Внеклассное мероприятие по математике в 3–м классе "Путешествие в страну Геометрия"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • Уточнение представлений о форме геометрических фигур.
  • Ознакомление с понятием окружность и круг. Их отличие.
  • Познакомить с начальными приёмами работы с циркулем. Простые орнаменты с использованием циркуля.

Оборудование:

  • конверт с 4-угольниками (ромб, параллелограмм, трапеция, квадрат, прямоугольник) по одному на парту;
  • циркуль и альбомный лист на каждого ученика;
  • для демонстрации - тетраэдр, октаэдр, икосаэдр;
  • лист с заданием на каждого ученика)

Ход занятия

1. Орг. Момент.

2. Работа по теме занятия.

- Сегодня мы совершим небольшое путешествие в страну Геометрия. Великий учёный Г.Галилей сказал про Геометрию замечательные слова. Давайте вместе прочитаем это высказывание. Те слова, которые подчёркнуты, надо прочитать, выделяя интонацией, т.е. ставить логическое ударение.

На доске: "Геометрия даёт нам правильно мыслить и рассуждать"

- А как вы понимаете это высказывание?

- В этой стране живут фигуры, геометрические фигуры. Посмотрите на слова, подумайте и скажите какое слово лишнее? (Учитель зачёркивает лишнее слово)

  • Треугольник
  • Квадрат
  • Круг
  • Площадь
  • Овал
  • Прямоугольник

- Почему?

- В слове площадь найдите "опасные места" (орфограммы)

- Как проверить?

- Ребята, на какие группы можно разделить данные слова?

- Какие фигуры называются 3-уг., 4-уг.?

I

- Давайте отправимся к 4-угольникам. Работаем в парах. Возьмите конверт с 4-угольниками. Достаньте 4-угольники. Фигуры, название которых вам известны, отложите в одну сторону, а остальные фигуры, название которых вам неизвестны в другую.

- Кто знает, как называется эта фигура? (Учитель показывает параллелограмм; в дальнейшем ученики рассматривают фигуры, о которых говорит преподаватель, произносят их названии е вслух и стараются запомнить)

- Это параллелограмм. Слово это греческого происхождения. Противоположные стороны равны, параллельны и противоположные углы равны, а диагональ разделяет его пополам.

- В жизни параллелограмм это рамы велосипедов, мотоциклов, где для прочности проведена диагональ.

- Посмотрите на следующую фигуру. Это - ромб. Ромб греческого происхождения, оно означало в древности вращающиеся тело, веретено, юлу. Плиточники укладывали плитку в виде ромба, квадрата. Из них получаются красивые узоры. Ромб - параллелограмм, все стороны которого равны.

- Трапеция - слово греческого происхождения, означавшее в древности "столик". Это 4-угольник с двумя параллельными сторонами и двумя непараллельными боковыми сторонами.

- А как называются фигуры, которые вам известны?

- Кстати, квадрат - от латинского означает сделать четырёхугольным.

- А почему прямоугольник так называют?

- А чему равен прямой угол?

- Предлагается задание. Заполнить геометрическими фигурами пустые клеточки. (У каждого на парте листок)

- Какие фигуры здесь даны? (ромб, трапеция, квадрат) (Рисунок 1)

Рис. 1

Самопроверка. Учитель открывает обратную сторону доски, где правильно расположены геометрические фигуры.

II

- Ребята, отгадайте загадку. О какой фигуре идёт речь?

Ты на него, ты на меня
На всех нас посмотри.
У нас всего, у нас всего
У нас всего по три.
Три стороны и три угла
И столько же вершин
И трижды трудные дела
Мы трижды совершим.

- Это треугольник. Если заданы три его стороны, то форму треугольника уже нельзя изменить, не разрушив его. Это свойство широко используется на практике. Делая садовую калитку, обязательно прибивают планку (доску), иногда две планки, чтобы получился треугольник. Это придаёт калитке прочность, иначе её перекосит. При строительстве любых мостов в их конструкциях также присутствуют треугольники. У треугольника есть пространственные родственники.

- тетраэдр

- октаэдр

- икосаэдр (учитель демонстрирует фигуры)

- А почему эти геометрические тела являются родственниками треугольника? (грани этих тел - треугольник)

- А в Атлантическом океане есть место, по форме напоминающий геометрическую фигуру - треугольник. Это место расположено между Бермудскими островами, государством Пуэрто-Рико, полуостровом Флорида и называется Бермудским треугольником. А ещё его называют "дьявольский треугольник", "треугольник проклятых". Загадочность его заключается в том, что в нём бесследно исчезают корабли и самолёты. Природа "Бермудского треугольника" остаётся тайной и по сей день. (Учитель показывает это место на карте; также можно продемонстрировать Египетские пирамиды)

Физминутка.

III

- Послушайте одну историю.

"Однажды, гуляя, по стране Геометрия, карандаш и линейка увидели такую картину" (Картину учитель может нарисовать на обратной стороне доски или вывесить плакат с её изображением) (Рисунок 2)

Рис. 2

- Из каких фигур она состоит? (кривые, круг)

- Да, красивая картина, хороший мастер её рисовал - говорит карандаш. Но здесь одно кривая удивительной формы, вся такая одинаково плавная, гладкая.

- Про какую кривую говорит карандаш? (круг)

- Как вы думаете, каким инструментом можно начертить такую правильную, всю одинаково плавную кривую?

- Это циркуль. С этим инструментом нужно обращаться осторожно, почему? (Рассказать о строении циркуля, а также про технику безопасности при работе с данным предметом)

Учитель берёт циркуль и чертит на доске окружность.

- Ребята, это окружность. Если вы начертите окружность на бумаге и вырежете её, то эта линия останется на границе выреза. А то, что останется в руках, называется круг.

- Хотите, я покажу вам фокус?

- Что у меня в руках? (в руках у учителя металлическая консервная крышка)

- Скажите какие-нибудь волшебные слова?

Из металлической крышки учитель достаёт резинку.

- У меня в руках одновременно круг и окружность.

- А что здесь круг, а что окружность?

- А как запомнить?

- Вы знаете, с помощью такого простого инструмента можно составить различные орнаменты, узоры.

- Посмотрите. (Учитель на доску вывешивает картинки, приложение 1)

- Теперь попробуем самостоятельно нарисовать круги с помощью циркуля.

Практическая работа.

- У вас будет домашнее задание. Попробуйте вместе с родителями составить свой узор, орнамент с помощью циркуля. Можно добавить красок.

3. Подведение итогов.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу.

- Скажите, куда, в какую страну путешествовали?

- С какими новыми фигурами познакомились?

- Что ещё нового узнали на уроке?

- Что понравилось в путешествии?

Литература.

  1. Геометрия 7-9: учеб. для общеобразоват. учреждений/[Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др.]. - 17-е изд. - М.: Просвещение, 2007. 384 с.
  2. "Первое сентября" Начальная школа. Наглядная геометрия № 27-28 (15-31) июль, 2004.