Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Открытый урок окружающего мира во 2-м классе на тему "Города России"

Разделы: Преподавание в начальной школе


  № слайда Клик
Учебная задача:
  1. Сформировать понятия: “столица”, “город – герой”.
  2. Развивать внимание и логическое мышление.
  3. Познакомить с крупными и старинными городами России; воспитывать бережное отношение к историческим памятникам, к героическому прошлому Отечества.

Ход урока

1. Организационный момент.

Постановка целей урока.

- Сегодня на уроке мы повторим то, что мы уже изучали на предыдущих уроках и узнаем много нового.
- За каждый правильный ваш ответ я на доску буду прикреплять макет дома или здания.

И в конце урока у нас должен получиться проект. А вот проект чего, мы с вами узнаем позже.

2. Проверка домашнего задания.

(К каждому ответу из кроссворда, задается дополнительный вопрос.)

1. Торжественная, хвалебная песня исполняется на торжественных праздниках, парадах. Слушают и поют стоя. (Гимн)

Дополнительный вопрос.

“Доскажите гимн России”

Россия – священная наша _________!
________ - любимая наша _________!
Могучая воля, великая слава –
Твое достоянье _____________.

Славься, _______ наше свободное,
Братских народов______ вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, _____. Мы _______тобой!

От южных морей до полярного _______
Раскинулись ______ леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты ______
Хранимая Богом _______________!

Славься, _______ наше свободное –
_____________ народов союз вековой,
Предками данная мудрость ________!
Славься ________ ! мы гордимся _____!

2. Главный знак государства. В ней прописаны права и обязанности граждан. (Конституция)

3. Символ государства устанавливают на границе. Можно увидеть на паспорте, свидетельстве о рождении. (Герб)

Дополнительный вопрос.

- Что держит орел в лапах? (скипетр и державу)
- Герб, какого города изображен в центре? (Москвы)
- Кто изображен в середине герба Москвы?

4. Название страны, в которой мы живем? (Россия)

5. Глава любого государства. Гарант, конституции. (Президент)

Дополнительный вопрос.

- Кто является президентом России? (Д. А. Медведев)

6.

Гордо рею я на мачте корабля,
И в бою солдаты берут меня…
Я России часть и знак –
Бело – сине – красный…

(Флаг)

Дополнительный вопрос.

- Что означают цвета на российском флаге?

(Белый – символ чистоты, синий – благородство, красный – символ мужества и храбрости.)

3. Новая тема урока.

- Найдите и прочитайте тему нашего урока в кроссворде. (Город)
- Правильно. Сегодня на уроке мы будем говорить о городах России. Окунемся в прошлое городов.
- Название, каких российских городов вы знаете?
- Вот она наша Россия!

Давным-давно на месте городов и деревень, где мы сейчас с вами живем, находились непроходимые лес, полные зверей и птиц. И только сильные и смелые люди могли возвести на месте лесов города.

В нашей стране у каждого города есть свой герб, а у некоторых гимн.

Герб города может рассказать о прошлом, настоящем и будущем этого города.

4. Работа с учебником.

С.20 чтение о городе Москве.

Текст учебника.

Главный город государства называется столицей. Столица нашей России – Москва, один из древнейших городов России. Здесь находится избираемый народом президент России. Отсюда руководит делами государства правительство. Здесь разрабатывают и принимают законы Государственная Дума и Совет Федерации.

Москва – один из крупнейших городов мира. Каждый пятнадцатый россиянин – москвич или житель Подмосковья. В Москве много предприятий, научных центров, учебных заведений, музеев, выставок, театров. Знаменит её кремль, Красная площадь, старинные храмы и дворцы.

- Почему же город Москва, является столицей нашего государства?

С. 22 Чтение о других городах России.

Текст учебника.

Кроме Москвы, в России есть много других красивых больших малых городов. Крупнейший из них это Санкт – Петербург на реке Нева. Когда – то этот город был столицей России. Сейчас нашу северную столицу называют городом музеем.

Много ещё есть в России крупных городов, в которых живет боле миллиона людей. Это – Нижний Новгород, Самара и Казань на берегах великой русской реки Волги. Екатеринбург, Челябинск, Новосибирск в Сибири. А вот Иркутск известен тем, что построен у берегов знаменитого на весь мир озера Байкал.

- Иркутск – это наш областной центр.

Рассказ ученика о городе Иркутске.

Иркутск был основан в 1661 году. В 1686 году получил статус города, а спустя несколько лет получил свой городской герб. Иркутск играет приметную роль в истории России и в сегодняшнем дне страны. Современный Иркутск – это крупный промышленный, научный, образовательный и культурный центр России. Иркутск расположен на трех реках: Ангара, Иркут, Умановка в 66 км к западу от священного озера Байкал. Священное озеро Байкал является мировым достоянием. Возраст озера 20 – 25 миллионов лет.

