Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Анализ текста В.П. Астафьева как подготовка рабочих материалов к сочинению

Разделы: Преподавание русского языка


Сочинение учит думать, учит понимать жизнь, учит
вчитываться в каждое слово.

В. Литвинов.

Цель урока: подготовка учащихся на основе анализа исходного текста к написанию сочинения-рассуждения на нравственную тематику.

Задачи:

  • углубить знания о публицистическом стиле речи и типе текста – рассуждении;
  • вырабатывать навыки анализа текста: определять тему, главную мысль,  проблематику;
  • характеризовать лексические, грамматические, художественно-изобразительные средства, используемые в тексте;
  • воспитывать уважительное отношение к чужому мнению, формировать умение  корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения.

Оформление доски: портрет В.П.Астафьева; Эпиграф. “Дружба – это солнце, распахнувшее свои объятия” (А.Моруа)

Оборудование:

  • Толковые, этимологические словари, словарь синонимов. 
  • Раздаточный материал, таблица “Публицистический стиль речи”

Алгоритм урока с точки зрения технологичности (групповая технология)

1 этап. Актуализация темы. Целеполагание.

– постановка познавательной цели (проблемная ситуация);

– инструктаж о последовательности работы;

– раздача текста, раздаточного материала (клише, пословицы, поговорки, мудрые изречения о дружбе), словари, справочный материал.

2 этап. Планирование групповой работы:

– знакомство с текстом;

– планирование работы внутри группы;

– распределение заданий внутри группы;

3 этап. Исследование текста.

– индивидуальное выполнение задания;

– обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

– обсуждение общего задания группы (замечания, обобщения);

4 этап. Дискуссия (отчет о проделанной работе)

– сообщения о результатах работы в группе;

– анализ познавательной задачи, рефлексия;

– общий вывод о групповой работе и достижениях поставленной задачи;

5 этап. Итоговая творческая работа.

Ход урока

1. Актуализация темы. Звучат слова из песни В.Высоцкого “ Песня о друге”.

– Ребята, о чем эта песня? А что такое дружба? Какие ассоциации возникают у вас со словом “дружба”, “друг”? Кого вы можете назвать настоящим другом?

– Обратите внимание на эпиграф к уроку. Согласны ли вы с утверждением автора?

– Итак, о чем, по вашему мнению, будет текст, по которому вы будете создавать свое собственное сочинение?

2. Прежде, чем приступить к чтению и анализу текста, давайте вспомним, что включает в себя анализ текста. На доске и в тетрадях рисуем схему:

- Что такое тема? (предмет речи; то, о чем говорится в тексте)

– Идея (основная мысль) – то, для чего написан текст, к чему призывает.

– Проблема – вопрос, требующий исследования.

3. Обращаемся к тексту. Скажите, кто является автором исходного текста. Что вы знаете об этом писателе?

– Виктор Петрович Астафьев – известный русский писатель, участник Великой Отечественной войны. Современную литературу невозможно представить без произведений этого замечательного писателя. Особенность творчества Астафьева – прочная связь сюжетно-психологических мотивов с автобиографическими жизненными впечатлениями. Сегодня на уроке мы обратимся к отрывку из его статьи. Давайте познакомимся с текстом (чтение текста учителем или заранее подготовленным учеником).

Сперва договоримся о том, что каждый человек неповторим на земле, а я убежден, что и каждая травинка, цветок, дерево, пусть они одного цвета, одной породы – так же неповторимы, как и все растущее, живущее вокруг нас.

(1) Следовательно, все живое, в особенности человек, имеет свой характер, который, конечно, развивается не только сам по себе, но прежде всего под влиянием среды, родителей, школы, общества и друзей, ибо настоящая дружба – награда человеку редкая и драгоценная. (3) Такая дружба порой бывает крепче и вернее родственных связей и влияет на человеческие отношения куда сильнее, чем коллектив, в особенности при крайних бедственных обстоятельствах. (4) С поля боя, рискуя своей жизнью, выносят бойца только настоящие друзья. (5) Есть ли у меня такие друзья? (6)Да, они были на войне, есть и в нынешней жизни, и я очень стараюсь за преданность платить преданностью, за любовь – любовью.(7) Каждую свою книгу, каждую строку и каждый поступок свой я просматриваю и прочитываю глазами своих друзей, в особенности фронтовых. Чтоб не было стыдно перед ними за плохо, нечестно или неряшливо сделанную работу, за ложь, за непорядочность.

(8) Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы, как нагруженный балластом или мусором на один борт корабль, и давно бы опрокинулся и затонул… (В.Астафьев)

2. Групповая работа.

1 группа. “Теоретики” Задание:

1) определить тему (о чем текст), сформулировать и прокомментировать проблемы текста, изложить позицию автора текста.

2) найти ключевые слова (словосочетания), определяющие предмет речи.

При формулировании ответа используйте разнообразные клише.

Ученики при ответе выделили следующие проблемы текста:

А) Что определяет характер человека?

Б) Что такое дружба?

В) Каково соотношение добра и зла в мире?

Позиция автора по этим вопросам:

А) характер человека складывается под влиянием среды;

Б) много факторов влияет на характер человека, один из них – дружба;

В) дружба бывает крепче и вернее родственных связей.

Г) на свете добрых людей больше, чем злых.

Д) дружба не дается даром, ее нужно заслужить.

2 группа. ”Стилисты” Задание.

1) Определите тип текста. Составьте логическую схему текста.

Тип текста – рассуждение – размышление.

Логическая схема текста.

Основной тезис:

“…настоящая дружба – награда человеку, редкая и драгоценная”

Аргументы:

А) “такая дружба порой вернее и крепче родственных связей”;

Б) “с поля боя, рискуя жизнью, выносят бойца только настоящие друзья”;

В) “каждую книгу я просматриваю глазами своих друзей”.

2) определите стиль данного текста (сфера применения, функция, ведущая стилевая черта, языковые средства стиля). Записи оформите в виде таблицы.

3 группа. “Языковеды” Задание.

1) Понаблюдайте над лексикой текста. Используя толковые словари, этимологический, словарь синонимов поработайте со словами “дружба”, “друг”.

Определите их лексическое значение, происхождение, подберите к словам синонимы.

2) Найдите в тексте контекстуальные синонимы и антонимы, определите их роль в тексте.

3) Найдите тропы и фигуры, которые использует автор текста. Определите их роль.