Тема урока: "Экономическая сфера"

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Образовательная. Сформировать у учащихся научное представление о современной экономической сфере.

Воспитательная. Воспитание идентичности, гражданской ответственности.

Развивающая. Развитие личности ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации.

Задачи урока:

  1. Дать объективный анализ экономической сферы.
  2. Сформировать представления об экономических системах в современном мире.
  3. Проанализировать взаимосвязь экономики и государства.

Тип урока:Урок изучения нового материала.

Продолжительность урока: 40 минут.

Структура урока:

  1. Входной контроль.
  2. Изучение нового материала.
  3. Завершающий контроль.
  4. Рефлексия.
  5. Домашнее задание.

Используемые технологии: Информационно-коммуникативная технология и модульное обучение.

В этой подтеме обучающиеся получают общее представление об экономике, знакомятся с ее основными характеристиками. В ней раскрывается связь между экономикой и государством. Рассматриваются типы экономических систем.

Основные понятия темы:

Экономика, экономическая сфера, экономическая система, микроэкономика, макроэкономика, производство, предпринимательство, рыночная экономика.

Обучающиеся должны знать, что:

  1. Экономика – это искусство ведения домашнего хозяйства, т. е совокупность всех средств, предметов, вещей материального и духовного мира, созданная и используемая человеком система жизнеобеспечения. Экономика – это совокупность знаний о хозяйстве и связанной с ним деятельности людей, об использовании разнообразных ресурсов в целях обеспечения жизненных потребностей людей и общества, об отношениях между людьми в процессе хозяйствования.
  2. Производство – стоит на «трех китах» - рабочая сила, предметы труда и средства труда.
  3. Научно- технический прогресс – это взаимодействие техники и науки в процессе совершенствования производства.
  4. Ресурсы – это вспомогательные средства.
  5. Факторы производства – это основные группы ресурсов, используемых в процессе производства.

Учащиеся должны понимать, что такое:

  1. экономика;
  2. научно- техническая революция;
  3. рабочая сила;
  4. средства труда;
  5. предметы труда;
  6. экономически система;
  7. рыночная экономика;
  8. рынок;
  9. спрос;
  10. предложение;
  11. равновесная цена;
  12. деньги;
  13. налог;
  14. государственный бюджет.

Учащиеся должны уметь:

  1. объяснять свою точку зрения;
  2. объяснять суть экономических систем;
  3. аргументировать свои ответы.

Ход урока.

Занятие целесообразно начать с определения цели урока и основных задач. Обучающимся предлагается самостоятельно определить цель урока исходя из основных умений и знаний. (2 минуты) Изучение темы строится на основе учебных элементов:

  1. Входной контроль. (4 минуты)
  2. Экономика как система. (5 минут)
  3. Характеристика экономических систем. (7 минут)
  4. Экономика и производство. (6 минут)
  5. Роль государства в экономике. (5 минут)
  6. Человек в мире экономических отношений. (5 минут)
  7. Завершающий контроль. (4 минуты)
  8. Рефлексия. (2 минуты)

План изучения нового материала.

  1. Экономика как система.
  2. Экономика и производство.
  3. Характеристика экономических систем.
  4. Роль государства и экономики.
  5. Человек в мире экономических отношений.

Входной контроль. (4 минуты)

На этапе входного контроля, происходит актуализация знаний. Учащиеся должны вспомнить с помощью схемы основные подсистемы общества, дав им характеристику.

Рисунок 1

Далее занятие продолжается с помощью фронтального опроса.

  1. Каковы основные сферы жизни общества?
  2. Что включает в себя экономическая сфера?
  3. Какую роль играет экономика в жизни людей?
  4. Как связаны между собой подсистемы общества?

Ответы учащихся строятся с учетом словаря урока. Приложение №2

Учащимся предлагается провести игру с понятиями «Кто самый Умный?».

В этой игре используется слайд презентация, которую приготовили сами обучающиеся по опережающему домашнему заданию, разделившись по группам.

В конце игры учитель подводит итоги по основным понятиям урока.

Экономическая сфера общества — система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Основой экономических отношений и главнейшим фактором, определяющим их специфику, является способ производства и распределения материальных благ в обществе.

Формы организации хозяйственной деятельности называются экономическими системами. Экономические системы различаются типами собственности на средства производства, способами координации хозяйственной деятельности людей, уровнем технического развития, характером экономических отношений.

Понятие «экономика», появившееся во времена Аристотеля в Древней Греции, объединяет два слова: «хозяйство» (эйкос) и «закон» (номос) и может быть истолковано как «искусство ведения хозяйства» или «хозяйствование по законам».

Экономика, понимаемая как хозяйство, — это созданная людьми система использования и преобразования разных ресурсов, средств, имеющихся в окружающей среде, с целью производства благ, удовлетворяющих потребности человека, общества, государства. Экономика есть также совокупность средств, применяемых при производстве нужных человеку благ, способы их создания и отношения между людьми в процессе производства, распределения и потребления благ. Экономическая наука призвана отвечать на фундаментальные вопросы: «что производить», «как производить», «для кого производить», «каким образом использовать произведенный товар», «как согласовать производство и потребление».

Собственность — это принадлежность объектов определенным людям и возникающие в связи с этим отношения между людьми. Собственник (субъект собственности) представляет активную сторону отношений собственности.

Объект собственности— пассивная сторона отношений собственности в виде предметов природы, вещества, энергии, информации, имущества, которые принадлежат собственнику.

Изучение нового материала.

Экономика как система.

Без людей не может быть никакой экономики. Экономика возникла вместе с человеком и развивается для человека, оказывая влияние на развитие человеческой личности.

Экономика — порождение и результат сознательного воздействия человека на природу во имя получения средств существования. Часто говорят, что экономика — взаимодействие человека с окружающей средой в интересах развития человека и общества в целом.

Объяснение экономической системы учитель строит с учетом опорной таблицы, расположенной на слайд презентации.

Рисунок 2

Формы организации хозяйственной деятельности людей называют экономическими системами, которые отражают отношения между экономическими субъектами по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Экономические системы различаются формой собственности на средства производства, уровнем технического развития, способами координации хозяйственной деятельности людей и предприятий.

Основными формами, типами экономических систем являются:

  • директивная (или как еще называют — централизованная, административно-командная),
  • на основе экономических интересов —рыночная,
  • традиционная — в соответствии со сложившимися традициями;
  • смешанная, сочетающая черты нескольких форм и характерная для переходного периода.

Характеристика экономических систем. Работа в группах .

Каждая группа дает характеристику основным типам экономических систем, основываясь на основных вопросах экономики. Обучающиеся выявляют положительные и негативные стороны экономических систем.

  • 1я группа. Рыночная экономика.
  • 2я группа. Командно – административная экономика.
  • 3я группа . Смешанная экономика.
  • 4я группа. Традиционная экономика.

По итогам работы групп учитель выделяет основные характеристики экономических систем. Административно-командная, централизованная экономика основана на государственной форме собственности на материально-вещественные факторы производства. Хозяйственные связи, объемы и номенклатура производства товаров и услуг устанавливаются каждому предприятию центральными плановыми органами, подчиненными правительству. Положительное качество данной системы — в ее стабильности, предсказуемости, возможности регулировать не только сферу производства, но и процессы распределения, потребления благ, решать социальные проблемы (хотя и по принципу «уравниловки» — всем понемногу). К недостаткам следует отнести негибкость системы в условиях динамичных спроса и предложения (постоянно возникает дефицит то одних, то других товаров), отсутствие реальных стимулов для инициативы активных людей, невозможность развития предпринимательства.

Рыночная экономика основана на частной собственности на факторы производства, конкуренции, предпринимательском интересе. Ценовой механизм рынка Адам Смит определил как его «невидимую руку», направляющую действия производителей и потребителей. По мнению этого великого английского экономиста регулирующее действие государства препятствует проявлению и реализации свободных рыночных отношений, частному предпринимательству, и потому оно нецелесообразно. Однако, как показала практика нескольких столетий рыночных отношений, они отражают и негативные явления хозяйственной деятельности. Рынок не является универсальным, на деле единственным и достаточным регулятором экономической жизни. Без вмешательства государства через правовое регулирование невозможно упорядочить рыночные отношения, в частности лишь антимонопольное законодательство может ограничить диктат монополий, в том числе международных. Государственные органы практически во всех странах с рыночной экономикой контролируют естественные монополии (энергетические сети, трубопроводы, транспортные системы). Зависимость деловой активности в стране от решений узкой группы владельцев сырьевых, энергетических или других крупнейших компаний недопустима, ибо ведет к олигархическому управлению экономикой.

