Разработка урока "Составление алгоритмов, содержащих ветвление"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • Способствовать развитию алгоритмического мышления через составление блок-схем.
  • Способствовать воспитанию информационной культуры через различные способы представления информации: в виде блок-схемы, на алгоритмическом языке, математическом языке, а также воспитанию аккуратности при выполнении чертежей
  • Закрепить навык анализа готового алгоритма
  • Научить составлять блок-схемы алгоритмов, содержащих ветвление

Тип урока: Отработка практических навыков

Техническое оснащение: компьютер учителя с проекционной системой, компьютеры учеников

Методическое оснащение: учебник Г.Семакина, Е. Хеннера «Информатика. Задачник-практикум 1», электронные тесты на два варианта, выполненные в Microsoft Excel 2003, презентация «Составление алгоритмов с ветвлением», выполненная средствами Microsoft Power Point 2003.

Программное обеспечение: Пакет Microsoft Office 2003

Тесты необходимо установить на компьютеры школьников по вариантам, презентацию – на компьютер учителя.

Ход урока:

  • I этап – мотивационно-ориентировочный: разъяснение целей учебной деятельности учащихся на уроке.
  • II этап – подготовительный: актуализация опорных знаний.
  • III этап – основной: Отработка практических навыков.
  • IV этап – постановка домашнего задания.
  • V этап - подведение итогов урока и выставление оценок.

I этап – мотивационно-ориентировочный

Приветствие, подготовка рабочего места, целеполагание, мотивация

<Приложение1>

Учитель: Цель сегодняшнего урока – научиться строить алгоритмы, используя конструкцию ветвления(см слайд №1). Запишите в тетради тему урока «Составление алгоритмов, содержащих ветвление». Если вы хотите хорошо программировать, решать сложные задачи, вы должны будете применять в составлении алгоритмов ветвление – а в более широком смысле, выбор в зависимости от сложившихся обстоятельств. В качестве эпиграфа к уроку я взяла картину известного художника Виктора Васнецова – «Витязь на распутье» (см. сдайд №2). Надпись на камне, перед которым склонил голову витязь, соответствует былинным текстам, но видна не полностью. Васнецов писал: «Как пряму ехати — живу не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью..».

Насколько витязь ограничен в своём выборе? Какой путь он выберет? Насколько мы с вами будем ограничены в выборе при составлении условий и ветвления? Как составить условие, чтобы найти правильный и короткий путь? Для решения конкретной задачи может быть составлен однозначный алгоритм или каждый придумывает алгоритм по-своему? Давайте ответим на эти вопросы.

II этап – актуализация опорных знаний и проверка домашнего задания

Проверка домашнего задания осуществляется учащимися на компьютере в виде электронного теста на 2 варианта <Приложение2> и <Приложение3>. В каждом варианте по 5 заданий. Время выполнения теста 5 минут. Особое внимание – способу выбора правильных ответов через выпадающий список. Первый лист – вопросник, второй лист – оценка. Чтобы увидеть второй лист, нужно дать команду Формат, Лист, Отобразить лист, Лист2, Отобразить. Чтобы его убрать – активировать Лист2, Формат, Лист, Скрыть лист. Пароль на изменение содержимого ячеек – 1.

III этап – отработка практических навыков

Учитель: Работаем с учебником Семакина и Хеннера «Задачник-1», стр229. Задачи №1-№4, кто работает быстро, можно решать дальше (см. слайд №3)

Задача №1 (см. слайд №4) Даны три действительные числа. Возвести в квадрат те из них, значения которых неотрицательны, а в четвёртую степень – отрицательные.

Ответим на вопросы: (см. слайд №5)

Что дано?

Какими переменными обозначим данные?

Что надо найти?

Какими переменными обозначим результат?

Как будем находить результат?

Как на математическом языке обозначить неотрицательные числа?

Итак, начало алгоритма может быть таким… (см. слайд №6). Все чертежи выполняйте аккуратно, используя линейку и карандаш. В блоке начало вписываем название задачи одним словом, отражающим суть задачи.

Дальше блок-схему составляем в тетради самостоятельно. Проверим себя (см. слайд№7)

Можно ли в алгоритме взять другое условие? Составьте блок-схему, в которой условие взято наоборот (см. слайд №8). Сравните получившиеся блок-схемы (см слайд №9)

Задача №2.(см. слайд №10) Даны две точки А(x1,y1) и В (x2,y2) . Составить алгоритм, определяющий, которая из точек находится ближе к началу координат.

Как бы вы стали решать такую задачу на геометрии? Самостоятельно сделайте чертёж к задаче – нарисуйте декартову систему координат, точки. Подумайте, какая теорема вам поможет решить задачу? Проверим себя (см. слайд №11)

Самостоятельно начинаем рисовать блок-схему к задаче №2. Проверим себя (см. слайд №12 и №13)

Задача №3. (см. слайд №14) Даны два угла треугольника (в градусах). Определить, существует ли такой треугольник. Если да, то будет ли он прямоугольным?

Проанализируем задачу (см. слайд №15):

Какими переменными обозначим величину углов треугольника?

Как составить условие существования треугольника по двум углам на математическом языке?

Итак, начало алгоритма может быть таким: (см. слайд №16)

Проанализируем алгоритм №3 (см. слайд №17):

Какой будет результат, если значения h и c будут равны 0?

Как исправить алгоритм, чтобы при h=0 и c=0 алгоритм тоже работал?

В некоторых случаях можно использовать составные условия, в которых используются связки или и и. Составное условие с или ложно только в одном случае, когда ложны все простые условия, входящие в его состав. Составное условие и истинно только в одном случае, когда все простые условия входящие в его состав истины. В противном случае составные условия ложны. (см. слайд №18)

Изменим начало алгоритма №3 (см. слайд №19)

Проведём дальнейший анализ задачи №3 (см. слайд №20)

Как по двум углам определить, является ли треугольник прямоугольным?

Рассмотрим всевозможные случаи комбинации двух углов. Например:
45° и 45°
30° и 60°
90° и 30°

Как записать условие существования прямоугольного треугольника по двум углам? (см. слайд №21)

Дополним самостоятельно алгоритм новым уточнением в виде того условия, которое вам понравилось больше (см. слайд №22) Проверим себя (см. слайд №23, №24, №25)

IV этап – постановка домашнего задания

Домашнее задание на 2 уровня: составить алгоритм по опоре, составить алгоритм самостоятельно и несколькими способами

Запишите домашнее задание к себе в тетрадь. (см. слайд №26, №27)

V этап – подведение итогов урока и выставление оценок

Вернёмся к вопросам, которые я задавала в начале урока (см. слайд №28). Как составить условие, чтобы найти правильный и короткий путь? Для решения конкретной задачи может быть составлен однозначный алгоритм или каждый придумывает алгоритм по-своему?

Вывод по уроку: (см. слайд № 29)

При составлении условия важна тщательная проверка всех случаев значений переменных, иначе алгоритм в общем виде будет работать неправильно

Можно использовать составные условия

Для решения одной и той же задачи могут быть составлены различные алгоритмы

Процесс программирования – творческий процесс

Спасибо за урок (см. слайд № 30)

Источники:

  1. Г. Семакин, Е. Хеннер «Информатика. Задачник-практикум 1», Москва, «Лаборатория базовых знаий», 2001г
  2. О. Ефимова, В. Морозов, Н. Угринович «Курс компьютерной технологии с основами информатики», Москва, «АСТ. ABF», 2000г
  3. В. Молодцов, Н. Рыжикова, Т. Головко «Репетитор по информатике», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004