Проект "Сближение двух миров"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта.

Трудно растить детей в сложном современном мире. Давление и нагрузки на современную семью настолько резко усиливаются с каждым днем, что не мудрено прийти в замешательство и уныние.

Рост числа разводов, экономические кризисы, смена идеологических ориентиров или полное их отсутствие лишают семью эмоционального равновесия. Родители становятся все более истощенными физически, эмоционально и духовно, им гораздо труднее достойно воспитать своих детей. На ребенка падает львиная доля всех этих нагрузок. В современном обществе в самом бедственном положении оказываются именно дети, а им больше всего на свете необходима любовь.

Изменения, происходящие в обществе в последние годы, касаются самых разных сторон жизни. Проявлением одной из таких перемен в общественном сознании является рост интереса к проблемам дошкольного воспитания. Несомненно, это связано с новыми социально-экономическими условиями. И эти условия предъявляют свои требования. Ребенок уже в раннем возрасте приходит в детский сад и этот новый дом должен стать для него второй семьей. Давайте вспомним слова Экзюпери: “Знаешь… моя роза… я за нее в ответе”. И мы в ответе за каждого ребенка (за его здоровье, развитие, эмоциональное благополучие).

Ради этого 2 семьи должны жить в согласии и во взаимодействии.

Проблема ребенка и семьи в целом решаемые на уровне страны, республики, города, актуальны и близки коллективу нашего детского сада, уделяющему большое внимание эмоциональному благополучию детей в группе.

Следует отметить, что приоритетное направление работы ДОУ – социально-личностное развитие детей, которое имеет в своей основе родительскую среду.

И на протяжении ряда лет коллектив МДОУ “Детский сад №13” г.Чебоксары сотрудничает с родителями, ведет активный поиск и внедрение новых форм взаимодействия с ними: такие как организация Управляющего Совета ДОУ, открытие консультативного пункта для родителей и детей, воспитывающихся в условиях семьи, и клуба выходного дня. Подобные нововведения, как правило, требуют дополнительного финансирования: оборудование кабинетов современной техникой, новейшим диагностическим инструментарием, ИКТ.

Многократные исследования взаимоотношений детей и взрослых заставили нас задуматься над проблемой непонимания взрослыми насущных проблем детей, завышенных требований к ним, неумение грамотно разрешать конфликты, незнание развития психики ребенка.

В процессе работы в ДОУ были проведены исследования <Приложение 1>, анализ которых показал, что взрослые (если говорить словами Аллы Баркан “Практическая психология для родителей”) “шлифуют” и “причесывают” детей, чтобы не доставляли хлопот, и надежно “пропалывают” характер ребенка, с корнем вырывая “сорняки”. Родители и педагоги склонны интеллектуализировать и рационализировать детей, объясняя это требованием времени. А в итоге дети мало получают нежности и любви взрослого, им не хватает времени для игр. Ребенок – существо процессуальное. Взрослые же ждут от него результата. Ребенку важен процесс игры, а взрослый человек настраивает его на результат, лишая радости ощущений от самого процесса.

Описание проблемы.

Мы пришли к выводу, что основной проблемой общения взрослого с ребенком является эмоциональное непринятие загадочного мира детей рациональным миром взрослых.

Так родилась идея проекта:

поиск совместных решений сближения двух миров (взрослых и детей) – столь близких, взаимозависимых, но, к сожалению, не всегда мирно сосуществующих. <Рисунок 1>

Цель проекта:

разработка и внедрение в практику работы ДОУ модели продуктивного взаимодействия мира взрослых и мира детей, способствующей комфортному развитию личности ребенка в новых социально-экономических условиях.

Задачи проекта.

  • сформировать у ребенка представление о внутреннем и внешнем мире, о своем месте в пространстве взрослых.
  • помочь педагогам и родителям освоить современные методы воспитания, основанные на уважении и демократичном подходе.
  • способствовать пониманию родителями чувств и эмоций своего ребенка, уважения его мнения и признания как личности.
  • способствовать сближению взрослых с детьми в целях последующей переориентации поведения детей.
  • формировать психологический климат в ДОУ и семье с учетом этнической культуры и взаимоотношений людей разных национальностей.

Ожидаемые результаты проекта.

