Внеклассное мероприятие в начальных классах о Толковом словаре В.И. Даля "Подвиги бывают разные. Собирал человек слова"

Разделы: Начальная школа


Ведущий:- Караваем и солью, хлебом-солью принято у нас, на Руси, встречать гостей - караваем, лежащим на подносе с вышитым рушником.

Чтец:

Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником!
С караваем соль подносим,
Поклоняясь, отведать просим,-
Дорогой наш гость и друг,
Принимай хлеб-соль из рук!

Ведущий: - Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку "Каравай", которую вы все прекрасно знаете.

Ученик:- Каравай - самый древний хлеб у славян. Старое его название - коровай - подсказывает, что оно сродни слову "корова". Так оно и есть. Ещё предки славян пекли его на коровьем молоке в дни языческих праздников, на которых в жертву бога Солнца приносили этих животных. Этимологический словарь дает и другое объяснение названия: по внешнему сходству с коровяком - коровьей лепешкой.

Ученик:- В "Толковом словаре" Владимира Ивановича Даля и в "Словаре русских народных говоров" семейство слов вокруг слова "каравай" большое. Каравайник - это и посудина, в которой печется хлеб; и человек, который перед свадьбой носит каравай по селу, преподнося его потом молодым; и девичник, на котором каравай подается.

Ученик:- А каравайница - это и стряпуха, что печет хлеб для молодых, и ветка, украшающая этот хлеб.

Ученик:- Каравайцы - это и крутая каша, запеченная в миске (Тульская область), и пшеничные блины (Рязанская и Тамбовская области), и толстая лепешка (Новгородская область). Караваечник, каравайщик - и пекарь, и хлеботорговец. В разных областях караваем называли не только круглый белых хлеб, но и различные пироги и печево.

Ученик:- У новгородцев каравай- это не обязательно круглая, а вообще любая буханка хлеба. У уральцев каравай только ржаной, а пшеничный уже - калач. У архангельцев - из смеси ячменной муки и ржаной. У туляков и орловцев караваем называли и запеканку с яйцом, маслом и молоком. У новгородцев - круглый пирог с курицей, свининой; а у пермяков- сладкий пирог, состоящий из маленьких пирожков или сдобных колобков.

Ученик:- Но одна роль каравая общая для всех уголков страны - свадебная. В Смоленской области даже саму свадьбу называют - караваем! Везде есть обычай "молить каравай". Это когда молодые берут с собой на венчание большой ржаной ситник, а на другой день свадьбы дружка разрезает его пополам над склоненными головами молодых, трижды складывает и раскладывает. "Помолили" каравай - будут жить дружно, как две половинки целого, до брильянтовой свадьбы.

Ученик:- Еще есть обычай "Давать на каравай", то есть подносить молодым подарки. А также "приглашать караваем"- развозить его приглашенным на свадьбу.

Караваем же называли один из трех пиров у молодых после свадьбы, "кряжий пир" на свадьбе, где подавался обрядовый каравай, и обед у жениха для родственников невесты.

Ученик:- Человек, который охранял обрядовый каравай, прикрыв его шапкой, чтобы не украли, назывался каравайный.

Каравайными звали и обрядовые свадебные песни: они исполнялись во время печенья этого хлеба.

Ведущий:- В народе до сих пор осталось много присказок и пословиц о каравае, а также родились новые.

Дети (по очереди):

- Сесть бы мне на колодинку, на клочок, съесть бы мне каравашечек (из сказки).

- Каравай твой еще не упекся (то есть рановато еще жениться).

- На чужой каравай живота не порывай.

- С врагами не караважься.

Ведущий:- Одно слово "каравай", а сколько значений, историй, поучений, мыслей. И это мы узнали из одной книги "Толковый словарь живого великорусского языка В. И Даля". Вот что это за человек, что он сделал для всего нашего народа, для русской культуры и словесности, мы поговорим на нашем уроке.

(Дети по очереди):-(на доске: словарь В. И. Даля, портрет, карточки с датами1801-1872)

- В. И. Даль был человеком необычной судьбы. Имя его встретишь в учебниках русской литературы и трудах по фольклористике, в книгах по энтографии и по истории медицины, даже в руководствах по военно-инженерному делу.

