Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

"Звук и буква З"

Разделы: Преподавание в начальной школе


Цели урока:

  • Познакомить детей со звуком З-Зь и буквой З.
  • Уточнить артикуляцию и характеристику звуков З-Зь
  • Закрепить зрительный образ буквы З.
  • Развивать фонематическое восприятие, навыки звукослогового анализа слов.
  • Развивать внимание, восприятие, мышление.
  • Воспитывать умение слушать, работать в коллективе.

Оборудование:

  • Картинки: заяц, мышка, лягушка, лиса, волк, медведь.
  • Карточки с рисунками, конверты с заданиями, записи на доске, образцы буквы З, звуковая дорожка для речевого дыхания, звуковые  схемы слов, компьютер, профиль звука З, сказочный замок.
  • Паровозики для разбора слов по слогам? Звуковые схемы слов.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Оргмомент: Знакомство с первым героем занятия

Ребята! У нас на занятии сегодня гости. И мы отправляемся в путешествие на поезде к сказочному замку.

1. Но, чтобы наш поезд тронулся, мы должны отгадать имя первого сказочного героя, который сядет в 1-й вагон. А поможет нам в этом загадка.

Кто сидит среди травы ?
Уши выше головы! (Заяц)

Подготовка к знакомству с темой занятия через выделение первых звуков в словах

А на какой звук начинается имя нашего героя? (на звук З).

Работа с речевым профилем:

Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

И со звонким ветерком

Звонко Ззз… произнесём.

З заливисто звенит,

Звонко З в словах звучит:
Зайка, зонт, звонок, загадка,
Зал, значок, звезда, зарядка!

Работа над развитием речевого дыхания (схема звуковой волны висит на доске)

2. В следующем вагоне поедет Мышка. Но чтобы мышку посадить, нужно выполнить следующие задания:

Соотнесение звуков З – З’ с буквой З.

Образец буквы З висит на доске и картинки с изображением замка и зайца.

Буква З.

“З” – завиток на завиток.
“З” – закрывается замок.
“З” – змейка в зарослях ползёт.
“З” – заинька морковь грызёт.

Формулирование темы и цели занятии:

Тема нашего занятия – Звук и буква З

Цель: выделять звуки З,Зь в слогах и словах.

II. Основная часть

Задания:

1). Найти буквы З на листе бумаги среди других букв.

2). Выложить букву З по образцу (на карточках).

3. Вместе с Мышкой в этом же вагоне едет и Лягушка.

А она вам приготовила задание на компьютере – произнести чистоговорки:

Развитие звукового анализа на уровне слога.

зо, зу, зы, за – забрела в наш лес коза

зы, за, зо, зу – волк увидел ту козу

зу, за, зо, зы – испугался волк козы

4. Физминутка проводится стоя:

На двери висит замок.
Кто открыть его бы смог?
Потянули, покрутили,
Постучали и открыли!

Развитие звукового анализа на уровне слова

5. В следующем вагоне едет у нас Лиса. Задание:

С картинками, которые лежат на тумбочке, вам нужно навести порядок – разделить слова на слоги и расставить их в нужный вагон.

6. В этот же вагон сел волк с красивым цветком, в названии которого есть звук З. Это цветок – роза. Ребята, где находится этот звук, в начале, в середине или в конце слова? Составьте звуковую схему слова РОЗА.

7. И последним сядет в вагон Медведь. Он привёз вам картинки. Нужно раскрасить только те, которые начинаются на букву З.

III. Итог занятия

Вот и подходит к концу наше путешествие! И все наши сказочные герои собрались у замка.

Мы трудились и играли
Всем зверюшкам помогали.
А теперь – ответь скорей:
Что же было всех трудней?

Ребята, давайте расселим наших героев по этажам. Те герои, в названии которых 1 слог – на 1-й этаж, 2 слога – на второй этаж, 3 слога – на 3 этаж.

Какие задания вам понравились?
Вспомните, а какие ещё были задания?