Литературное кафе "…Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались…"

Разделы: Литература


Цели и задачи:

  1. Познакомить учащихся с жизнью и художественным миром бардов, поэтов-романтиков 60-х – 70-х годов ХХ века.
  2. Углубить представления учащихся о вопросах чести, долга, любви.
  3. Развитие восприятия поэтических музыкальных произведений.
  4. Воспитание активной гражданской позиции.

Сценарий

В актовом зале звучит музыка. Оформление зала: альбомы о жизни и творчестве бардов, стенгазеты.

В глубине сцены – экран.

Участники сидят в зале за небольшими столиками, на которых подсвечники, конфеты, фрукты, кофе.

1 ведущий: Добрый день, друзья!

2 ведущий: Здравствуйте, мы рады приветствовать вас.

1 ведущий: Сегодня в нашей гимназии, самой лучшей гимназии всех времен и народов, открывается литературное кафе “Огонек”.

2 ведущий: Вы спросите почему “Огонек”? Да потому что огонек – это свет, тепло, настроение, надежда.

1 ведущий: Существует выражение “зайти на огонек”. И люди всегда идут туда, где их ждут, где их поймут, где им всегда рады.

2 ведущий: Сегодня мы будем говорить об авторской песне, о поэтах-романтиках 60-х – 70-х гг. прошлого столетия.

1 ведущий:

Нам с годами ближе
Станут эти песни,
Каждая их строчка
Будет дорога…

А. Городницкий

На экране фотоподборка портретов бардов.

Юрий Визбор

Ученик 1: В середине прошлого века в русской поэзии возникло новое соцветие. И создали его барды, поющие поэты. Авторы стихов и музыки своих песен. Именно в этом жанре реализовали свой поэтический талант Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Юрий Визбор, Александр Галич и другие.

Ученик 2: Кто первый взял в гитару и, подойдя к микрофону, стал не читать стихи, а петь их? Многие полагают: Окуджава, еще чаще говорят: Высоцкий. У людей есть основание думать так. Но если быть точным, то у истоков современной песенной лирики стоит Юрий Визбор.

На экране фотопортрет Юрия Визбора и цитата: “В инее провода, /В сумерках города./ Вот и взошла звезда, / Чтобы светить всегда…”

Ученик 3: Юрий Иосифович Визбор родился в Москве в 1934 году, жил в районе Сретенки, замечательно воспетой им в песнях. Учился в Московском Государственном Педагогическом институте, по окончании преподавал русский язык и литературу.

Ученик 4: Друзья шутили: “У Визбора даже гитара смеется”. Через десятилетия пронес он эту свою улыбку. Рядом с элегической печалью Окуджавы, рядом с гневным напором Высоцкого не повторялась искрящаяся улыбка Визбора, и песни его узнаваемы именно по отсвету смеха.

Звучит песня “Ты у меня одна”.

Ученик 5: Он – поэт товарищества, поэт тесных человеческих связей. Герой Визбора всегда в связке, в цепочке. Он певец мужской доблести. Его герой – человек с рюкзаком и ледорубом, человек на крутом склоне, на палубе, за штурвалом взмывающего самолета.

Ученик 6: Песни Юрия Визбора бытуют в живой памяти людей, их поют в студенческих общежитиях, у костров, на зимовках, кубриках и кают-компаниях.

Звучит песня “Милая моя” (исполняют учащиеся).

1 ведущий: Певец – сакральная фигура у всех народов: у кельтов – барды, у славян – бояны, у народов Кавказа – ашуги, а в Средней Азии – акыны. Часто налегке, с одной гитарой или каким-либо другим музыкальным инструментом уходили они в путь.

2 ведущий: Одним из них был Булат Шалвович Окуджава.

На экране фотопортрет Булата Окуджавы и цитата: “Совесть, благородство и достоинство –/ Вот оно святое наше воинство. / Протяни ему свою ладонь, / За него не страшно и в огонь”.

Ученик 7: Булат Шалвович Окуджава родился 9 мая 1924 года в Москве. С 1945 по 1950 год учился на филологическом факультете Тбилисского университета. По окончании преподавал русский язык и литературу в сельской школе. Первый поэтический сборник “Лирика” выходит в свет в 1956 году.

Ученик 8: Вскоре Окуджава переезжает в Москву. В кругу московских литераторов приобретают известность многие песни поэта, а вскоре их узнает вся страна. Успех пришел к Окуджаве потому, что он обращался не к массе, а к личности, не ко всем, а к каждому в отдельности.