Байкальская вода уникальная и удивительна, она необыкновенно прозрачна, чиста и насыщена кислородом. Байкал – это самый огромный запас пресной воды во всем мире. В Байкале водится более 2600 видов и разновидностей животных и более 1000 видов растительных организмов, насчитывается 58 видов рыб.

- И ещё много можно рассказывать о наших городах.

Но есть особо чтимые города в нашей стране. Это города герои.

- Как вы понимаете выражение город – герой? Почему их так назвали?

Прочитайте самостоятельно в учебнике (с.23) о городах – героях.

Текст учебника.

Есть в России особо чтимые нашим народом города – герои, которые прославились героической обороной от немецко-фашистских захватчиков, а Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов. Это Волгоград, Тула, Новороссийск, Мурманск, Смоленск.

- Почему некоторые города назвали города – герои?

- Посмотрите на карту России - этот знак показывает, что это город – герой.

Город – герой - почетное звание города, население которого проявило героизм во время Великой Отечественной воине.

- Нет такого уголка на земле. Где бы, говоря о минувшей войне, не

Произносили с изумлением и гордостью слова: Сталинград, Ленинград, Одесса, Тула, Калинин, Москва, Севастополь.

В планах Гитлера было захватить Советский Союз за 5 – 6 недель, но они не ожидали, что советские войска дадут такой отпор.

Рассказы детей о городах – героях.

Москва.

С первых же дней войны внимание всего мира было приковано к Москве. В планах Гитлера столица занимала особое место. Фашисты считали, что падение Москвы будет означать конец войны. Москва готовилась к обороне. Днем и ночью, в затишье и под бомбёжками москвичи строили укрепления вокруг столицы. В лесах Подмосковья действовали партизаны. Они пускали по откос эшелоны, взрывали склады с боеприпасами, уничтожали живую силу и технику противника. Москва жила!

Москва сражалась!

Москва знала, что победит!

24 июня 1945года в Москве состоялся Парад Победы.

Ленинград (Санкт – Петербург).

900 дней и ночей длилась блокада Ленинграда. Враги окружили город, пытались его стереть с лица земли, а он продолжал жить и бороться. Запасы пищи в городе были малы и они сокращались. Хлеб выпекали с примесями отрубей, древесной коры. В городе была самая низкая норма хлеба в сутки. Рабочий получал – 250 граммов хлеба и 125 граммов получали дети. В городе был не только голод, но не было тепла и электричества, и воды.

Смерть шла по городу. Единственным “окном” соединявшим Ленинград с “большой землей” было Ладожское озеро. По этой дороге шли колонны машин с продовольствием. Но немцы узнали о дороге и бомбили лед. Под воду уходили машины с грузом и людьми. Но несмотря, ни на, что город жил!

За время блокады в Ленинграде умерло от голода более 641 тысячи жителей. 17 тысяч погибло от артелериских обстрелов.

34 тысячи было ранено.

Сталинград (Волгоград)

Битва под Сталинградом была решающей в ходе В. О. В.

Ежедневно 180 тысяч сталинградцев выходили строить оборонительные рубежи вокруг города. Несколько рядов укреплений, окопы преградили дорогу немецким танкам.

На Сталинградском направлении шли ожесточенные, кровопролитные бои. Но в конце лета 1942 года фашистам ценой огромных потерь удалось прорваться к Волге. Гитлеровцы предпринимали несколько массированных налетов на город. Волна за волной шли на Сталинград “Юнкерсы” и “Хенкели”, с варварской беспощадностью сбрасывая на жилые кварталы города сотни тонн бомб. Рушились здания, к небу вздымались громадные огневые столбы, город весь был окутан дымом. Над городом нависала смертельная опасность. Но советские войска не отчаялись и зимой перешли в решительное наступление. И немецкие войска были отброшены на много км назад. Битва под Сталинградом подорвала веру немецких солдат в победу.

- Выстоял наш народ и победил в такой жестокой войне. Вот такие героические люди живут в России. И нам нельзя забывать подвиг тех людей, они не только одолели врага, но и заново отстроили разрушенные города.

Итог.

- Подходит к концу наш урок.

Посмотрите, что у нас получилось?

А как вы думаете, макет, какого города у нас получился? (Братск).

- Это тема нашего следующего урока!

Спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 1

 

 

 

слайд 2

 

слайд 3

 

 

слайд 4

слайд 5

слайд 6

 

 

 

слайд 7

 

 

 

 

 

слайд 8

 

слайд 9

 

 

слайд 10

 

слайд 11

 

 

 

слайд 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 13

 

 

 

 

 

слайд 14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

слайд 15

 

слайд 16

слайд 17

слайд 18

 

слайд 19

слайд 20

слайд 21

слайд 22

слайд 23

слайд 24

слайд 26

слайд 27

слайд 28

слайд 29

слайд 30

слайд 31

слайд 32

слайд 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1


1


1


1

 


4

 

 

1


1


1


1

 

 

1


1


4


3