- Но дело всей его жизни - "Толковый словарь живого великорусского языка".

- Известный поэт Михаил Матусовский в стихотворении, посвященному великому земляку, выделил главный аспект творческого подвига В. И. Даля:

То ловишь отзвук древнего напева,
То говор поздних дней.
И слово состоит подобно древу
Из веток и корней.
Незыблема его первооснова
На много тысяч лет,
Выходит так, что у любого слова
Есть запах, вкус и цвет.
Слова и фразы нижутся, как звенья,
И как растет строка,
И можно различить сердцебиенье
Живого языка.
:Сидят теперь четыре института
Над словарем одним.
А Даль всё так же нужен почему-то,
А Даль незаменим.

Дети (по очереди):

- 10 ноября 1801 года в маленьком городке на Украине, в Луганске, в семье врача, выходца из Дании, родился мальчик и назвали его Владимиром. Родители знали много языков и были образованными людьми. Даль получил хорошее образование.

- Годы учебы: 1814 - Морской кадетский корпус.

-1816 - произведен в гардемарины.

- В числе 12 лучших юношей на бриге "Феникс", вместе с Нахимовым, побывал на родине отца, в Дании.

-1818 - произведен в мичманы.

-1812 -1825- служба на Черноморском флоте.

- 1828 - Русско-турецкая война. Даль служил военным врачом и жил среди солдат.

Солдаты, вчерашние крестьяне, принесли с собой в армию слова со всех концов России.

- 1831 - Корпус, где служил Даль, отправился в Польшу для подавления восстания. Для переправы через Вислу нужно было навести мост, а затем его разрушить. Тогда вспомнили о другой профессии Даля и поручили ему эту операцию. За её отличное выполнение Даль получил орден святого Владимира и перстень с бриллиантом.

- 1832 - Даль работал в военном госпитале в Петербурге и здесь приобрел известность хирурга-окулиста.

-1832 - Знакомство с А. С. Пушкиным. Сказки Даля стали поводом для знакомства.

-1833- Произошла еще одна памятная встреча Пушкина с Далем в Оренбургской губернии. Пушкин шел дорогами Пугачева, собирал материал для "Капитанской дочки", а Даль сопровождал его. По дороге Пушкин рассказал сказку о Георгии Храбром и волке, Даль в ответ- сюжет "Сказки о рыбаке и рыбке". Через месяц Пушкин прислал своему другу Далю рукопись этой сказки. Именно Пушкин посоветовал Владимиру Ивановичу составить словарь.

- 1833-1836- Последняя встреча двух гениев. В последние минуты жизни А. С. Пушкина рядом с ним был - друг Даль, брат Даль, доктор Даль. Пушкин поражался многогранности Даля: "Трудно даже придумать что-то, в чем Даль не был бы мастером: моряк, искусный хирург, музыкант, знаток ботаники и зоологии, знал фотографию, был умелым слесарем, столяром, печником, издал книгу о том, как навести мост из бочек, плотов и лодок, был фольклористом".

Ведущий: - Подвиги бывают разные. Жизнь Владимира Ивановича Даля со всеми поворотами и переменами - большое плавание в море слов. В. И. Даль говорил, что "в русском слове не менее жизни, как и в самом человеке". Этому живому слову Даль и посвятил свою жизнь, деятельность, все свои силы.

- Я предлагаю провести игру "Собери пословицу" (Живое слово дороже мертвой буквы).

(Детям раздаются конверты с разрезанными словами).

Ведущий:- Даль любил эту пословицу и на протяжении всей своей жизни, собирая слова, народные выражения, стремился показать богатство живого языка, а через него полнее и ярче раскрыть различные стороны народной жизни.

Ведущий:- Свою литературную деятельность Даль начал с сочинения сказок. Сочинения Даля появились под псевдонимом Казак Луганский. Известность Казаку Луганскому принесли "Русские народные сказки". Однако переизданы они были лишь через 30 лет.

Ведущий:- Угадайте сказки В. И. Даля.

(инсценировка фрагментов сказок "Снегурочка", "Старик-годовик", "Лиса-лапотница", "Лиса и медведь").

