Пластика и воображение

Разделы: Общепедагогические технологии


Все дети владеют естественной грацией и свободой тела. Чем младше ребёнок, тем больше степеней свободы и лёгкости имеет его тело. Изначально почти всю информацию об окружающем ребёнок получает через телесные ощущения. Поэтому память тела самая крепкая и очень важно при развитии ребёнка постараться оставить на его теле как можно меньше негативных "отпечатков", напряжений и зажимов. Чем меньше мышечных зажимов, тем здоровее, свободнее и благополучнее он себя ощущает. Именно поэтому педагог может и должен использовать в развитии ребёнка не только методы воздействия на его сознание и мышление, но и упражнения, отвлекающие контроль сознания над телом, то есть телесные и танцевальные методы. Научив ребёнка свободно двигаться, мы откроем в нём ТВОРЦА!

Цель урока: Развитие творческой природы, фантазии и воображения.

Задачи:

  • В обучении: научить выражать чувства и эмоции через пластику тела.
  • В развитии: развить игровую инициативу, стимулирующую моторное и эмоциональное самовыражение.
  • В воспитании: воспитать общительность, сплочённость.

Техническое обеспечение: проигрыватель CD. Музыка разных темпов.

Ход урока

Здравствуйте, ребята. Сегодня наше занятие будет посвящено развитию пластики и воображения.

Скажите, пожалуйста, а что же такое "Пластика движений"?

Правильно, в танце - это плавность, изящество движений. А что такое "Воображение"? Совершенно верно, - это фантазия. Этим мы сегодня с вами и будем заниматься. И план занятия следующий: разогрев, пластический тренинг, интерактивные игры, релаксация.

Традиционный разогрев (упражнения, подготавливающее тело и мозг к физическим и эмоциональным нагрузкам).

Пластический тренинг.

Ребята, назовите самое пластичное, гибкое животное. Это кошка - домашняя или живущая в дикой природе (рысь, пантера). Поиграем в кошек, превратимся с вами молодую, грациозную, красивую кошку (звучит "Колыбельная кошки"- автор А. Варламов, "Kats" - Катя Чехова, "Бездомная кошка - автор В. Козлов).

  • "кошка умывается" (подбородок скользит по грудине и вниз - вверх)
  • "кошка потягивается"
  • "кошка пролезает под забором"
  • "кошка пролезает в узкую щель" (боковая волна)
  • "кошка вылезает из норы и прячется в нору" (у хореографического станка)

Интерактивные игры в сочетании с заданиями пластического тренинга.

Я принесла на занятие семена разных растений (называю растения). Посмотрите на них внимательно. Точно такие же семена лежат в пластиковых коробочках. Я встряхиваю коробочку, постарайтесь по звуку определить: семена какого растения лежат в данной коробочке. Задание понятно? Вместе с вами мы будем участниками пластического этюда "Из семени в цветок". Посмотрите ещё раз на семена. Какие они? Совершенно верно - разные. И из них вырастут прекрасные цветы, непохожие друг на друга. Так и вы постарайтесь быть тем семенем, которое вам понравилось и тем цветком, который вас больше всего удивляет. Выберите садовника (звучит медленная инструментальная музыка). Представьте себе, что вы превращаетесь в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу). "Садовник" очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове, телу), ухаживает. С тёплым, весенним солнышком семечко начинает медленно расти (поднимаются на колени.) У него раскрываются листочки, растет стебель.

Он тонкий и гибкий (вытягиваются, гнутся). Солнышко с каждым днём ярче и теплее. И семечко проросло в полный рост (встают на ноги, пальцы ног). Появляются веточки с бутонами (пластика рук: пальцы, кисти). Наступает радостный момент, и бутоны раскрываются, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой, улыбается цветам - соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками.

Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается, борется с непогодой (раскачивание руками, головой, телом). Ветер срывает лепестки, листья, коробочку с семенами.

Сейчас ваша голова - это коробочка, которую несёт ветер. Голова как воздушный шарик, а всё тело золотая паутинка, следующая за шариком. А теперь ваши ступни - это коробочка с семенами, а всё остальное тело - паутинка. Стебель сгибается, клонится к земле, ложится на неё. Ему грустно. Пошёл зимний снежок. Из коробочки на землю просыпались маленькие семена (сворачиваются на полу). Снег укутал их. Им тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и они оживут.

--Я предлагаю вам поиграть в игру "Художники" с участием ваших цветов из пластического этюда.

Какие вы знаете жанры живописи? Правильно, это портрет, натюрморт, пейзаж. Представьте себе, что ваш нос - это кисть художника. И рисовать картины мы будем носом, остальные части тела в этом процессе не участвуют. Придумайте, что именно вы будете рисовать: это может быть портрет вашего цветка, или пейзаж, в который может вписаться ваш цветок или натюрморт с участием цветка. Встаём лицом к зеркалу и начинаем рисовать. У всех получилось? Молодцы.

Садимся в большой круг. Один из вас, художник, носом рисует картину, остальные угадывают, что именно он нарисовал. Постараемся тщательно прорисовывать детали картины, чтобы было красиво и понятно - о чём ваш рисунок.

Релаксация с элементами интерактивной игры.

- Игра "Звуки природы".

Ложимся на пол так, как вам удобно. Расслабляем тело, руки, ноги, мышцы лица, приоткроем чуть рот, язык касается нижних зубов. Закроем глаза, послушаем звуки природы (2-3 минуты). Медленно открываем глаза. Какие звуки вы услышали?

Наш урок подошёл к завершению. Скажите, ребята, какая часть урока понравилась вам больше. Почему? Какое из заданий вам труднее всего было исполнять и почему? Какое из заданий было исполнять приятнее и почему?

Благодарю вас за урок. (Поклон).

Используемая литература:

  1. Андрачников С.Г. "Пластические тренинги", Москва, 2000.
  2. Кряжева Н.Л. "Развитие эмоционального мира детей", "Академия развития", Ярославль, 1997.
  3. Прохоров А.М. "Советский энциклопедический словарь", "Советская энциклопедия, Москва, 1990.
  4. Материалы из тренинга "Интерактивные игры", ЦДТ, Междуреченск, 2005-2006.