Ученик 9: Окуджава – музыкант в поэзии. Не только потому, что он поэт, а потому, что музыкальность – это особая природа его стихов.

Когда мне невмочь пересилить беду,
Когда подступает отчаянье,
Я в синий троллейбус сажусь на ходу,
В последний,
Случайный.

Полночный троллейбус, по улицам мчи,
Верши по бульварам круженье,
Чтоб всех подобрать, потерпевших в ночи
Крушенье,
Крушенье.

Полночный троллейбус, мне дверь отвори!
Я знаю, как в зябкую полночь
Твои пассажиры – матросы твои –
Приходят
На помощь.

Я с ними не раз уходил от беды,
Я к ним прикасался плечами…
Как много, представьте себе, доброты
В молчанье,
В молчанье.

Полночный троллейбус плывет по Москве,
Москва, как река, затухает,
И боль, что скворчонком стучала в виске,
Стихает,
Стихает.

Ученик 10: Булат Окуджава вырос на Арбате, который стал символом мира, добра, человечности, благородства. Поэт открыл заново Москву, не парадную, не “кипучую, могучую”, а таинственный город, несущий в себе память о простых людях и об их судьбах.

На экране подборка фотографий старого Арбата.

Ученик 11: Арбат – небольшая улочка, которую можно пройти за несколько минут. Но мы видим: как ни дорога автору именно эта улица, речь идет о чем-то более значительном, чем уголок старой Москвы. Речь о высших ценностях, об истинных идеалах, наполняющих жизнь духовным содержанием.

“Песенка об Арбате”

Ученик 12: С “арбатского двора” вышел Окуджава и к теме войны. Поэт писал: “Все мои стихи не столько о войне, сколько против нее”. Бытует мнение, что лучшее в человеке проявляется на войне, а в мирное время остается только мечтать о подвиге, о героизме. Окуджава сделал точкой отсчета мир, мирную жизнь.

Песня “Ах, война, что ты, подлая, сделала…”

Ученик 13: 70-е годы прошлого века. В творчестве Булата Окуджавы разнообразнее стали ритмы, обогатился арсенал композиционных приемов. Картины стали пластичнее и живописнее. Широк стал эмоциональный и смысловой спектр лирики.

Песня “Давайте восклицать” (исполняют учащиеся).

Песня “Пожелание друзьям”.

Ученик 14: Последние произведения поэта полны раздумий о самых острых вопросах, стоящих перед человечеством.

1 ведущий: Ходят по стране песни. Они передаются из уст в уста. Их поют студенты и педагоги, физики и лирики.

2 ведущий: Ходят по стране песни и В.С. Высоцкого. Чем же они привлекательны, в чем их прелесть.

На экране фотопортрет Владимира Высоцкого и цитата: “Чтоб не было следов, повсюду подмели…/ Ругайте же меня, позорьте и трезвоньте: / Мой финиш – горизонт, а лента – край земли, / Я должен первым быть на горизонте!”

Ученик 15:Их сила в оптимизме, в лиричности, сердечности. Они согреты добрым юмором. В них много света, надежды. Нигде не опубликованные, никем не записанные, не разрекламированные радио и телевидением, они “ходят по стране”.

Ученик 16: Л. Фризман, доктор филологических наук, писал: “Наше время выдвинуло трех выдающихся поэтов-бардов. Это Булат Окуджава, Владимир Высоцкий и Александр Галич. При всей несхожести их сближает главное: каждый отстаивал человека”.

Ученик 17: Если Окуджава – музыкант в поэзии, то Высоцкий в поэзии актер, несравненный мастер перевоплощения. В творчестве Владимира Семеновича преобладают песни-монологи (от своего имени, от лица реальных персонажей, вымышленных, от имени микрофона, Яка-истребителя. Хотя в них может присутствовать и разговорно-диалогическое начало).

Ученик 18: У каждого из нас свой Высоцкий: одним по душе его исповедальный лиризм, другим – мужественная романтика, третьим – едкая сатира. Особую тематическую группу составляют шуточные песни. Шуточность присуща почти всем песням Высоцкого, что не исключает при этом их глубины и серьезности.

Песня “Диалог у телевизора”.

Ученик 19: Чем беспощаднее сатирик, тем отчетливее проступает в его творчестве образ того идеала, с позиций которого ведется критика общества. Поэт, смело и открыто заявивший своим соотечественникам: “Нет, ребята, все не так”, был постоянно занят поиском истинных ценностей.

