Классный час "Моя мама лучшая на свете" (4-й класс)

Разделы: Классное руководство

Класс: 4


Цель: воспитывать нежное, бережное, заботливое отношение к маме.

Ход занятия

1. Беседа с детьми.

- Кого вы любите больше всего на свете?

- А кто может сказать, чья мама самая лучшая?

- Конечно, каждый из вас вправе утверждать, что именно его мама самая лучшая на свете. Сегодня мы с вами и поговорим о ваших самых лучших в мире мамах. Но сначала послушайте сказку.

2. Чтение сказки ( с музыкальным сопровождением, пьесу Лея "История любви" исполняет на фортепиано ученик 4б класса Кричевцов Кирилл)

А.Калалийчев "Слеза матери"

Летом в доме, под крышей которого ласточка свила гнездо, вспыхнул пожар. Мать успела вынести птенцов, но одному из них раскаленный уголек обжег крылышко. Маленькая ласточка не могла летать.

Прошло лето. Наступила осень. Ласточки стали собираться в дальнюю дорогу. Однажды утром старая ласточка снесла свою увечную дочку в сад и сказала:

- Дитя мое, мы улетаем сегодня на юг. Тебе придется остаться здесь. В этом кувшине я приготовила для тебя мягкую постельку из пуха. Там ты будешь лежать. Когда проголодаешься, выберись наружу и поклюй чего-нибудь. Весной мы вернемся к тебе.

- Спасибо, матушка! - промолвила маленькая ласточка, спрятала голову под крыло матери, чтоб та не видела слез, и притихла:

Птицы улетели. Ласточка осталась одна. Потянулись ненастные дни. Заморосил дождик. Дождевая капля скатилась на край астры и вот-вот упадет.

- Ах, как я устала! - вздохнула капля.

- Ты откуда? Издалека? - спросила ласточка.

- И не спрашивай! Дальнюю дорогу проделала я от великого океана, где родилась. Сказать по правде, я не дождевая капля - я слеза.

- Слеза? Чья слеза? - встревожилась ласточка.

- Слеза матери. Однажды на мачту океанского парохода села уставшая и печальная ласточка. Я затаилась в правом глазу бедной птицы. Ласточка стала просить:

- Братец ветер, будешь пролетать над моим домом, загляни к моему одинокому птенчику и скажи, пусть остерегается черной кошки, которая частенько вертится в саду. Улетая, я забыла предупредить ее. Скажи, что мое сердце разрывается от горя:

- А где осталась твоя ласточка? - спросил ветер.

- В старом глиняном кувшине, что валяется в саду.

- Тут я выкатилась из глаза старой ласточки. Ветер подхватил меня и помчал. Девять дней я летела, и вот наконец упала около кувшина. Ах, как я устала! Мне бы уснуть:

Сердце больной ласточки сильно забилось. Она приподнялась, приоткрыла клюв и бережно подхватила усталую слезу матери.

- Спасибо тебе, матушка! - прошептала она, зарылась в пух и уснула, согревшись, будто мать укрыла ее своим крылом.

3. Беседа после чтения.

- Как вы думаете, сможет ли перезимовать маленькая ласточка? Что ей поможет? Почему ей трудно без мамы?

- Что вы испытываете, когда долго не видите маму?

4. Рассказ о маме.

- Чем занимается ваша мама? Что она больше всего любит?

- Рассказывала ли вам мама о своем детстве и о своей молодости? Что вы узнали интересного?

- Нравится ли вам разглядывать фотографии своей мамы в детстве и юности?

( заранее подготовлена фотовыставка "Наши мамы родом из детства")

- Что вы испытываете, когда другие люди при вас хвалят вашу маму? Гордитесь ли вы ею?

- Можете ли вы успокоить свою маму, когда она переживает или беспокоится за что-либо? Что вы для этого делаете?

- Нравится ли вам, как готовит ваша мама? Есть ли такие блюда, которые она готовит специально для вас?

- Как вы считаете, трудно быть мамой? Что самое главное в жизни мамы?

- Мы привыкли к постоянной заботе мамы. А можете ли вы сами заботиться о маме?

5. Слушание сказки В.Сухомлинского "Семь дочерей".

Сказку рассказывает ученица 4б класса Логина Настя.

"Семь дочерей"

Было у матери семь дочек. Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой только через неделю. Когда мать вошла в хату, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по матери.

- Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лугу, - сказала первая дочь.

- Я ждала тебя, как сухая земля ждет каплю воды, - проговорила вторая.

- Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, - сказала третья.

- Мне было тяжело без тебя, как пчеле без цветка, - промолвила четвертая.

- Ты снилась мне, как розе снится капля росы, - сказала пятая.

- Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья, - щебетала шестая.

(Здесь ученик может сделать паузу. Учитель задает вопрос детям)

- Как вы думаете, а что сказала седьмая дочь? (Дети высказывают свои предположения)

- Послушайте окончание сказки.

А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу - помыть ноги.

- Какой была седьмая дочка? А что вы делаете для своей мамы?

6. Творческая работа. Работа по группам. Каждая группа пишет те качества, за которые дети любят своих мам. Создание "собирательного" портрета мамы. Дети дописывают фразы: "Моя мама умеет:", "Сердце у мамы:", "Я люблю маму за:", "Моя мама самая:"

7. Итог. Обсуждение работ.

8. В заключение группа детей исполняет песню о маме из к\ф "Волк и семеро козлят". Исполнение сопровождается показом слайдом, где изображены мамы со своими детьми.