Авторская программа воспитательной деятельности в начальной школе "В мире добра"

Разделы: Внеклассная работа


Воспитание - великое дело: им решается участь человека.
В.Г. Белинский 

Школа призвана посредством воспитания и обучения реализовать заложенные психобиологические задатки, трансформировать их в социально - значимые свойства человеческой личности при самом активном участии ребёнка.

В воспитательном процессе в начальной школе основными средствами воспитания являются: игра, познание, предметно-практическая и трудовая деятельность, развитие духовной культуры. Существующие в воспитании факторы прямого влияния (семья, школа, компания сверстников) и непрямого влияния (планета, государство, система образования, культура) ставят перед педагогом задачи: способствовать развитию организма ребёнка (физическое развитие), индивидуальности (индивидуальное развитие) и личности (развитие личности). Развитие этих качеств начинается с первого шага ребёнка, и непременным условием успешности этого процесса вначале является уверенность воспитателя, родителя, учителя, а затем и ребёнка в том, что всего можно добиться, если проявить настойчивость и упорство.

Поэтому важно объединить все усилия семьи и школы для воспитания личности, которая будет соответствовать современным требованиям общества.

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности.

Задачи:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.
  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.
  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.
  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.
  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на четыре года.

1 класс

  • успешная адаптация к школьной жизни;
  • эмоциональная устойчивость обучающихся;
  • создание предпосылок для формирования классного коллектива;
  • активное участие родителей в жизни класса, школы.

2 класс

  • устойчивые положительные результаты обучения;
  • активное участие детей в жизни класса, школы, микрорайона;
  • негативное отношение к вредным привычкам;
  • создание органов классного самоуправления.

3 класс

  • проявление интеллектуальных способностей на уровне Республики, России;
  • знание истории своей семьи, школы, достопримечательностей города;
  • умение организовывать под руководством учителя внеклассные мероприятия;
  • ощущение ответственности за совершаемые поступки.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
  • проявление самостоятельной творческой активности;
  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;
  • готовность к самоопределению в социуме.
  • создание благоприятных условий и возможностей для полноценной работы над реализацией программы со стороны администрации школы, педагогического коллектива и коллектива обучающихся;
  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;
  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

Содержание программы

1 класс "Мой дом - моя крепость"

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье" - формировать понимание значимости здорового образа жизни;

- мотивировать на посещение спортивных кружков и секций.

"Азбука Здоровья"

"Как правильно организовать свой день, чтобы всегда быть здоровым, опрятным и не знать скуки"

"Панорама развивающих курсов"

"Зимние забавы"

конкурс рисунков

беседа о режиме дня

знакомство со спортивными секциями и кружками в школе

спортивный праздник на природе

"Труд и порядок" - формировать бережное отношение к окружающему миру, положительное отношение к труду. "Любимая школа - чистая школа"

"Содержи в порядке книжки и тетрадки"

"Как трудится моя семья"

экскурсия

беседа

выставка рисунков

"Патриот" - формировать нравственную культуру семьи;

- формировать патриотические чувства на основе прошлого и настоящего.

"Ветеран живёт рядом"

"Достопримечательности нашего города"

"Символика родного края"

изготовление поздравительной открытки

фотовыставка

беседа

"Наука и образование" - формировать любознательность, интерес к знаниям. "Мои любимые уроки"

"Мы уже писать умеем"

"Кто лучше считает?"

"Клуб Почемучек"

викторина - игра

поздравительная открытка

математический ринг

поисковая деятельность

"Досуг" - создавать дружескую и творческую атмосферу, пробуждающую у детей интерес к различным видам деятельности. "День рожденья только раз в году!"

"Мамы всякие важны, мамы всякие нужны"

праздник

концерт для мам и бабушек

"Мир прекрасного" - показывать разнообразие культурных и человеческих ценностей;

- направлять семейное воспитание на всестороннее развитие детей.

"Помоги братьям меньшим"

"Птицам нужна помощь"

"Алло, мы ищем таланты!"

"Картинная галерея"

акция " Помощь зоопарку"

изготовление кормушек, рейды "Проверь кормушку"

час творчества

путешествие в мир творчества

2 класс "Что такое - хорошо, что такое - плохо?"

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье" - формировать необходимые знания, умения, навыки по ведению здорового образа жизни. "Полезные привычки"

"Осенний кросс"

"Весёлые старты"

"Береги здоровье смолоду"

викторина

соревнование в параллели классов

спортивный праздник

конкурс семейных плакатов

"Труд и порядок" - приобщать к общественно - полезной деятельности "Книжкина больница"

"Данила - мастер"

Операция "Чистюлька"

операция

выставка - конкурс

трудовой десант

"Патриот" - приобщать обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- знакомить с общественно - политической жизнью страны.

"Герои города в названиях улиц" "Подарок ветерану"

"Символика России"

обзорная экскурсия

благотворительная ярмарка

поисковая работа

"Наука и образование" - расширять кругозор;

- воспитывать культуру умственного труда.

Праздник первой отметки

Лингвистический кросс

Математический кросс

"Что? Где? Когда?"

утренник

интеллектуальный конкурс в рамках программы "РИТС"

викторина

"Досуг" - создавать условия для проявления творческой индивидуальности;

- воспитывать уважение к себе, чувство собственного достоинства.

"Кто что любит и умеет делать"

"А, ну-ка, мальчики"

"В стране Мультфильмии"

"О бабушках и дедушках"

конкурс- викторина

игра - соревнование на открытом воздухе

игра -путешествие

устный журнал

"Мир прекрасного" - создавать условия для творческой самореализации обучающихся;

- приобщать к традициям школьного коллектива.

