Перспективное планирование коррекционной логопедической работы для детей дошкольного возраста 4–5 лет с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Сентябрь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I

Диагностический период

II

Диагностический период

III   Знакомство с органами артикуляции. Выделение речевых и неречевых звуков. Детский сад.

Игрушки.

Ввести обобщающее понятие "Игрушки"; наименование, предназначение игрушек; как с ними обращаться; составные части; из чего они сделаны; классификация игрушек по материалу. Дать знания о функциональных особенностях помещений детского сада.

Образование множественного числа существительных. Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами; множественного числа; родительного падежа множественного числа. Формирование простого предложения по демонстрации действий (Варя лепит). Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Употребление простого предложения.

Формирование составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма предмета, из чего он сделан, как с ним играть) или по образцу.

IV А Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Осень Обобщить первичное представление детей об осени по существенным признакам сезона (состояние погоды и природные явления). Ввести в речь ребёнка прилагательные, обозначающие состояние погоды: солнечный, пасмурный, дождливый: Согласование прилагательных с существительными по предметным опорным картинкам. Образование множественного числа существительных, существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа (падает - падают). Согласование существительного с местоимениями в роде и числе.

Формирование простого распространённого предложения (с однородными членами). Заучивание стихотворных форм.

 Октябрь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I О Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Овощи. Огород. Расширить представления детей об основных овощах. Их цвете, форме, размере и вкусе. Ввести обобщающее понятие "Овощи". Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование прилагательных с существительными. Употребление существительных в форме винительного падежа. Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Употребление простых предлогов В, НА, ЗА, ПОД. Формирование начал простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).
II У Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Фрукты. Сад. Расширить представления детей об основных фруктах. Их цвет, форму, размер и вкус. Ввести обобщающее понятие "Фрукты". Учить образовывать существительные множественного числа в именительном падеже. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Употребление простых предлогов. Формировать навык составления простого описательного рассказа посредством простых распространённых предложений по схеме (размер, цвет, форма, вкус).
III Ы Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение гласного в словах. Хлебные растения. Поле. Расширить представления детей о хлебных растениях и полевых работах. Ввести обобщающее понятие "Хлебные растения". Учить образовывать существительные в родительном падеже (рожь - ржи, пшеница - пшеницы). Формировать умение составлять простые предложения (Я купила пшеничный хлеб). Заучивание стихотворных форм.

Октябрь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
IV И Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение ударного гласного в начале слова. Одежда. Обувь. Головные уборы. Ввести обобщающее понятие "Одежда, обувь, головные уборы"; название и назначение основных видов одежды и некоторых её частей; название обуви; название головных уборов. Различие взрослой и детской одежды. Одежды для мальчиков и девочек. Усвоение местоимений мой, моя, моё. Практическое употребление в речи простых предлогов. Образование имён существительных во множественном числе и с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Образование формы родительного падежа имён существительных множественного числа. Составление рассказов - описаний (по образцу). Построение простого распространённого предложения с однородными членами путём перечисления различной одежды (Что ты наденешь?)
V Э Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда гласных. Выделение звука в словах (этаж, эмму, электричество, экскаватор, этажерка) Рыбы. Водоёмы. Ввести обобщающее понятие "Рыбы". Уточнить характерные признаки рыб. Дать элементарные представления о строении рыб и их названий. Формировать умение детей использовать в речи различные предложные конструкции (Я ухаживаю за аквариумными рыбками. Я кормлю рыб). Учить составлять предложения по демонстрации действий и по образцу.

 Ноябрь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I

Творческие каникулы

II М Закрепить правильное произношение звука. Выделение согласного звука из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Животные жарких и холодных стран. Ввести обобщающее понятие "Животные жарких и холодных стран". Сформировать понятия о среде обитания и их отличительных признаках.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами единственного и множественного числа.

Учить составлению описательного рассказа с опорой на схему или по образцу. Составление предложений по образцу с однородными членами. Учить составлять сложно - сочинённые предложения с союзом А. Заучивание стихотворений. Составление рассказов - описаний по схеме.

III М,

М'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Сказки. Пословицы. Поговорки. Потешки. Воспитание любви к родному языку. Расширение словарного запаса детей. Подбор эпитетов. Введение архаических слов. Учить пересказывать сказки с опорой на схему. Учить составлять сложно - сочинённые предложения с союзом А на основе подбора антонимов. Заучивание пословиц, поговорок, потешек. Драматизация сказок.
IV Н Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Осень. Дни недели, месяцы, части суток. Формировать понятия: части суток, дни недели, месяц, год. Дифференцировать понятия: день - ночь, утро - вечер, вчера - сегодня - завтра. Развитие связной речи на основе составления режима дня. Формирование временных форм глаголов. Заучивание стихотворных форм.

Декабрь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I Н,

Н'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов.

Зима. Обобщить первичное представление детей о зиме по существенным признакам сезона (состояние погоды и природные явления). Ввести в речь ребёнка прилагательные, обозначающие состояние погоды, свойства снега и признаки зимы. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе. Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Учить детей составлять предложения по картинке и рассказ по опорным предметным картинкам. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом потому что и простого распространённого предложения.

II Д Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Зимующие птицы. Ввести обобщающее понятие "Зимующие птицы". Сформировать понятия о среде обитания, их отличительных признаках, строении тела, как они передвигаются и чем питаются.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формирование составления описательного рассказа по схеме.

Учить составлению описательного рассказа с опорой на схему или по образцу. Составление предложений по образцу с однородными членами.

III Д,

Д'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов.

Зимние забавы. Зимние виды спорта. Обобщить первичное представление детей о русских народных забавах и зимних видах спорта. Ввести обобщающее понятие видов спорта и спортивных снарядов. Согласование существительных и местоимений с глаголами в роде и числе. Правильное употребление в речи глаголов в разных временных формах.

Учить детей отвечать на вопросы распространённым предложением с предлогами В и НА. Учить составлять предложения по картинке и рассказ по предметным опорным картинкам.

IV

Творческие каникулы

Январь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I

Творческие каникулы

II Т Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Дикие животные. Ввести обобщающее понятие "Дикие животные". Сформировать понятия о среде обитания, их отличительных признаках, как они передвигаются и чем питаются.

Формировать навык образования существительных с уменьшительно - ласкательными суффиксами. Образование множественного числа существительных. Практическое употребление в речи простых предлогов. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа.

Учить составлению описательного рассказа с опорой на схему или по образцу. Составление предложений по двум опорным картинка (Мёд нужен (кому?) медведю). Составление предложения с однородными членами. Усвоение категории творительного падежа с предлогом С (Лисица играет (с кем?) с лисёнком).

III Т,

Т'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов.

Домашние животные. Введение обобщающего понятия "Домашние животные". Сформировать понятия о среде обитания, их отличительных признаках, как передвигаются и чем питаются. Образование уменьшительно - ласкательных форм существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Практическое употребление в речи простых предлогов. Учить составлять предложения по образцу "У кого кто?". Составление предложений с предлогом ЗА (Кто за кем бегает).

Формирование навыка составления простого описательного рассказа (кто это, его размер, цвет, где он живёт, чем питается.)

Январь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух.  

Лексические темы

Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
IV Б Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Домашние птицы Введение обобщающего понятия "Домашние птицы". Формирование представлений о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц. Образование множественного числа существительных. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формирование навыка составления описательных рассказов по схеме (кто это, размер, окраска, где живёт, что ест).

Февраль

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I Б,

Б'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Дом. Мебель. Введение обобщающего понятия "Мебель". Расширение и конкретизация представлений о мебели, её назначении, частях, из которых она состоит. Дети должны усвоить названия некоторых частей дома, как строят дом, из чего, для чего он нужен, понятия много этажей, один этаж, высокий, низкий.

Образование существительных множественного числа и уменьшительно - ласкательных форм. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Построение простого предложения по картинке. Формирование простого описательного рассказа по предъявленному предмету (картинке) с опорой на схему (размер, цвет, форма, из чего сделан, как используется.)

II П Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Я и моя семья. Защитники Отечества. Введение обобщающего понятия "Семья". Расширение представлений о семье и её членах, родственные связи в семье, кто что делает, понятие дружная семья. Формирование представлений о российской армии и о почётной обязанности защищать Родину. Ввести понятия: Отечество, Родина, защитник, названия военных профессий, чем занимаются люди каждой военной профессии, какой техникой управляют военные разных профессий, из каких предметов состоит форма моряка, лётчика, десантника. Образование существительных: множественного числа и уменьшительно - ласкательных форм. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Построение простого предложения по предъявляемым картинкам. Составление рассказа с опорой на схему.

Февраль

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
III П,

П'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Части тела. Предметы туалета. Введение обобщающего понятия "Части тела", "Предметы туалета", названия основных частей тела, их функции. Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (один - много) и уменьшительно - ласкательных форм существительного. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Закрепление навыка построения простого предложения по демонстрации действий. Формирование навыка составления описательного рассказа "Портрет".
IV В Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Профессии. Орудия труда и инструменты Введение обобщающего понятия "Профессии", "Орудия труда и инструменты". Формирование представлений о необходимости и пользе труда взрослых. Образование глаголов при помощи приставок. Образование формы имён существительных в винительном падеже. Составление рассказов с опорой на картинки и схему.

Март

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I

Творческие каникулы

II В,

В'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков.

Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов.

Весна Введение обобщающего понятия "Весна". Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе (мой листик, моё солнышко, мои цветы, моя шапочка). Согласование существительных с прилагательными в роде и числе (быстрый ручей, тёплые лучики). Формирование сложноподчинённого предложения с союзом потому что (На картине весна, потому что на ней есть проталины). Формирование распространённого предложения (Дети надевают лёгкие шапочки, резиновые сапожки,:).
III Ф Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Страна. Родина.

Мой город.

Расширение и уточнение представлений об окружающем мире. Формирование представлений о родном городе, об улицах на которых живут дети, об улице, на которой стоит детский сад. Согласование существительных с прилагательными в роде и числе. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом потому что (Я люблю свой город, потому что он:.). Формирование распространённого предложения (Город Новокузнецк чистый, красивый, большой,:.. ). Составление рассказа по сюжетной картине с опорой на схему. Составление описательных рассказов (описание зданий) по схеме или по образцу.
IV Ф,

Ф'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Транспорт. Правила дорожного движения. Формирование представлений о транспорте, его назначении и отдельных частях. Введение обобщающего понятия "Транспорт". Дать элементарные знания о правилах дорожного движения. Усвоение категории предложного падежа с предлогом НА (Я поеду на машине). Составление сложносочинённых предложений с союзом А (Лодка плывёт, а машина едет). Составление сложноподчинённых предложений с союзом потому что (Нельзя переходить улицу в не установленном месте, потому что это опасно). Усвоение категории творительного падежа (что с чем?). Составление рассказов - описаний по схеме. Составление рассказа по картине по плану. Формирование простого предложения по схеме, предложенной взрослым в вопросе.

Апрель

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I К Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Посуда. Продукты питания. Введение обобщающего понятия "Посуда", "Продукты питания". Расширение и конкретизация представлений о посуде, её назначении, частей, из которых она состоит. Дети должны усвоить названия продуктов питания, для чего они нужны, где они продаются, что из них можно приготовить, где они хранятся и почему, обобщающие понятия "еда, пища". Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе (мой нож, моя тарелка). Согласование существительных с прилагательными в роде и числе (круглое блюдце). Употребление простых предлогов (Чашка на блюдце. Ложка в тарелке.). Усвоение категории творительного падежа (Яйцо будет : "яичницей". Гречневая крупа будет: "кашей".) Практическое употребление сложносочинённых предложений с союзом А (Конфеты в коробке, а суп в кастрюле.). Формирование простого описательного рассказа о предмете по схеме или образцу.
II К,

К'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Космос. День космонавтики. Дать детям элементарные представления о космосе. Подбор прилагательных к существительному (небо голубое, чистое, высокое, безоблачное:.). Согласование существительного с прилагательным в именительном падеже единственного числа. Составление предложений с приставочными глаголами (улетать, прилетать, взлетать:) и простого предложения по опорным картинкам (Космический корабль взлетает. Солнце ярко светит.). Заучивание стихотворений.

Апрель

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
III Г Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Перелётные птицы Расширение первичных естественнонаучных представлений, закрепление знаний признаков весны, формирование представлений о перелётных птицах, их внешнем виде и образе жизни, как они передвигаются, чем питаются. Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Практическое употребление в речи категории предложного падежа с предлогом НА (Жаворонок сидит на ветке.). Согласование числительных с существительными (Сколько у ласточки лапок? У ласточки две лапки.) Составление словосочетаний глагол + существительное в родительном падеже с предлогом ИЗ (вылетел из гнезда). Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Составление описательных рассказов по схеме с использованием предметных картинок.
IV Г,

Г'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Насекомые Формирование представлений о внешнем виде и образе жизни насекомых. Введение обобщающего понятия "Насекомые". Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Учить детей согласовывать определения с теми словами к которым они относятся. Составлять с отработанными словосочетаниями предложения. Составление описательных рассказов по схеме с использованием предметных картинок.

Май

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I Х Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Майские праздники Дать детям элементарные знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Рассказать, когда и как началась война, какие подвиги совершил наш народ, о том, какой ценой досталась победа. Обогащение словаря качественными прилагательными (Война какая? великая, народная, страшная, жестокая.) и антонимами. Формирование единственного и множественного числа существительных в именительном падеже. Дифференциация глаголов единственного и множественного числа. Согласование существительных с местоимениями в роде и числе (мой пистолет, мои самолёты:). Заучивание стихотворений.
II Х,

Х'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Весна. Растения. Лес наше богатство Ввести обобщающее понятие "Растения". Познакомить с видами растений (дерево, куст, трава, цветок:). Дать элементарные знания о видах растений.

Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Усвоение категории предложного падежа с предлогом НА, В (Ёлка растёт в лесу. Листья растут на дереве.). Составление предложений с союзом А на основе сравнения двух растений, подбор признаков к предмету (Дерево большое, а куст маленький.). Составление предложений по образцу. Составление рассказов - сравнений по схеме или образцу.

III

Диагностический период

IV

Диагностический период

Июнь

Неделя Звук Подготовка к звуковому анализу и синтезу. Дифференциация звуков на слух. Лексические темы Формирование словаря, грамматического строя и связной речи.
I З Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Лето Расширение и уточнение представлений , знаний о смене времён года, о лете и его приметах. Отличие лета от других времён года. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Летом много цветов.). Составление предложений по картинкам. Практическое употребление в речи предлога ПОД. Составление по опорным картинкам рассказа.
II З,

З'

Уточнить правильное произношение звуков. Учить детей выделять звуки из ряда других звуков. Дифференциация звуков. Отработать отражённое произношение оппозиционных слогов. Ягоды Ввести обобщающее понятие "Ягоды". Уточнение и расширение представлений детей о ягодах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Я собрала много земляники). Составление предложений по опорным картинкам. Составление по опорным картинкам рассказа.
III Ц Уточнить правильное произношение звука. Учить детей выделять звук из ряда других звуков. Анализ обратных слогов. Грибы Ввести обобщающее понятие "Грибы". Уточнение и расширение представлений детей о грибах, месте их произрастания, отличительных особенностях. Образование существительных множественного числа. Образование уменьшительно - ласкательной формы существительных. Усвоение категории родительного падежа множественного числа (Я собрала много грибов). Составление предложений по опорным картинкам. Составление по опорным картинкам рассказа.
IV Пов-то-ре-ние Повторение. Школа Ввести обобщающее понятие "Школа". Познакомить детей с тем, что занятия в школах начинаются 1 сентября; первый звонок это праздник первоклассника; в школе проходят уроки, после которых небольшие перемены; в школу ходя учиться и получать знания.