Сообщающиеся сосуды (7-й класс)

Разделы: Физика

Класс: 7


Цель урока:

  • познакомить учащихся с сообщающимися сосудами.
  • сформулировать закон сообщающихся сосудов для однородных и неоднородных жидкостей.
  • узнать, где на практике нашли применение сообщающиеся сосуды.

Вашему вниманию я предлагаю кроссворд (см. приложение №1), который мы решим коллективно.

Вопросы:

  1. Чем создаётся давление в газах?
  2. Физическая величина, измеряемая в паскалях.
  3. Учёный, открывший закон передачи давления жидкостями и газами.
  4. Как называется давление, оказываемое покоящейся жидкостью?
  5. Аппарат, для исследования морских глубин.

Прочитаем слово, которое у нас получилось в столбце по вертикали: "Удача".

Я вам всем желаю удачи в изучении нового материала, и чтобы каждый получил пять за активную работу на уроке!

Демонстрация кадра из диафильма: "Сообщающиеся сосуды"

- Ребята внимательно рассмотрите картинку.

Что изображено на ней? (после заслушивания ответов): на картинке изображены сосуды, которые имеют разную форму, но их объединяет то, что они имеют общее соединение, заполненное жидкостью.

Определение: Сосуды, соединенные между собой, называются сообщающимися

Приведите примеры сообщающихся сосудов: чайничек, лейка, кофейник и т.д.

ОПЫТ №1: Соединим два сосуда трубкой, зажав трубку в середине, нальем в один из сосудов воду. Теперь откроем зажим и проследим за протеканием воды из одного сосуда в другой, сообщающимся с первым.

Вода протекает из одного сосуда в другой. До каких пор? (пока поверхности воды в обоих сосудах не установятся на одном уровне).

Один из сосудов оставить закрепленным в штативе, а другой поднимать, опускать или наклонять в сторону, то все равно, как только движение воды прекратится, ее уровни в обоих сосудах окажутся одинаковыми.

Закон сообщающихся сосудов:

В сообщающихся сосудах поверхности однородной жидкости находятся на одном уровне.

Доказательство:

 ОПЫТ № 2: В одно колено сообщающегося сосуда нальем воду, а в другое нефть, мы видим, что уровни жидкостей в коленах разные. Почему?

Поскольку жидкости будут покоиться, то можно утверждать, что давления, создаваемые и правыми, и левыми столбами жидкостей (на уровне АВ) равны.

Смотрим рисунок:

 

Из полученного выражения мы видим, что чем > жидкости, тем < уровень этой жидкости в сообщающихся сосудах.

Вывод: В сообщающихся сосудах, содержащих разные жидкости, высота столба жидкости с большей плотностью будет < высоты столба жидкости с меньшей плотностью.

Высота столба отсчитывается от поверхности соприкосновения жидкостей друг с другом!

Физпауза! Встали, потянулись на носочках, глубоко вздохнули, глазами влево, вправо, вверх, вниз, вдаль, поработали пальчиками.

Закрепление: Сформулируйте закон сообщающихся сосудов:

  • для однородной жидкости
  • для неоднородной жидкости

Задание №1: (на доске)

Для всех трех случаев, изображенных на рисунке, сравните давление жидкости на кран слева и справа. Будет ли жидкость переливаться из одного сосуда в другой, если открыть кран?

Применение сообщающихся сосудов.

1. (по кадрам диафильма) Недалеко от Санкт-Петербурга находится Петергоф - ансамбль парков, дворцов и фонтанов. Фонтаны, а их более ста, уникальны в своем роде. Это единственный ансамбль, фонтаны которого работают без насосов и сложных водонапорных сооружений. Здесь используется принцип сообщающихся сосудов - разница в уровнях, на которых расположены фонтаны и пруды - хранилища.

ОПЫТ №3: демонстрация модели фонтана.

Самостоятельная работа с учебником. (7 мин.)

2. Откройте учебник на странице 100

  • I ряд: задание №5 (по рис. 108 объяснить принцип действия водомерного стекла)
  • II ряд: задание №6 (по рис. 109 объяснить принцип действия артезианского колодца)
  • III ряд: задание №7 (по рис. 110, 111 объяснить принцип действия шлюза)

Проверка выполнения задания , рассказ учащихся по таблицам.

Вопрос классу:

Как с помощью сообщающихся сосудов, наполненных жидкостью, начертить на доске строго горизонтальную линию? Продемонстрируйте! Подумайте, где на практике вы можете столкнуться с такой проблемой?

(нанесение филенки: линии, отделяющей окраску панели от верхней части стены)

Закрепление: выполнение тестовых заданий по вариантам. (приложение №1).

Самопроверка, взаимопроверка.

Оценки:

  • все задания - 5
  • три задания - 4
  • два задания - 3
  • одно задание - 2

Подведение итогов.

Домашнее задание: параграф 39, прочитать, уметь отвечать на все вопросы на стр. 100. Выполнить действующую модель фонтана.