Дети

  • Устойчивая эмоционально-волевая сфера, развитые творческие способности и интеллект
  • Осознание собственной внутренней позиции
  • Адекватная самооценка и уверенность в собственных силах
  • Ощущение комфорта в пространстве взрослых

Педагоги

  • Самосознание на высоком уровне
  • Психологически просвещенная личность
  • Наблюдатель, исследователь мира ребенка и его помощник

Родители

  • Понимание позиций своего ребенка и его эмоционально-чувственного мира
  • Добрые семейные взаимоотношения
  • Тесное взаимодействие с педагогом, психологом
  • Усвоение модели поведения ребенка

Условия

  • Комфортная обстановка, в которой живет и развивается ребенок

Программа действий по реализации проекта.

Ресурсное обеспечение проекта

В настоящее время педагогический коллектив детского сада полностью укомплектован кадрами и на протяжении многих лет остается стабильным:

    • 90% педагогов имеют высшее образование,
    • 75% владеют навыками работы на компьютере,
    • 40% имеют высшую и первую квалификационные категории.

Стоит подчеркнуть, что столь высокий профессиональный и энергетический потенциал, заложенный в коллективе, поможет успешно реализовать задуманный проект.

В ДОУ создана хорошая материально-техническая база:

    • Уютный кабинет психологической разгрузки,
    • Игротека,
    • Музыкальный и спортивный залы,
    • Видео– и аудио-аппаратура,
    • Специализированная библиотека.

Механизм реализации проекта.

Таблица

– Этапы и сроки реализации проекта

Проект “Сближение двух миров” рассчитан на 2 года и состоит из трех этапов и включает свои задачи, мероприятия и сроки <Приложение 2>.

Механизм сопровождения проекта.

Поставленные задачи мы реализуем, следуя основным направлениям работы:

    • “ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО – РЕБЕНОК”,
    • ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ,
    • ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ РЕБЕНКА И ПЕДАГОГА,
    • СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ.

Каждое направление имеет свою узкую специализацию, а вместе они составляют системный подход в реализации нашего проекта, способствующего сближению двух миров.

Творческая группа педагогов для каждого направления разрабатывает свою программу, которая включает комплексный подход к всестороннему развитию личности ребенка.

Программа “Развивайся играя” уже разработана педагогом-психологом ДОУ и рецензирована кафедрой психолого-педагогической коррекции ЧРИО. И сегодня уже делаются первые шаги в ее реализации. Программа направлена на формирование способности эмоциональной саморегуляции, снятия напряжения и повышения самооценки ребенка, его уверенности в себе; рекомендована для работы с детьми воспитателям ДОУ, психологам.

В направлении “Детско-родительские отношения” нами разрабатывается программа “Любить ребенка как?” Основная цель: способствовать безусловному принятию родителями своих детей.

Апробирован и введен в практику курс под названием “Нестандартные игры для детей и взрослых”. Родители, ломая привычные стереотипы, учились технике активного слушания, телесным прикосновениям к ребенку, контакту глаз, необычным комплиментам.

Данный спецкурс не единственный в рамках реализации этого направления.

Программа “Лучики добра” ставит своей целью способствовать корректному и эффективному взаимодействию педагога с ребенком, а это возможно, когда они вместе познают окружающий мир, вместе добывают знания, учатся смело мыслить и рассуждать, отстаивать свое мнение ведь “современным детям нужны современные педагоги”.

И, наконец, одним из важных направлений мы считаем тесное сотрудничество педагогов и родителей. От того, насколько сложатся доверительные отношения между членами двух семей (родителей и педагогов), насколько они будут следовать единой цели, зависит общий результат и эффективность всей работы на всех направлениях.

Именно это сотрудничество и является основной целью программы “Мы за него в ответе”.

Каждая семья в чем-то уникальна, поэтому работу строим с учетом дифференцированного, индивидуального и гендерного подходов.

Мы создали “Клуб заинтересованных отцов” <Рисунок 2>, подчеркивая этим важность мужского воспитания, так как в семейном коллективе ДОУ трудятся женщины.

В ходе разработки циклов практических занятий “Шпаргалка для взрослых” и “Взгляни на себя глазами ребенка” проводим киновидеотренинги, дискуссии, практические консультации с использованием современных аудиовизуальных средств и новейшей технологий. Все наши задумки позволяет реализовать центр детских образовательных проектов ЗАО “Новый диск” (г. Москва), экспериментальной площадкой которого мы являемся и грантовая поддержка, выделенная администрацией г.Чебоксары за 3 место в городском конкурсе проектов “Территория детства”.

В детском саду начата оборудование сенсорной комнаты для релаксации и отдыха, снятия эмоционального и телесного напряжения. Детско-родительские сеансы, мини-тренинги для детей и всех членов коллектива проводит педагог-психолог ДОУ, она владеет современными психотехниками, является тренером Международной ассоциации трансперсональной психологии, в 2008 году удостоена гранта президента Чувашской Республики как лучший педагогический работник.

Сенсорная комната будет открыта и для посещения детьми и их родителями, не охваченными дошкольным образованием, мы сможем приглашать детей из других образовательных учреждений.

Эта работа большая и требует усилий и активного участия каждого члена двух больших семей, где все имеют свои права и обязанности и вносят свою лепту в создание благотворного ландшафта детской души <Приложение 3>. Наша маленькая семья взаимодействeут и с другими социальными структурами, которые преумножают наши возможности: лечебно-оздоровительные учреждения, психологические центры, учреждения образования и центр детских образовательных проектов “Новый диск”.

Мониторинг проекта.

Определить качество реализации проекта (в качественном и количественном измерениях) на промежуточном и конечном этапах, своевременно внести необходимые коррективы нам позволяет мониторинг, основными задачами которого являются:

– проследить динамику сформированности у ребенка и взрослого представления о собственном внутреннем и внешнем мире, совместной деятельности в общем пространстве,

– определить степень освоения педагогами и родителями современных методов воспитания,

– проследить динамику сближения взрослых и детей, переориентации поведения детей.

Нами разработаны критерии и показатели оценки, подобраны методики сбора информации.

Критерии оценки

Показатели оценки

Методики сбора информации

Положительное эмоциональное восприятие окружающего мира

Снижение уровня тревожности детей и взрослых

Комфортная эмоциональная обстановка в ДОУ:

– уровень тревожности,

– уровень страхов,

– невротические симптомы детей,

– уровень самооценки,

– степень уверенности в себе взрослых и детей

Эмоциональное состояние детей и взрослых

– “Выбери нужное лицо” (В.Амэн, М.Дорки и др.),

– проективные рисуноч.тесты,

– тест САТ,

– опросники, наблюдения,

– ДАТ Г.Мюррея

– контурный тест (Э.Крис)

Установление типа воспитания в семье, педагогической акцентуации родителей Эмоциональное принятие родителями ребенка:

– уровень доверия к нему,

– поощрение его личностных качеств

– осознание ребенком себя как полноправного члена семьи

Детско-родительские отношения

– опросник ОРО (А.Я.Варга, В.В.Столин),

– анкетирования,

– опросники

Составление предварительного портрета семьи Оптимальный эмоциональный контакт между всеми членами семьи ребенка

Семейные взаимоотношения

– опросник АСВ (детский вари-

ант Эйдемиллера, Юстискас)

Выявление коммуникативной установки взаимодействия педагогов с детьми Установка педагогов на личностно-ориентированную модель поведения

Стиль взаимодействия педагогов и детей

– опросники, наблюдения,

– анкетирования,

– проективные рисуноч.тесты,

– м-д незакончен. предложений

Определение уровня эффективности взаимодействия педагога с родителями Выраженная ориентированность педагога на личностную модель взаимодействия с родителями

Стиль общения педагога с родителями

– опросник В.Г.Маралова, В.А.Ситарова; анкетирования,

В течение 2-х лет мы шли к идее создания проекта, собирали информацию; на семинарах, тренингах, “Школе личностного роста” готовили родителей, педагогов и весь персонал, приглашали грамотных специалистов.

Каждый член коллектива, начиная с руководителя и заканчивая младшим персоналом, всей душой проникся отношением двух миров.

В 2008 году проект ДОУ стал победителем городского конкурса “Территория детства” и удостоен гранта. Благодаря грантовой поддержке уже сегодня мы в полную силу воплощаем идеи проекта “Сближение двух миров”.

img2.JPG (20031 bytes)

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3