Свойства предельных одноатомных спиртов

Разделы: Химия


Цели урока:

  • Рассмотреть свойства (физические и химические) предельных одноатомных спиртов.
  • Отработать навыки составления уравнений химических реакций.
  • Развивать умения анализа, обобщения и систематизации учебной информации.
  • Формировать навыки наблюдения.
  • Воспитывать аккуратность, внимательность при выполнении лабораторной работы, соблюдая правила техники безопасности..

Оборудование:

  • дидактический материал: тестовые задания, проверочная работа;
  • на каждый стол - пробирки.
  • мультимедиапроектор;
  • презентация к уроку;
  • диск "Уроки Кирилла и Мефодия", 10 - 11 класс;
  • компьютер;
  • экран.

Реактивы:

  • раствор этилового спирта;
  • раствор изопропилового спирта;
  • раствор бутилового спирта;
  • вода.

Ход урока

Организационный момент.

Приветствие

Работа с журналом.

Объявление темы и целей урока. С помощью мультимедиапроектора на экране высвечиваются тема и цели урока. (Приложение 1)

Актуализация опорных знаний.

Мы с вами начали изучать класс кислородосодержащих органических соединений - спирты.. Давайте немного вспомним.

Фронтальный опрос по вопросам.

  • Сформулируйте определение спиртов, предельных одноатомных спиртов.
  • Назовите общую формулу предельных одноатомных спиртов.
  • Перечислите тривиальные названия первых трёх членов гомологического ряда предельных одноатомных спиртов.
  • Почему предельные одноатомные спирты называются предельными?
  • Почему предельные одноатомные спирты называются одноатомными?
  • Что называется функциональной группой? Назовите функциональную группу спиртов.

Проверочная работа ( по проверке домашнего задания).

Предлагается тестовая работа "Спирты" в двух вариантах. Проводится инструктаж о выполнении задания. Работы сдаются на проверку учителю. (Приложение 2)

Изучение нового материала.

Запишите в тетради тему урока.

Сегодня мы с вами будем рассматривать свойства предельных одноатомных спиртов.

Физические свойства спиртов.

Сейчас мы рассмотрим свойства, проведём лабораторную работу. У учащихся на столах стоят спирты: этиловый, изопропиловый и бутиловый. Посмотрим растворимость этих спиртов в воде. Ребята выполняют опыт.

Проводится инструктаж по технике безопасности:

Работа со спиртами.

Лабораторная работа.

Опыт. Растворимость спиртов.

Учащиеся проводят опыт.

Ребята делают вывод о растворимости спиртов, который затем проецируется на экран с помощью медиопроектора.

- А какие ещё физические свойства характерны для спиртов?

В гомологическом ряду предельных одноатомных спиртов нет газообразных веществ. Это связано с тем, что молекулы спиртов в значительной степени ассоциированы, т. е. связаны друг с другом водородными связями. Этим объясняются более высокие по сравнению с соответствующими алканами температуры кипения и плавления спиртов. Спирты до С12 являются жидкостями, высшие спирты - твёрдыми веществами.

Жидкие спирты бесцветны, обладают характерным запахом. Метанол и этанол смешиваются с водой в любых соотношениях. С увеличением относительной молекулярной массы растворимость спиртов уменьшается. Твёрдые спирты в воде практически не растворимы и лишены запаха. Метанол очень ядовит. Небольшое его количество вызывает слепоту и смерть.

Виртуальная лабораторная работа.

Опыт № 1. Спирты - растворители.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется растворение йода кристаллического в этиловом спирте и в воде. (Урок № 13, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы", слайд № 13). Ребята делают вывод.

Опыт № 2. Горение спиртов.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция горения этанола, пропанола, бутанола и пентанола. (Урок № 13, слайд № 15, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Учащиеся пишут уравнение горения этилового спирта с объяснением учителя и затем самостоятельно пишут уравнение реакции горения пропанола самостоятельно. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Опыт № 3. Окисление спиртов оксидом меди (II).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция окисления спирта в альдегид. (Урок № 13, слайд № 16, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение окисления этилового спирта оксидом меди (II). После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Опыт № 4. Окисление спиртов перманганатом калия KMnO4.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция окисления спирта в альдегид перманганатом калия. (Урок № 13, слайд № 17, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение окисления этилового спирта перманганатом калия. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Опыт № 5. Взаимодействие спиртов с металлическим натрием (кислотные свойства).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с металлическим натрием. (Урок № 13, слайд № 18, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Особое внимание указывается на то, что эта реакция является качественной реакцией на спирты.

Опыт № 6. Взаимодействие спиртов с галогеноводородами (основные свойства).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется реакция взаимодействия этанола с бромоводородом. (Урок № 13, слайд № 19, "Уроки Кирилла и Мефодия, химия, 10-11 классы"). Ребятам объясняется механизм этой реакции и они пишут уравнение реакции взаимодействия этилового спирта с бромоводородом. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

- Итак, спирты проявляют и кислотные, и основные свойства. Какой мы можем сделать из этого вывод?

На экран проецируется схема амфотерности спиртов.

Свойство № 5. Дегидратация спиртов с образованием непредельных углеводородов (алкенов).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием алкенов. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

Свойство № 6. Дегидратация спиртов с образованием простых эфиров.

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции дегидратации этанола с образованием простого эфира. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране. Затем ребятам предлагается написать уравнение реакции дегидратации метилового и этилового спиртов с образованием простого эфира. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране. Общая формула простых эфиров: R1 - O - R2.

Свойство № 7. Одновременная дегидратация и дегидрогенизация спиртов с образованием диеновых углеводородов (алкадиенов).

С помощью мультимедиапроектора на экран проецируется механизм реакции одновременной дегидратации и дегидрогенизации этанола с образованием диенового углеводорода. Ребятам объясняется механизм этой реакции, её условия протекания и они пишут уравнение этой реакции. После этого результаты работы проверяются с помощью медиопроектора на экране.

- Итак, какие свойства характерны для спиртов?

Закрепление.

Сейчас мы попробуем написать уравнения реакций с другими представителями предельных одноатомных спиртов. У вас на столах имеется проверочное задание, по которому вы должны написать уравнения химических реакций.
Ребята выполняют работу и сдают её учителю на проверку.

Домашнее задание.

 17.

упр. 8, 9, 10, 14, стр. 154 - 155.

Реферат "Влияние спиртов на организм человека".

Итоги урока.

Оценки за урок.

Рефлексия.

Что нового вы сегодня узнали?

Продолжите фразу: Теперь я умею :

Продолжите фразу: После сегодняшнего урока я уже не сделаю ошибку :

Оцените результаты своей работы на уроке по пятибалльной шкале:

а) "5" -

б) "4" -

в) "3" -

г) "2" -

Урок закончен. Спасибо за урок!

Приложение 1, приложение 2, приложение 3.