Организация работы по патриотическому воспитанию в образовательных учреждениях

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа, Патриотическое воспитание


Идея воспитания патриотизма и гражданственности у детей стала сегодня задачей государственной важности.  В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации на период до 2010 года подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость», т.е.  под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.

Понятие «патриотизм» многогранно. Патриотизм  – это и любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность жертвовать собой, защищая его, гордость за свой народ. Это и любовь к родным местам, своей семье, ощущение своей неразрывной связи с окружающим миром, желание сохранять и приумножить богатство своей страны. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.

К сожалению, в настоящее время школьное патриотическое воспитание практически сошло, как говорится, «на нет». Этому за последние годы способствовало немало факторов: социальная нестабильность, отсутствие действенных идеологических установок, нарастание негативных тенденций среди подростков и молодёжи (равнодушие, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству, потребительское отношение к окружающим, распространение наркомании, преступности, проституции). Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.

В этих условиях очевидна неотложность решения не только на государственном уровне острейших проблем системы воспитания патриотизма, но и на муниципальном.  Жизненно важно воспитать в школьнике чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в нём граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

В национальной доктрине образования в Российской Федерации и в Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года в качестве приоритетного направления деятельности современной школы названо гражданское образование и воспитание.

Основным звеном воспитательного процесса в образовательных учреждениях Юргинского района является патриотическое воспитание, оно направлено на реализацию Государственной программы “Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.”

В государственной программе  поставлена задача формирования патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, сохранения и развития чувства гордости за свою страну, воспитания личности гражданина-патриота Родины.

Главная  цель: развитие у молодежи гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности, дисциплинированности.

Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям своего народа, формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства природы – вот лишь немногие из тех задач, которые предстоит решать не только в школе, но и в семье. Именно с воспитания личности в семье начинается формирование и развитие патриотизма. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребёнка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням. Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными.

В процессе реализации Программы предполагается осуществить взаимодействие школ с органами исполнительной власти Юргинского района, райвоенкоматом, учреждениями культуры и спорта, а также с ветеранскими и другими общественными объединениями. Структурными звеньями патриотического воспитания являются  следующие направления (см. Приложение 1).

Краеведение и поисковая деятельность направлена на освоение детьми и подростками традиционной культуры своего народа, развитие творческой деятельности по ее возрождению, сохранению и развитию через изучение народных обычаев, традиций, ремесел и т.д. Эта работа проводится как заместителями директоров по ВР, классными руководителями, так и работниками музеев.

Культурно-массовая работа  прививает художественный  вкус, потребность в общении с искусством, изучение произведений и творчества местных писателей и поэтов, воспитывает музыкальную культуру).

Спортивно-туристическое воспитывает потребность в изучении истории родного края, села, района, области («100 классных проектов»), в изучении шедевров народной и мировой культуры в общении со сверстниками других городов, регионов, воспитывает грамотного зрителя, умеющего отличить высокохудожественные образы традиционной и современной Российской культуры от низкопробных, возрождает  и развивает  народные спортивные игры, воспитывает здоровое спортивное соперничество между детьми и коллективами.

Военно-патриотическое направлениепредусматриваетвоспитание любви и уважения к людям старшего поколения, участникам ВОв, локальных конфликтов, интереса к историческому прошлому нашей Родины, чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества. В связи с этим на МО заместителей директоров по ВР был разработан  план военно-патриотического воспитания в образовательных учреждениях Юргинского района на период 2007-2008 уч.год (Приложение 3), в 2008 году образовательными учреждениями была проведена большая работа по подготовке и проведению Дня Победы:

  • Акция «Памятник» (уборка территории памятников Победы);
  • Акция «Весенняя неделя добра» (помощь ветеранам, инвалидам ВОВ, труженикам тыла в уборке квартир, дворов, огородов);
  • Акция «Аллея памяти» (Посадка саженцев при участии выпускников школ и ветеранов ВОВ);
  • «Уроки мужества» – классные часы с приглашением ветеранов, инвалидов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн; беседы о ВОВ;
  • Выпуск газет, «боевых листков, посвященных Дню победы;
  • Выставка рисунков по ВОВ;
  • Проведение выставок и обзоров книг по военной тематике;
  • Поздравление открытками и поделками ветеранов ВОВ, тружеников тыла, участников локальных войн с Днем победы;
  • Праздничные концерты (совместно с учреждениями культуры), посвященные Дню победы;
  • Митинг, посвященные Дню победы;
  • Вахта памяти;
  • Поисковая работа: выпуск альбомов «Герои моего села», «Труженики тыла» и др. по итогам поисковой работы за год;
  • Военно-спортивная игра «Зарница»;

