Алгебра логики на практике

Разделы: Информатика


Вид урока: урок систематизации и обобщения изученного материала (обобщающий).

Тип урока: комбинированный.

Технология: личностно-ориентированная.

Время проведения: пятый урок по теме “Основы логики”.

Цели: Развить умения применять законы логики и правила преобразования сложных логических выражений при решении практических логических задач.

Задачи урока:

Развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимательности.

Обучающие:

  • углубление, обобщение и систематизация приемов решения логических задач;
  • формирование умения применять полученные знания на практике.

Воспитательная: развитие познавательного интереса, логического мышления.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный, практический.

Организационные формы работы: фронтальная, групповая и индивидуальная.

Материально-техническая база:

  • презентация “Алгебра логики на практике”; (Приложение 1);
  • комплекс: мультимедиа;
  • плакаты “Основные законы алгебры логики”, “Таблицы истинности логических операций”;
  • бланк для проведения логического диктанта (Приложение 2);
  • раздаточный материал «Законы алгебра логики» (Приложение 3).
  • Протокол расследования (Приложение 4)
  • Раздаточный материал для разминки (Приложение 5)
  • Буклет по теме «Алгебра логики» (Приложение 6)
  • Решение задачи (Приложение 7)

План урока

Содержание этапа урока

Время

Вид и формы работы

1. Организационный момент

1 мин

Приветствие

2. Мотивационное начало урока

 5 мин

Постановка цели урока.

3. Актуализация знаний

5 мин

Использование слайдов, работа с (Приложением 5)

4. Решение логической задачи

15 мин

Решение по этапам (Приложение 1), оформление протокола (Приложение 4)

5. Этап систематизации, обобщения изученного

5 мин

Диктат (Приложение 2)

6. «Зарядка для ума»

5 мин.

Формы мышления. (Приложение 1)

7. Компьютерный эксперимент

 

Обработка данных на компьютере

7. Подведение итогов, домашнее задание

4 мин.

Работа в тетради

Ход урока

1. Организационный момент.

Для урока подготовлена презентация с помощью Power Point с целью визуализации информации по ходу обобщения материала. (Приложение 1)

На доске (Приложение 1, слайд 1)

На партах детей разложены:

Учитель приветствует детей.

2. Мотивационное начало урока.

(Во время урока обыгрывается логическая задача по определению внешности преступника, на основании свидетельских показаний. Можно ребятам предложить ролевую игру, в течении урока быть оперативными работниками).

Учитель: На прошлых занятиях мы знакомились с логическими выражениями, функциями, учились преобразовывать логические выражения с помощью логических законов. Умеем строить таблицы истинности и определять истинность того или другого логического выражения. Познакомились с построение таблиц истинности с помощью компьютера в среде электронных таблиц «Excel».
Сегодня мы продолжим работу по знакомству с алгеброй логикой, ее практическим применением.

Наш урок начну со слов Джона Лока (Приложение 1, слайд 2).

(Далее зачитывается текст телеграммы (Приложение 1, слайд 3); показание свидетелей (слайд 4))

Вопрос: «Каким был нарушитель?» (слайд 5)

Учитель: Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте вспомним ключевые вопросы алгебры логики. (Приложение 1, слайд 6)

Приложение 5, ребята в нем работают самостоятельно.

(Правильное решение представлено на слайде 6, Приложение 1)

3. Актуализация знаний

Учитель: Теперь нам предстоит, очень ответственная работа – найти преступника. Все свое расследование вы фиксируете в протоколе (Приложение 4)

4. Решение логической задачи

(Ребята работают в протоках по этапам, сверяя свои результаты с результатами представленными на слайдах (с 7 слайда по 16 лайд), также в ходе работы используя Приложение 3 и Приложение 6)

5. Этап систематизации, обобщения изученного.

(Из учащихся класса формируется две группы).

Задание 1 группе (ведет обработку данных на 5 и 6 этапе урока)

Построить таблицу истинности с помощью компьютера в среде электронных таблиц «Excel», для определения истинности полученной логической функции.
Задание 2 группе

(Приложение 2), (Приложение 1, слайд 17)

Диктант: Заданы простые высказывания о погоде. Из них составлены сложные высказывания. Записать их формулами алгебры логики.

N

Ветер северный

T

Температура плюсовая

S

Ветер южный

I

На деревьях иней

D

Идет дождь

U

На улице туман

C

Идет снег

P

Небо пасмурное

M

На улице мороз

Z

Налипание снега на провода

O

На улице оттепель

G

На дорогах гололедица

  1.  «На улице мороз, небо пасмурное, но снег не идет»;
  2. «На улице температура плюсовая и туман или на деревьях иней»;
  3.  «Если северный ветер или идет снег, то на улице мороз»;
  4. «На дорогах нет гололедицы, если дует северный ветер при морозе»;
  5. «На улице оттепель или на деревьях иней, если температура плюсовая»;
  6. «Для того, чтобы шел дождь или снег, необходимо наличие пасмурной неба»;
  7. «Для появления на деревьях инея или налипания снега на проводах, достаточно пасмурного неба и оттепели»;
  8. «Для гололедицы на дорогах необходимо и достаточно наличие плюсовой температуры при северном ветре и тумане»;
  9. «Если дует южный ветер и на улице оттепель, то на деревьях иней, на улице туман и на дорогах гололедица»;
  10. «На улице туман или на деревьях иней может быть тогда и только тогда, когда на улице оттепель».

6. «Зарядка для ума»

Работает только группа 2 (если 1 группа освободились присоединяются)

Приложение 1, слайд 18-21

7. Подведение итогов, домашнее задание

Приложение 1, слайд 22-25;

Приложение 7 (полное решение задачи без преобразований)

Литература:

  1. Н.Н Угринович, Информатика и ИКТ: Учебник для 10-11 классов.
  2. А.С.Есипов Информатика учебник по базовому курсу.
  3. А.С.Есипов Информатика задачник по базовому курсу.
  4. Л.Л. Босова, А. Ю. Босова, Ю.Г. Коломенская; Занимательные задачи по информатике.