Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Тема урока: "Экономическая сфера"

Разделы: Преподавание истории и обществознания


Цели урока:

Образовательная. Сформировать у учащихся научное представление о современной экономической сфере.

Воспитательная. Воспитание идентичности, гражданской ответственности.

Развивающая. Развитие личности ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации.

Задачи урока:

  1. Дать объективный анализ экономической сферы.
  2. Сформировать представления об экономических системах в современном мире.
  3. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства.

Тип урока:Урок изучения нового материала.

Продолжительность урока: 40 минут.

Структура урока:

  1. Входной контроль.
  2. Изучение нового материала.
  3. Завершающий контроль.
  4. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

Используемые технологии: Информационно-коммуникативная технология и модульное обучение.

В этой подтеме обучающиеся получают общее представление об экономике, знакомятся с ее основными характеристиками. В ней раскрывается связь между экономикой и государством. Рассматриваются типы экономических систем.

Основные понятия темы:

Экономика, экономическая сфера, экономическая система, микроэкономика, макроэкономика, производство, предпринимательство, рыночная экономика.

Обучающиеся должны знать, что:

  1. Экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства, т. е совокупность всех средств, предметов, вещей материального и духовного мира, созданная и используемая человеком система жизнеобеспечения. Экономика – это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях между людьми в процессе хозяйствования.
  2. Производство – стоит на «трех китах» - рабочая сила, предметы труда и средства труда.
  3. Научно- технический прогресс – это взаимодействие техники и науки в процессе совершенствования производства.
  4. Ресурсы – это вспомогательные средства.
  5. Факторы производства – это основные группы ресурсов, используемых в процессе производства.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1. экономика;
  2. научно- техническая революция;
  3. рабочая сила;
  4. средства труда;
  5. предметы труда;
  6. экономически система;
  7. рыночная экономика;
  8. рынок;
  9. спрос;
  10. предложение;
  11. равновесная цена;
  12. деньги;
  13. налог;
  14. государственный бюджет.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять свою точку зрения;
  2. объяснять суть экономических систем;
  3. аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Занятие целесообразно начать с определения цели урока и основных задач. Обучающимся предлагается самостоятельно определить цель урока исходя из основных умений и знаний. (2 минуты) Изучение темы строится на основе учебных элементов:

  1. Входной контроль. (4 минуты)
  2. Экономика как система. (5 минут)
  3. Характеристика экономических систем. (7 минут)
  4. Экономика и производство. (6 минут)
  5. Роль государства в экономике. (5 минут)
  6. Человек в мире экономических отношений. (5 минут)
  7. Завершающий контроль. (4 минуты)
  8. Рефлексия. (2 минуты)

План изучения нового материала.

  1. Экономика как система.
  2. Экономика и производство.
  3. Характеристика экономических систем.
  4. Роль государства и экономики.
  5. Человек в мире экономических отношений.

Входной контроль. (4 минуты)

На этапе входного контроля, происходит актуализация знаний. Учащиеся должны вспомнить с помощью схемы основные подсистемы общества, дав им характеристику.

Рисунок 1

Далее занятие продолжается с помощью фронтального опроса.

  1. Каковы основные сферы жизни общества?
  2. Что включает в себя экономическая сфера?
  3. Какую роль играет экономика в жизни людей?
  4. Как связаны между собой подсистемы общества?

Ответы учащихся строятся с учетом словаря урока. Приложение №2

Учащимся предлагается провести игру с понятиями «Кто самый Умный?».

В этой игре используется слайд презентация, которую приготовили сами обучающиеся по опережающему домашнему заданию, разделившись по группам.

В конце игры учитель подводит итоги по основным понятиям урока.

Экономическая сфера общества — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и главнейшим фактором, определяющим их специфику, является способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Формы организации хозяйственной деятельности называются экономическими системами. Экономические системы различаются типами собственности на средства производства, способами координации хозяйственной деятельности людей, уровнем технического развития, характером экономических отношений.

Понятие «экономика», появившееся во времена Аристотеля в Древней Греции, объединяет два слова: «хозяйство» (эйкос) и «закон» (номос) и может быть истолковано как «искусство ведения хозяйства» или «хозяйствование по законам».

Экономика, понимаемая как хозяйство, — это созданная людьми система использования и преобразования разных ресурсов, средств, имеющихся в окружающей среде, с целью производства благ, удовлетворяющих потребности человека, общества, государства. Экономика есть также совокупность средств, применяемых при производстве нужных человеку благ, способы их создания и отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления благ. Экономическая наука призвана отвечать на фундаментальные вопросы: «что производить», «как производить», «для кого производить», «каким образом использовать произведенный товар», «как согласовать производство и потребление».

Собственность — это принадлежность объектов определенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми. Собственник (субъект собственности) представляет активную сторону отношений собственности.

Объект собственности— пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, которые принадлежат собственнику.

Изучение нового материала.

Экономика как система.

Без людей не может быть никакой экономики. Экономика возникла вместе с человеком и развивается для человека, оказывая влияние на развитие человеческой личности.

Экономика — порождение и результат сознательного воздействия человека на природу во имя получения средств существования. Часто говорят, что экономика — взаимодействие человека с окружающей средой в интересах развития человека и общества в целом.

Объяснение экономической системы учитель строит с учетом опорной таблицы, расположенной на слайд презентации.

Рисунок 2

Формы организации хозяйственной деятельности людей называют экономическими системами, которые отражают отношения между экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономические системы различаются формой собственности на средства производства, уровнем технического развития, способами координации хозяйственной деятельности людей и предприятий.

Основными формами, типами экономических систем являются:

  • директивная (или как еще называют — централизованная, административно-командная),
  • на основе экономических интересов —рыночная,
  • традиционная — в соответствии со сложившимися традициями;
  • смешанная, сочетающая черты нескольких форм и характерная для переходного периода.

Характеристика экономических систем. Работа в группах .

Каждая группа дает характеристику основным типам экономических систем, основываясь на основных вопросах экономики. Обучающиеся выявляют положительные и негативные стороны экономических систем.

  • 1я группа. Рыночная экономика.
  • 2я группа. Командно – административная экономика.
  • 3я группа . Смешанная экономика.
  • 4я группа. Традиционная экономика.

По итогам работы групп учитель выделяет основные характеристики экономических систем. Административно-командная, централизованная экономика основана на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы производства. Хозяйственные связи, объемы и номенклатура производства товаров и услуг устанавливаются каждому предприятию центральными плановыми органами, подчиненными правительству. Положительное качество данной системы — в ее стабильности, предсказуемости, возможности регулировать не только сферу производства, но и процессы распределения, потребления благ, решать социальные проблемы (хотя и по принципу «уравниловки» — всем понемногу). К недостаткам следует отнести негибкость системы в условиях динамичных спроса и предложения (постоянно возникает дефицит то одних, то других товаров), отсутствие реальных стимулов для инициативы активных людей, невозможность развития предпринимательства.

Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, конкуренции, предпринимательском интересе. Ценовой