Государство регулирует рыночную экономику посредством государственных заказов, таможенных пошлин и ограничений, через налоговую систему. Только государство в состоянии формировать и осуществлять долгосрочные программы развития целых отраслей и регионов, поддерживать научные исследования, обеспечивать правопорядок в стране и обороноспособность, развивать здравоохранение, организовывать комплексную социальную поддержку населения. Без государственного участия немыслимо всеобщее школьное образование граждан страны, их базовая профессиональная подготовка. Лишь при государственной поддержке возможно развитие научных исследований.

Традиционная экономическая система характеризуется преобладанием неквалифицированного труда, низким техническим уровнем, основана на коллективной, общинной собственности. Но и в тех условиях хозяйственные решения принимаются на основе традиций, национальных особенностей и поддерживаются законами конкретного государства.

Особая роль государства проявляется в регулировании финансово-кредитной системы каждой страны как основного эмитента денег и регулятора устойчивости денежного обращения, кредитной системы. Эта функция возлагается обычно на центральный банк, который, в дополнение к перечисленному, ведет финансовые операции правительства, хранит обязательные резервы и свободные средства. Антиинфляционная политика и меры для обеспечения полной занятости трудоспособного населения также относятся к функциям государственных органов независимо от типа экономической системы.

Роль государства в экономике проявляется и в поддержании международного экономического сотрудничества, международной торговли, которая приносит выгоду всем участвующим в ней странам. Экономическая политика государства, направленная на защиту отечественных производителей от конкуренции со стороны иностранных фирм носит название протекционизм, реализуется с помощью таможенных тарифов и пошлин, а также за счет установления квот, ограничений на экспорт и импорт, льгот экспортерам. Так, именно меры государственного воздействия не допускают демпинга — искусственного занижения цен с целью разорить конкурента. Стремление России стать членом Всемирной Торговой Организации (ВТО) имеет целью добиться, в частности, благоприятных условий для экспортеров.

Экономика и производство. Работа в парах.

Организуя работу в парах учитель предоставляет схемы и словарь урока.

1я группа. Что, на ваш взгляд, понимается под словом «производство»? что такое структура производства? Каким образом производство способствует основной цели экономики – жизнеобеспечению?

2я группа. В каких видах производства создаются новые ценности? Какие экономические продукты производятся в процессе материального и интеллектуального производства? Как взаимосвязаны материальные и духовные производства?

3я группа. Можно ли воспроизводить не производя? Что такое производственное потребление? Кто и как определяет маршрут движения произведенного продукта?

4я группа. Назвать факторы производства. Каким образом происходит соединение рабочей силы, средства производства в едином процессе?

5я группа. Что понимается под понятием НТР, НТП? Что такое техника и технология производства? От чего зависит эффективность и качество продукции?

6я группа. Каким образом связаны производство и потребление? Какие существуют подходы к определению факторов производства?

7я группа. Какие существуют стадии движения общественного продукта? Почему принято считать, что эффективность производства зависят от научно-технического прогресса? Для чего необходимо производство?

Рисунок 3

Роль государства в экономике. (5 минут)

Индивидуальная работа учащихся.

Проводится устный опрос по итогам работы в группах и парах. Необходимо выделить общие функции государства, не зависимо от типа экономических систем. Ребята используют в своей работе дополнительные схемы. Учитель предлагает сравнить выделенные функции обучающихся с представленными на слайд презентации.

Рисунок 4

Человек в мире экономических отношений. (5 минут)

Работа в группах.

Каждая группа должна определить место человека в экономических отношениях с различных позиций. Данная работа должна носить творческий характер, т.е. могут быть использованы схемы, стихи, рекламные ролики.

  • 1я группа. Человек – производитель, предприниматель, бизнесмен.
  • 2я группа. Человек – потребитель, собственник, занимающийся индивидуальной трудовой деятельностью.
  • 3я группа. Человек - как средство и предмет труда.
  • 4я группа. Человек - частный собственник, рабочая сила.

Завершающий контроль. (4 минуты)

На завершающем контроле учитель использует технологическую карту урока с тестовыми заданиями и слайд презентацию.

Домашним задание является работа с понятиями, которые раздаются в виде лото.

Приложения:

Презентации: