Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе на тему "Города России"

Разделы: Преподавание в начальной школе


  № слайда Клик
Учебная задача:
  1. Сформировать понятия: “столица”, “город – герой”.
  2. Развивать внимание и логическое мышление.
  3. Познакомить с крупными и старинными городами России; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества.

Ход урока

1. Организационный момент.

Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы повторим то, что мы уже изучали на предыдущих уроках и узнаем много нового.
- За каждый правильный ваш ответ я на доску буду прикреплять макет дома или здания.

И в конце урока у нас должен получиться проект. А вот проект чего, мы с вами узнаем позже.

2. Проверка домашнего задания.

(К каждому ответу из кроссворда, задается дополнительный вопрос.)

1. Торжественная, хвалебная песня исполняется на торжественных праздниках, парадах. Слушают и поют стоя. (Гимн)

Дополнительный вопрос.

“Доскажите гимн России”

Россия – священная наша _________!
________ - любимая наша _________!
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье _____________.

Славься, _______ наше свободное,
Братских народов______ вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, _____. Мы _______тобой!

От южных морей до полярного _______
Раскинулись ______ леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты ______
Хранимая Богом _______________!

Славься, _______ наше свободное –
_____________ народов союз вековой,
Предками данная мудрость ________!
Славься ________ ! мы гордимся _____!

2. Главный знак государства. В ней прописаны права и обязанности граждан. (Конституция)

3. Символ государства устанавливают на границе. Можно увидеть на паспорте, свидетельстве о рождении. (Герб)

Дополнительный вопрос.

- Что держит орел в лапах? (скипетр и державу)
- Герб, какого города изображен в центре? (Москвы)
- Кто изображен в середине герба Москвы?

4. Название страны, в которой мы живем? (Россия)

5. Глава любого государства. Гарант, конституции. (Президент)

Дополнительный вопрос.

- Кто является президентом России? (Д. А. Медведев)

6.

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берут меня…
Я России часть и знак –
Бело – сине – красный…

(Флаг)

Дополнительный вопрос.

- Что означают цвета на российском флаге?

(Белый – символ чистоты, синий – благородство, красный – символ мужества и храбрости.)

3. Новая тема урока.

- Найдите и прочитайте тему нашего урока в кроссворде. (Город)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о городах России. Окунемся в прошлое городов.
- Название, каких российских городов вы знаете?
- Вот она наша Россия!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас с вами живем, находились непроходимые лес, полные зверей и птиц. И только сильные и смелые люди могли возвести на месте лесов города.

В нашей стране у каждого города есть свой герб, а у некоторых гимн.

Герб города может рассказать о прошлом, настоящем и будущем этого города.

4. Работа с учебником.

С.20 чтение о городе Москве.

Текст учебника.

Главный город государства называется столицей. Столица нашей России – Москва, один из древнейших городов России. Здесь находится избираемый народом президент России. Отсюда руководит делами государства правительство. Здесь разрабатывают и принимают законы Государственная Дума и Совет Федерации.

Москва – один из крупнейших городов мира. Каждый пятнадцатый россиянин – москвич или житель Подмосковья. В Москве много предприятий, научных центров, учебных заведений, музеев, выставок, театров. Знаменит её кремль, Красная площадь, старинные храмы и дворцы.

- Почему же город Москва, является столицей нашего государства?

С. 22 Чтение о других городах России.

Текст учебника.

Кроме Москвы, в России есть много других красивых больших малых городов. Крупнейший из них это Санкт – Петербург на реке Нева. Когда – то этот город был столицей России. Сейчас нашу северную столицу называют городом музеем.

Много ещё есть в России крупных городов, в которых живет боле миллиона людей. Это – Нижний Новгород, Самара и Казань на берегах великой русской реки Волги. Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск в Сибири. А вот Иркутск известен тем, что построен у берегов знаменитого на весь мир озера Байкал.

- Иркутск – это наш областной центр.

Рассказ ученика о городе Иркутске.

Иркутск был основан в 1661 году. В 1686 году получил статус города, а спустя несколько лет получил свой городской герб. Иркутск играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны. Современный Иркутск – это крупный промышленный, научный, образовательный и культурный центр России. Иркутск расположен на трех реках: Ангара, Иркут, Умановка в 66 км к западу от священного озера Байкал. Священное озеро Байкал является мировым достоянием. Возраст озера 20 – 25 миллионов лет.

Байкальская вода уникальная и удивительна, она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Байкал – это самый огромный запас пресной воды во всем мире. В Байкале водится более 2600 видов и разновидностей животных и более 1000 видов растительных организмов, насчитывается 58 видов рыб.

- И ещё много можно рассказывать о наших городах.

Но есть особо чтимые города в нашей стране. Это города герои.

- Как вы понимаете выражение город – герой? Почему их так назвали?

Прочитайте самостоятельно в учебнике (с.23) о городах – героях.

Текст учебника.

Есть в России особо чтимые нашим народом города – герои, которые прославились героической обороной от немецко-фашистских захватчиков, а Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Это Волгоград, Тула, Новороссийск, Мурманск, Смоленск.

- Почему некоторые города назвали города – герои?

- Посмотрите на карту России - этот знак показывает, что это город – герой.

Город – герой - почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной воине.

- Нет такого уголка на земле. Где бы, говоря о минувшей войне, не

Произносили с изумлением и гордостью слова: Сталинград, Ленинград, Одесса, Тула, Калинин, Москва, Севастополь.

В планах Гитлера было захватить Советский Союз за 5 – 6 недель, но они не ожидали, что советские войска дадут такой отпор.

Рассказы детей о городах – героях.

Москва.

С первых же дней войны внимание всего мира было приковано к Москве. В планах Гитлера столица занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. Москва готовилась к обороне. Днем и ночью, в затишье и под бомбёжками москвичи строили укрепления вокруг столицы. В лесах Подмосковья действовали партизаны. Они пускали по откос эшелоны, взрывали склады с боеприпасами, уничтожали живую силу и технику противника. Москва жила!

Москва сражалась!

Москва знала, что победит!

24 июня 1945года в Москве состоялся Парад Победы.

Ленинград (Санкт – Петербург).

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Враги окружили город, пытались его стереть с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Запасы пищи в городе были малы и они сокращались. Хлеб выпекали с примесями отрубей, древесной коры. В городе была самая низкая норма хлеба в сутки. Рабочий получал – 250 граммов хлеба и 125 граммов получали дети. В го