Дети (по очереди):

- В 1819 году молодой мичман прибыл к месту службы и услышал незнакомое слово "Замолаживает". Ему объяснили, что так говорят в народе, когда небо заволакивает тучами, когда погода клонит к ненастью. С тех пор не было практически дня, чтобы Даль "жадно хватая на лету, не записывал народные слова и выражения".

- Тетрадки Даля быстро заполнялись. Их набралось так много, что они не умещались ни в один чемодан. Даль запаковал тетради в тюки и навьючил ими верблюда. Однажды во время схватки с неприятелем, верблюд оказался во вражеском стане. Даль очень горевал: сколько его трудов пропало вместе с ним! К счастью, верблюда у врага отбили и возвратили хозяину, ведь для Даля слова были дороже золота.

- Он собрал 200 тысяч слов.

- 80 тысяч зарегистрированы им впервые.

- 30 тысяч пословиц.

- За 50 лет один человек собрал словарь из 4 томов и 200 тысяч слов. Если эти слова просто выписать столбиком, то понадобятся 400 ученических тетрадей в линейку. А в словаре каждое слово объяснено, к каждому приводятся примеры.

-Подсчитано, что при равномерной работе над словарем Даль записывал одно слово за час.

Ведущий:- А сейчас мы поиграем в игру "Словарная уха": вы будете ловить слова, написанные на рыбках и варить уху- объяснить значение слова по словарю В. И. Даля.

(Слова для игры "каша", "дом").

Ведущий: - Заметки в словаре - маленькие истории о жизни народа, его труде, о народных поверьях, обрядах, нравах. Из этих заметок мы узнаем сегодня, как и какие дома строили русские люди, какую носили одежду, какие печи складывали и как их топили, как поле пахали, как хлеб убирали, как невест сватали, как детей учили, как кашу варили.

Ведущий: - Слово не простое "сочетание звуков, означающих предмет или понятие", а , по возвышенному толкованию Даля, именно в слове появляется "исключительная способность человека выражать гласно мысли чувства свои, дар говорить, общаться разумно".

Дети (по очереди):

- Уже современники осознали уникальность словаря Даля, отметив его издателя премией, удостоив звания Почетного члена Российской Академии Наук.

- Нельзя не восхититься таким детищем Казака Луганского, как сборник "Пословицы русского народа". Многие пословицы, поговорки, скороговорки, чистоговорки мы знаем благодаря толковому словарю В. И. Даля.

Ведущий:- Давайте поиграем в игру "Я начну, а ты продолжишь!". Я начну пословицу, а вы должны продолжить её. (Используем книгу "Делу- время, потехе - час").

Ведущий :- У В. И. Даля было 5 детей: 4 дочери и сын. Он очень любил играть с ними, заниматься. И самая любимая игра была "Кузовок". Перед детьми ставят корзинку и говорят: "Вот тебе кузовок, клади в него что на "ОК", обмолвишься - отдашь залог". Я положу в кузовок ..листок, (чулок, грибок), кто неправильно скажет слово или не придумает, тот отдаст залог, выкуп: проигравший отгадывает загадку, произносит пословицу, скороговорку.

(Дети встают в круг и начинают передавать кузовок).

Дети (по очереди):

- Безбрежное море слов. Не всякому дано узнать их, вдохнуть их запах, взять впригорошню, напиться ими. Для этого надо броситься в море слов. Даль бросился и поплыл.

- О себе в своем словаре В. И. Даль говорит: "Писал его не учитель, не наставник, не тот, кот знает дело лучше других, а кто более многих над ним трудится; ученик, собиравший весь век свой по крупице то, что слышал от учителя своего Живого Русского Языка".

- Древняя пословица права:
Да язык - великое богатство.
Только надо записать слова,
А то бесследно разлетятся.

- Оттенков множество в себе тая,
Звучание не больше, чем одёжа.
У каждого из слов душа своя,
На душу, говорящего похожа.

- Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушным холодом дышать.

- Призывом стать, и отзывом , и зовом,
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

- Светлое слово- бесстрашье людей,
Им, как оружьем, повержен злодей;
В дом горемычный является вдруг
Светлое слово- заступник и друг.

- Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убеждались с вами.
А, может, не слова- дела нужны?
Дела - делами, а слова - словами.

Они живу у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы!