Конспект познавательного занятия-путешествия для средней группы "Мой город Саратов"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание: расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут. Знакомить детей с ближайшим окружением, обращая внимание на здания города, их архитектурные особенности. Развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности. Воспитывать желание сохранять чистоту, порядок в своем городе.

Материалы и оборудование к занятию: иллюстрации старого и нового города, наиболее знакомых мест и достопримечательностей Волжского района, иллюстрации старых и новых домов, построенных из разных материалов, иллюстрации предметов музейной экспозиции (картины, скульптуры, посуды и т.д.), иллюстрация дерева липы с изображением ее семян и цветов. Для игры "Где-что" картинки с изображением разных предметов, подходящим по смыслу различным зданиям: школе, больнице, магазину, детскому саду. Игровое оборудование для сюжетно-ролевой игры "Автобус".

Ход занятия

Воспитатель собирает детей возле себя, и спрашивает "В каком городе мы живем?" После ответа детей предлагает им отправиться в путешествие по Саратову. Получив согласие детей, интересуется:

- На чем можно путешествовать?

- А на чем лучше проехаться по городу?

- Предлагаю вам поехать на автобусе. Согласны? Но прежде необходимо купить билеты в кассе и можно занимать места, согласно вашим номерам. Итак, наше путешествие по Саратову начинается. (Проводятся элементы сюжетно-ролевой игры "Автобус"). Звучит музыка.

Воспитатель: Пока мы въезжаем в город, я немного расскажу вам о нем. Саратов очень старый город. В нем много домов, которые построены очень давно. Это старые дома. А есть дома, построенные недавно - это новые дома. И мы приехали в старую часть нашего города. Мне трудно разобраться, где какие дома. А вы можете мне помочь?

- Водитель, останови, пожалуйста, автобус. Ребята, посмотрите, как много здесь картин с различными домами. Помогите мне, пожалуйста, разделить их на две группы. Одна группа старые дома, другая - новые дома. (Дети самостоятельно выполняют просьбу). Затем все вместе рассматривают каждую из них, проверяя правильность выполнения задания. Проводится речевая игра "Какой из чего?"

- дом из кирпича какой? (кирпичный)

(далее: из стекла, бетона, камня, дерева:)

- Продолжаем наше путешествие. Занимайте свои места в автобусе и поедем по Набережной.

- Как называется река, на которой стоит наш город? (Ответы детей)

-Как называется вокзал, от которого по реке отплывают пароходы?

- Набережная - одно из самых красивых мест нашего города. На ней растут большое количество разных деревьев, кустарников, цветов. Все жители города любят приходить сюда гулять, любоваться великой рекой Волгой.

- А теперь посмотрите в окно. Мы видим театр.

- Как называется этот театр? (Это кукольный театр "Теремок")

- Какие еще вы знаете театры в нашем городе? (Ответы детей)

- А сейчас наш путь лежит мимо музея. Мы с вами уже знакомы с этим музеем. А что можно увидеть в художественном музее им. А.Н.Радищева? (Ответы детей). Воспитатель предлагает водителю остановить автобус.

- У всех домов в нашем городе есть свое назначение. Выходите из автобуса. Перед вами различные здания: школа, больница, детский сад, музей. У меня есть предметы, которые должны в них находиться. Разложите, пожалуйста, эти предметы по назначению. Игра "Где что?". Дети самостоятельно раскладывают картинки. Звучит музыка. Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания, обсуждает возможные ошибки или затруднения детей.

- Вот мы и незаметно добрались до парка "Липки". Хотите, я расскажу вам, почему он так называется? В этом парке растет очень много деревьев, которые называются "липа". А если ласково его назвать:, а когда их много:.? В парке "Липки" работает детская площадка. Хотите покататься на каруселях?

Проводится физминутка "Карусель".

- Мы с вами замечательно путешествовали, весело играли, но пора возвращаться в детский сад. (Дети рассаживаются в автобус).

- На какой улице находится наш детский сад?

- Как называется наш детский сад? Вот мы и приехали. Предлагаю вам нарисовать все, что вам понравилось во время нашего путешествия.