1 ведущий: В наше время в статьях можно прочесть о том, что Высоцкий “вышел из Галича”. Действительно, Галич являлся самым старшим из классиков своего жанра, и в этом смысле годился Высоцкому в отцы.

2 ведущий: Но оба дебютировали в жанре авторской песни почти одновременно, а затем их художественные принципы формировались синхронно.

На экране фотопортрет Александра Галича и цитата : “Когда я вернусь, / Я войду в тот единственный дом, / Где с куполом синим не властно / соперничать небо…”

Ученик 20: Судьба Александра Галича (1918-1974) – еще одно свидетельство причастности жанра авторской песни к подлинной и высокой поэзии. Галич реализовался как поэт в результате позднего неожиданного обращения к “гитарному типу” стихотворства.

Ученик 21: Гинзбург Александр Аркадьевич (литературный псевдоним Александр Галич) родился 19 октября 1918 года в Днепропетровске. В 1940 году поступил в Московский театр-студию. С 1955 – Член Союза писателей. Исключен в 1971 году. С 1958 года – Член Союза кинематографистов, исключен в 1972 году.

Ученик 22: Уже тогда в 1972 году стало ясно, что отъезд неизбежен. Его домашние концерты носили характер прощания. Драматург Василий Коростылев, друг поэта, вспоминает: “Я впервые не видел, а чувствовал, как человек прощается. Он хотел оставить голос, глаза, переполнявшую его в тот вечер нежность. Обычно прощаются, стараясь забрать, унести с собой. А он оставлял. И не на память, а на жизнь.

Когда я вернусь,
Я пойду в тот единственный дом,
Где с куполом синим не властно соперничать небо.
И ладана запах, как запах приютского хлеба,
Ударит меня и заплещется в сердце моем,
Когда я вернусь.
О, когда я вернусь!

Когда я вернусь,
Засвистят в феврале соловьи
Тот старый мотив – тот давнишний, забытый, запетый.

И я упаду,
Побежденный своею победой,
И ткнусь головою, как в пристань, в колени твои!
Когда я вернусь.
А когда я вернусь?

Ученик 23: Окуджава – музыкант в поэзии, Высоцкий – актер, а Галич – живописец. Несколькими мазками он создает картину. И видишь ее, и нельзя забыть.

“Песня про велосипед”.

Ученик 24: Безусловно, талант ведет художника по жизни, диктуя ему выбор темы. Друг, друзья, дружба для авторской песни слова особо значимые, ибо сам жанр этот сформировался в дружеских кругах и компаниях. У каждого из классиков жанра свое решение этой лирической темы.

Ученик 25: У Окуджавы дружба – чудесный источник душевной щедрости. У Высоцкого дружба – это мужественная верность идеалам, а друзья – важнейшая опора человека. Галич раскрыл еще одну грань самого феномена дружбы, грань трагическую: действительно, дружба – это еще и постоянные потери.

Стихотворение “Уходят друзья”.

Ученик 26: Чтобы открыть книгу Галича, поставить в магнитофон его кассету, нужно мужество. Ведь это не чужая, а наша история и наша боль.

Ученик 27: Чтобы излечиться, надо знать правду. “Спрашивайте, мальчики!” – призывал Александр Галич. И мы продолжаем спрашивать, читая его стихи, слушая песни.

Стихотворение “Старатели”.

На экране подборка фотографий современных фестивалей бардовской песни.

1 ведущий: Знаете ли вы современных бардов?

2 ведущий: Поете ли вы сами под гитару?

Выступление гостей.

1 ведущий: Если вам будет трудно, если вам когда-нибудь станет грустно и одиноко,

2 ведущий: если захочется послушать хорошую музыку и замечательные стихи,

1 и 2 ведущие: заходите к нам на огонек!

Звучит песня О. Митяева “Изгиб гитары” (поют все).

Литература

  1. Анненский Л.А. Барды. М., 2000.
  2. Беленький Л.П. Возьмемся за руки, друзья! // Рассказы об авторской песне. М., 1990.
  3. Некрасов Е. Шесть вечных струн. М., 1990.
  4. Памяти Булата Окуджавы (1924-1997) // Литературное обозрение 1998, №3.
  5. Попова Т.В. Современные авторские песни городской молодежи // О песнях наших дней. М., 1969.
  6. Фризман Л.Г. С чем рифмуется слово “истина”? – О поэзии А. Галича. СПб, 1992.

Презентация