бабушка Соня, но и к дому, где родился и жил Утесов...

…Судьба всегда была ко мне невероятно щедра, даря встречи с уникальными людьми. Ландау, Маршак, Кассиль, Райкин – все они были личностями. Доступными, простыми, даже застенчивыми художниками, которым не нужно было доказывать, как они талантливы и знамениты...

Никогда не забуду один из московских международных кинофестивалей, где главного приза удостоили картину Федерико Феллини "Интервью". Вдруг великий режиссер начал уверять председателя жюри, что фильм-то его – не очень: "Вы мне уже дали премию за "Восемь с половиной" – и хватит. Мы с Мазиной приехали, посмотрели Москву, отдохнули – и прекрасно". Гран При Феллини все-таки всучили, так он и со сцены сказал, что фильм этой премии не заслуживает – есть куда более достойные претенденты. Герой одной моей повести говорит: "Не воспринимайте чужой успех как большое личное горе", – чрезвычайно важная для меня фраза.

Люди, о которых я вспоминаю, всегда воспринимали чужой успех как свой собственный. Многие были очень скромны. Фаина Раневская говорила: "Анатолий, не надо меня звать гениальной актрисой. Для такого маленького города, как Таганрог, двух гениев многовато. Один уже есть – Антон Павлович Чехов"...

…У меня характер довольно мягкий, иногда – даже слишком: часто хвалил тех, кто подобных похвал не заслуживал, выполнял просьбы, которые выполнять не следовало. Но когда речь шла о моих произведениях – тут-то я проявлял стойкость. По моим повестям поставлено немало прекрасных спектаклей и фильмов (то были заслуги актеров и режиссеров), но однажды меня пригласили на просмотр спектакля в Центральный детский театр. Я увидел: это не моя повесть. И воспротивился тому, чтобы премьера состоялась, хотя спектакль был готов к выпуску.

Начался актерский бунт, директор театра заявил, что они вообще не будут ставить мои пьесы, я ответил: "Не ставьте". Моя жена, мнением которой я дорожу более всех на свете, удивилась: "У тебя, оказывается, есть характер – я как-то раньше этого не замечала"...

После премьеры телефильма "Поздний ребенок" у меня создалось ощущение, будто подсунули чужого ребенка: мне показалось, что в фильме ничего не осталось от моей стилистики и интонации. Я сказал об этом вслух, что сильно ударило и по самолюбию, и по материальному положению молодого режиссера Кости Ершова. Но после того как картину показали по телевидению, вдруг позвонил Ираклий Андронников. Поздравлял меня, говорил, что получилось поразительное, совершенно новое кино. Я удивился: "Вам это понравилось?". В ответ услышал: "Как это может не понравиться?".

Вслед за этим появилась огромная восторженная статья Анатолия Эфроса, который вспоминал Дега и Достоевского, сравнивая с ними не меня, а режиссера. Фильм часто транслировали по телевидению, и, чем больше его смотрел, тем тверже убеждался: я картину попросту не понял и по достоинству не оценил. И я решил принести извинение Ершову. Позвонил ему домой, в Киев, чтобы согласовать сроки своего приезда. Женский голос ответил, что Кости нет. Я спросил, когда он появится, и услышал в ответ: "Никогда, он умер". Тогда я в очередной раз понял: с покаянием и добром надо спешить, чтобы они не остались без адресата...

В каждом произведении А.Алексина содержится большое количество мудрых мыслей. Мы их обязательно найдем позже в повести, которую вы прочли к сегодняшнему уроку.

3. Итак, мы приступаем к разговору. Но прежде чем мы начнем обсуждение, задайте, пожалуйста, вопросы, которые непременно у вас возникали в процессе чтения повести “Безумная Евдокия”.

Задай свой вопрос.

Знаю ответ Не знаю ответа Сомневаюсь в ответе
1. Почему Надя сошла с ума?

2. Почему Оля была принята в художественную школу?

3. Как относилась “безумная Евдокия” к Оле?

4. Почему Евдокию назвали “безумной”?

5. Почему повесть называется “Безумная Евдокия”?

1. Что случилось с Надей позже?

2. Почему такой непонятный конец?

3. Почему Оля избегала общества Евдокии?

4. Почему пропала Оля?

Почему Евдокия Безумная?

Почему Оля ушла из лагеря?

Оля врала родителям?

Надя умерла?

В чем заключалась цель похода?

Почему Евдокия себя так вела по отношению к Оле?

 4. Эвристическая беседа.

  1. От чьего лица ведется повествование? Это рассказ для взрослых? Для детей?
  2. Кто, по-вашему, является главным героем повести? Почему?
  3. Каким вам показался герой-рассказчик? Что мы о нем знаем?
  4. Какая фраза, по мнению главного героя, стала роковой в их жизни? (“Спасибо ей!” после рождения дочери.) Что же в ней (в этой фразе) плохого, неправильного?
  5. Как композиционно построена повесть? Что это дает для ее понимания?
  6. При каких обстоятельствах мы впервые познакомились с Евдокией Савельевной? Что мы о ней знаем? О чем нам может рассказать ее портретная характеристика? Чьими глазами мы ее видим? Какие чувства она первоначально вызывает у нас?
  7. Почему в то утро Евдокия Савельевна, Боря и Люся неожиданно появились на пороге квартиры Нади и главного героя?
  8. Что Олю и ее родителей не устраивало в Евдокии Савельевне? Кто дал ей кличку? Как вы думаете, почему родители не препятствовали этому, а даже иногда сами так ее называли? Что вкладывалось в смысл клички?
  9. Что восхищало родителей в дочери?
  10. За что более всего не любили родители и Оленька классную руководительницу?
  11. Какие истории, связанные с дочерью, вспоминаются главному герою? На чьей стороне он? Почему, как вы думаете?
  12. Что же на самом деле произошло в походе?
  13. Какой трагедией закончилась эта история?
  14. Закончилась ли эта история для героя?
  15. Как вдруг меняется восприятие Евдокии Савельевны нами? Почему это происходит? Меняется ли отношения героя к ней?
  16. Найдите, пожалуйста, в тексте слова безумной Евдокии, которые можно считать афоризмами.

“Она (Оля) просто решила, что любовь отбирает у людей гордость и самолюбие”.

“Жить только собой – это полбеды. Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы”.

“Тот, кто любой ценой хочет быть первым, обречен на одиночество”.

“Если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными (выпускники Е.С.) , они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память”.

  1. Еще в начале повести Надя говорит: “Когда слишком бурно ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”. Почему же так получилось, что такие хорошие, правильные родители вырастили дочь-эгоистку?
  2. Есть ли вопросы, на которые мы еще не ответили?
  3. Пресс-конференция: вопрос-ответ (дети сами задают друг другу вопросы и сами на них отвечают).
  4. С какими афоризмами, записанными в начале урока, созвучна повесть “Безумная Евдокия”?

5. Домашнее задание: напишите сочинение – миниатюру по одному из афоризмов (тезисов), принадлежащих перу А.Алексина.

Приложение 2