Час психологии "От самоопределения к самореализации"

Разделы: Школьная психологическая служба


Мы не знаем – как высоки –
Пока не встанем во весь рост –
Тогда – если мы верны чертежу –
Головой достаём до звёзд.

Э.Дикинсон

Цель:

  • познакомить обучающихся с уровнями перехода от самоопределения к самореализации;
  • развивать критическое мышление.

Ход урока

1. Разминка.

Упражнение “Мнения о жизни”

Сегодня за 1 урок мы с вами должны совершить долгий верблюжий переход, потому что путь от самоопределения до самореализации не короток и достаточно труден.

И к этому переходу мы должны с вами быть готовы. Ведь планирование жизненного пути – задача достаточно трудная.

МНЕНИЯ О ЖИЗНИ

Цели

Это упражнение даст подросткам возможность получить важные представления о жизни и поделиться ими друг с другом. Планирование собственного жизненного пути — задача достаточно трудная, поэтому целесообразно заранее начать учиться делать это с помощью соответствующих упражнений.

Материалы: Рабочий листок “Мнения о жизни”.

Инструкция

В этом упражнении речь пойдет о различных представлениях о жизненном пути и таких его важных составляющих, как работа и свободное время, мастерство и удача.

Я подготовил для вас листок “Мнения о жизни”, на работу с которым у вас есть 15 минут.

Теперь соберитесь в группы по четыре человека. Попытайтесь вместе определить, какие высказывания верны, а какие — ошибочны. При этом имейте в виду, что к числу верных должны быть отнесены только три высказывания. У вас есть 20 минут.

Теперь возвращайтесь в круг, чтобы мы вместе смогли обсудить упражнение.

Какие три высказывания вы определили как правильные? Обоснуйте вашу точку зрения.

Подведение итогов

  • Понравилось ли мне это упражнение?
  • Какое влияние на формирование моих взглядов оказала моя семья?
  • Задумываюсь ли я иногда о своем будущем?
  • С кем я говорю об этом?
  • Есть ли у меня пример взрослого человека, умело и счастливо управляющего своей жизнью?
  • Что еще я хочу сказать?

2. Основная часть.

Переход к самореализации

Профессиональная самореализация начинается уже в трудовом обучении, при ознакомлении учащихся с базовыми способами технологического освоения действительности, в процессе социально-педагогических проб. Затем вы включаетесь в процесс дифференцированного обучения по интересам, можете получить начальное профессиональное образование, осуществить некоторые начальные профессиональные пробы.

Существуют следующие уровни перехода личности от самоопределения к самореализации.

1. Уровень неопределённости: отсутствие выбора и ориентации на самоопределение. Человек не сделал своего выбора, не осознал необходимость обдумать своё будущее.

2. Уровень предрешённости: подчинение какому-либо из побочных факторов самоопределениярешению родителей, мнению приятелей, традициям, моде и т.п.

3. Уровень самоопределения: самостоятельный поиск и выбор варианта своего профессионального будущего, а также позиций в личностной сфере, семейных отношениях, в учебной работе.

Необходимо проверить свои самостоятельные выборы и решения, остановиться на окончательном варианте. Важные решения, которые вы принимаете в XI классе, будут сказываться долгие годы, вполне возможно, что и всю жизнь.

4. Уровень самоактуализации: переход от поиска себя к стремлению выразить себя в значимой сфере, осуществить свои возможности и потенции.

Самоактуализирующаяся личность — такая личность, для' которой характерно непрерывное стремление к возможно более полному выявлению/ развитию и реализации своих возможностей.

5. Уровень самореализации: означает не только стремление, а деятельность, поступки в избранные направлениях, осуществление социальных проб по реализации своих способностей. Это утверждение ценностей, заключённых в многочисленных гранях Я-концепции личности.

Эти уровни развития осваиваются личностью крайне неравномерно. Некоторые из вас могут навсегда остаться неспособными сделать выбор или пойти по пути предрешённости, отказавшись от активного выбора и самоопределения.

Уровни перехода личности от самоопределения к самореализации (заполнение учащимися таблицы)

Уровни

Важность (Для чего? Зачем?)

Профессиональная сфера

Личностная сфера

Духовно-идеологическая

1. Уровень неопределенности        
2. Уровень предрешенности

Проверка чужих взглядов

     
3. Уровень самоопределения

Определение траекторий своего дальнейшего развития

     
4. Уровень самоактуализации

Проверка своих способностей

     
5. Уровень самореализации

Активная деятельность по реализации своего потенциала

     

Оцените на каком этапе находитесь лично вы в каждой из названных сфер: профессиональной, личностной, духовно-идеологической.

Рекомендации

Школьный период вашей жизни подходит к концу. Пора собраться с мыслями и определить для себя дальнейшие пути. Иначе, если вы опоздаете это сделать, жизнь застанет вас врасплох. И учтите, что “жизнь не знает черновиков”.

Для стимулирования самоопределения и перехода к самоактуализации и самореализации необходимо:

  • сориентироваться в современной социально-экономической обстановке, чтобы, строить свои профессиональные и личностные перспективы с учётом ситуации;
  • выделить дальнюю профессиональную цель (мечту) и другие важные жизненные цели (личностные, семейные, досуговые и др.);
  • проанализировать свои возможности и способности (проверка и коррекция данных самодиагностики по всем классам: карты интересов, Я-в профессиях, Я-в способностях);
  • уточнить и конкретизировать выборы самоопределения (конкретные специальности, объекты деятельности, особенности производства и т.д.);
  • проанализировать реальность выполнения целей (прогнозировать трудности, обдумать пути их преодоления).

Подведение итогов.

Попробуйте объяснить, почему именно эти стихотворные строки взяты для эпиграфа к сегодняшнему уроку.

Рабочий листок

МНЕНИЯ О ЖИЗНИ

Прочтите следующие высказывания и отметьте крестиком те, которые кажутся вам правильными.

  1. Родители — мои лучшие консультанты по выбору профессии, так как только они знают обо всех моих талантах.
  2. Я буду неудачником, если выберу менее престижную профессию, чем мой отец.
  3. Решающими условиями при выборе профессии являются возможность зарабатывать, возможность развиваться и отсутствие кризисов.
  4. Профессиональное мастерство зависит в первую очередь от того, доставляет ли эта деятельность мне удовольствие.
  5. Частые смены профессии указывают на недостаток навыков.
  6. “Всяк сверчок знай свой шесток”: если вы ограничите свое честолюбие целями, принятыми в вашей семье, вы избежите профессиональных неудач.
  7. Важнейшими условиями профессионального успеха являются хорошие оценки и диплом.
  8. Большинство людей используют лишь небольшую часть своих талантов.
  9. “Человек предполагает, а Бог располагает”: не стоит планировать слишком много, так как судьба всегда может вмешаться в наши решения.
  10. Кто мало занимается в школе, на работе также будет делать мало.
  11. На работе главное — зарабатывать деньги. Для удовольствия существует свободное время.
  12. Если человек точно знает, чего он хочет, ему не нужно планировать свое будущее.
  13. Удача — важнейший залог успеха.
  14. Тяжело работать, если тебе не сопутствует удача.