"Ярмарка чудес"

"Тропинка школьная моя"

"Мы крутим глобус"

творческий конкурс

создание классного альбома

стендовый доклад

3 класс "Мир человеческих чувств"

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье" - формировать способности управлять своим здоровьем. "Скажем:"НЕТ!" вредным привычкам"

"Мои спортивные успехи и достижения"

театрализация

круглый стол

"Труд и порядок" - развивать навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность. "Кто работы не боится, у того она и спорится"

Образ лицеиста

"Мои поручения в классе и дома"

субботник

конкурс

отчёт

"Патриот" - формировать у обучающихся понимание и осознание значимости исторического прошлого. "С чего начинается Родина?"

"Дети - герои"

"Имею право. Мои права"

дискуссия

групповая поисковая деятельность

игра

"Наука и образование" - приобщать к разнообразной творческой деятельности;

- формировать потребность в самообразовании.

Олимпиада по русскому языку

Математическая олимпиада

Литературная викторина

"Я - исследователь"

интеллектуальный конкурс в рамках программы "РИТС"

конкурс исследовательских работ

"Досуг" - формировать желание проявлять творческую инициативу. "Сотвори солнце в себе"

"Рыцарский турнир"

Операция "Новый год"

Проводы зимы

акция добра

праздник

изготовление игрушек на городские ёлки

праздник "Масленица"

"Мир прекрасного" - формировать эстетический вкус, стремление к красоте во всех проявлениях жизни;

- создать атмосферу взаимной заинтересованности.

"Самым любимым и родным:"

"Прекрасное в моей жизни"

"Правила хорошего тона"

"Учимся правильно жить и дружить"

"Сделай мир добрее"

конкурс стихов

коллаж

учебная игра

практическая игра

акция

4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

НАПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ
"Спорт и здоровье" - формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье. "Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"Экологическая тропа"

"Всей семьёй - на старт!"

устный журнал

игра - путешествие

семейная спартакиада

"Труд и порядок" - формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении. "Порядок в труде - порядок в знаниях"

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс сочинений о рабочем месте дома

трудовая акция

"Патриот" - развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

"У войны не женское лицо"

Оказание помощи ветеранам войны

"Жизнь дана на добрые дела"

посещение Краеведческого музея

акция

исследовательская деятельность

ярмарка

круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование" - создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии. Предметные олимпиады

Интеллектуально - творческий марафон

Фестиваль Знаний и творчества

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

"Досуг" - учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей

акция помощи детским домам, подшефной заставе

"Мир прекрасного" - формировать желание активно преобразовывать действительность Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

 Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого - педагогическое просвещение родителей;
  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;
  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления формы работы с семьёй
психолого - педагогическое просвещение родителей родительские университеты
индивидуальные и тематические консультации
тренинги
конференции
родительские собрания
вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс дни творчества
открытые уроки и внеклассные мероприятия
помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса
родительское общественное патрулирование
шефская помощь
участие в управлении учебно-воспитательным процессом участие родителей класса в работе совета школы
участие родителей класса в работе родительского комитета и комитета общественного контроля
участие в работе общественного совета содействия семье и школе

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения Тема собрания Ответственные

Подготовительный период

май Условия приёма детей в 1 класс. администрация школы, психолог, учитель
июнь Ознакомление родителей с образовательным маршрутом школы, класса. администрация школы, психолог, учитель

1 класс

сентябрь Младший школьник: особенности развития. учитель, психолог
октябрь Трудности адаптации первоклассников. учитель, психолог
декабрь Родителям о внимании и внимательности. учитель
февраль Эмоциональные состояния взрослого и ребёнка. Что стоит за ними? учитель, психолог
апрель Итоги адаптации первоклассников. учитель
май Перелистывая страницы учебного года. учитель

2 класс

I четверть Особенности учебников, по которым учатся дети. учитель
II четверть Утомляемость ребёнка и как с ней бороться. учитель
III четверть Причины и последствия детской агрессии. учитель, психолог
IV четверть Поощрение и наказание детей в семье. учитель, родительский актив

3 класс

I четверть Семейные праздники и их значение для ребёнка. учитель
II четверть Роль книги в интеллектуальном развитии ребёнка. учитель, библиотекарь, психолог
III четверть Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка. учитель
IV четверть Роль семьи в сохранении здоровья ребёнка. врач, учитель

4 класс

I четверть Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье. врач, учитель
II четверть Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника. учитель
III четверть Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей. учитель
IV четверть Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!" учитель

Литература:

  1. Аверьянова И.В., Лапшина Н.Н. Праздники знаний.- Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Венгер А.Л., Цукерман Г.А. Психологическое обследование младших школьников. - М.: Владос - Пресс, 2001.
  3. Дереклеева Н.И. Научно- исследовательская деятельность классного руководителя в школе. - М.: Вербум-М, 2000.
  4. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 - М.: ВАКО, 2007.
  5. Решетникова П.Е. Организация педагогической практики в начальных классах. - М.: ГИЦ Владос, 2002.
  6. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями - М.: 5 за знания, 2005.
  7. Яровая Л.Н., Барылкина Л.П., Цыбина Т.И. Внеклассные мероприятия. 1 класс. - М.: ВАКО, 2005.
  8. Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. Внеклассные мероприятия.2 класс. - М.: ВАКО, 2005.