Районные мероприятия

  • Торжественное мероприятие, посвященное Дню Победы. Чествование ветеранов ВОВ, тружеников тыла;
  • Конкурс чтецов «Этих строк не смолкнет слава…»;
  • Конкурс письменных работ (эссе, рефераты, сочинения, творческие проекты, стихи) «Во славу великой Победы»;
  • Конкурс «Я и музыка»: номинация «Песни о ВОВ» среди уч-ся 4;7 кл.;
  • Фестиваль «Радуга талантов»;
  • Выставка декоративно-прикладного искусства «Мир глазами детей»;
  • Традиционная легкоатлетическая эстафета «Кубок Победы», в зачет летней спартакиады школьников;
  • Традиционный турнир по мини-футболу «День Победы»;
  • VII традиционный турнир по греко-римской борьбе посвященный Герою соцтруда Э.Я.Фольмеру;
  • Участие в 31 традиционном турнире  по греко-римской борьбе,  посвященном дважды Герою Советского Союза Шилину.

19 мая детские общественные организации провели сборы, торжественные линейки, спортивно-массовые мероприятия, посвященные 85-летию пионерской организации, развитию  массового детского общественного движения;
12 июня в образовательных учреждениях проведены мероприятия, посвященные  Дню России:

  • Музыкальные программы, концерты «Песни Родины моей»;
  • Викторина «Знаешь ли ты символику России?»;
  • Конкурс чтецов «Стихи России»;
  • Кинолектории, беседы «Россия – Родина моя»;
  • Конкурс рисунков «Мой край родной»,  «Моя родина – Россия».

Координацию деятельности по реализации мероприятий патриотической направленности осуществляет методобъединение заместителей директоров по воспитательной работе через классных руководителей, учителей-предметников, ученическое самоуправление, ДЮСШ, музеи, командование воинской части, учреждения дополнительного образования, родителей, т.к. именно семья является первой ступенькой формирования патриотизма (см. Приложение 2).
Академик Д. С. Лихачёв писал: «Я придерживаюсь того взгляда, что любовь к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе! Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему городу, к своему селу, к родной природе, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей … стране и её народу. Нельзя перескочить через какое-либо звено этого процесса и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что-нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала».
Патриотическое воспитание – сложный педагогический процесс, который со временем поможет:

  • повысить патриотическое сознание, нравственные и этические ориентиры;
  • раскрыть понимание истинного патриотизма;
  • избавиться от равнодушия, жестокости, эгоизма;
  • повысить престиж военной службы в Вооружённых Силах Российской Федерации;
  • сформировать стойкую патриотическую позицию;
  • повысить потребность в духовном обогащении;
  • воспитать уважение к труду, человеку труда.

Образовательное учреждение  является тем институтом, который вводит молодых граждан в мир нашего отечества и, чтобы этот мир продолжал своё существование, необходимо не прерывать традиций. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, т. к. требует большого такта и терпения.

Презентация

Литература:

1. Горбунов, В. Школьный музей и воспитание патриотизма [Текст] / В. Горбунов  // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С.17.
2. Горев, Г. Г. Растим патриотов России [Текст]: сборник информационных материалов и методических разработок / Г. Г.Горев, А. А. Тутыкин, Н. Н. Заикина. – Кемерово: «КВК Экспо-Сибирь», 2007. – 250 с.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» 
4. Евтушенко, С. В. , Хамитова, Е. В. Воспитываем будущего гражданина [Текст] /  С. В. Евтушенко, Е. В. Хамитова // Учитель Кузбасса. – 2007. – №1. – С.32.
5. Зяблова, В. Поисковое движение как фактор гражданско-патриотического воспитания [Текст] / В.Зяблова // Воспитание школьников. – 2008. – №8. – С.3.
7. Микрюков, В. Патриотизм: к определению понятия [Текст] / В. Микрюков // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С.2.
8. Серов, Б. Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг [Текст] / Б. Н.Серов.  – М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
9. Среднесрочная региональная программа «Патриотическое воспитание граждан в Кемеровской области на 2006-2010 годы»
10. Халанская, С. М. Структура работы классного руководителя по патриотическому воспитанию [Текст] / С. М.Халанская // Классный руководитель. – 2004. –  №3. – С. 15.