Проект "Аквариум – это целый мир"

Разделы: Начальная школа


1. Актуальность темы.

XXI век – век информационных технологий. Изобилие электронной техники, видеокассет, дисков с фантастическими чудовищными животными, с засильем наркотиков оказывают пагубное воздействие на неокрепшую душу ребенка. Возрастают психические заболевания, дети становятся нервными, возбужденными, ухудшается зрение, память. Ребенку необходимо уметь самостоятельно организовывать часы досуга. Учиться видеть прекрасное рядом, удивляться, восхищаться и радоваться тому, что тебя окружает, общаться с животными,

открывать неизведанные тайны природы. Изучение природы благотворно влияет на развитие личности ребёнка:

– …Природы никогда не будет слишком много, всегда прекрасная она. Она – творенье Бога!

Постоянно наблюдая, изучая предметы и явления природы ребёнок начинает удивляться, радоваться, огорчаться, задавать вопросы, строить предположения, устанавливать связи и зависимости, обобщать наблюдения и делать выводы – всё то, что делает ребёнка умнее, добрее, любознательнее. Воспитывается логика мысли, эмоциональная речь, яркое воображение и положительные эмоции. “Если душа здорова, если она спокойна, то и ум будет ясным и светлым”. Заводя животных, ребёнок принимает на себя немало забот, требующих затраты сил и времени. Потребуются определённые знания, навыки, терпение, самодисциплина. Разведение и ухаживание за животными может стать частью досуга, быть увлекательным, но не всегда простым и лёгким. Хотелось бы подчеркнуть следующее: “Если положить на одну чашу весов радость познания, находки и успехи, сопровождающие это занятие, а на другую – горечь утрат, разочарований и различного рода издержек, то первая чаша всегда перевесит.

2. Цель: создать аквариум

Задачи:

  • изучать литературу;
  • развивать умения и навыки ухода за животными;
  • принимать участие в устройстве аквариума;
  • изучать виды рыб,флору и фауну,совместимость жизни рыб,болезни,питание,способы размножения;
  • формировать ОУУН: планировать текущую деятельность,нацеливать себя на выполнение поставленной задачи,пользоваться словарями справочниками,научно-познавательной литературой;
  • воспитывать у ребенка желание правильно применять полученные знания ;
  • понимать важность здорового образа жизни;
  • устанавливать связи между природой и социальной жизнью, понимать связь в системе “человек-природа-общество”;
  • создавать ситуации удивления, вызывать интерес к спорным вопросам;
  • расширять детский кругозор;
  • стимулировать потребность ребенка в самореализации, самовыражении в общественной жизни;
  • развивать и поддерживать детский интерес;
  • обеспечивать рост личности ребенка, фиксировать этот рост, вести ребенка по ступеням роста от проекта к проекту.

3.Основные концептуальные положения проекта.

По словам известного австрийского зоолога Конрада Лоренца, “аквариум – это целый мир, ибо животные и растения, точно так же, как в естественном пруду или в озере, и вообще на всей планете, живут здесь бок о бок в состоянии биологического равновесия”. Содержание аквариумов имеет беспорное влияние на формирование характера человека. Кто с любовью ухаживает за рыбками, тот становится восприимчивым к красоте и гармонии. Это занятие воспитывает у человека терпение, любовь к природе, стремление к познанию. Возможность создавать свой микромир заставляет миллионы людей по всему миру заниматься аквариумистикой. Красота подводного мира, сосредоточенная в скромном объеме, надолго остается в памяти.

4.Этапы реализации и содержание проекта.

Для достижения поставленной цели работа проводится по двум направлениям: урочная деятельность и внеурочная. Содержание проекта раскрывается через уроки окружающий мир, изобразительное искусство и художественный труд. Урок имеет различные формы, на которых уч – ся получают первоначальные сведения, знания, учатся наблюдать за рыбками в аквариуме в классном уголке природы и делать умозаключения. Через игровую форму они раскрывают тайны из жизни рыб, знакомятся с водой, узнают ее свойства и форму, проводят опыты, выдвигают гипотезы и строят предположения.

(Примеры уроков)

Урочная деятельность

Класс

Предмет

Тема

Цели

Форма

1

Окружающий мир

“Аквариум” Познакомить с обитателями аквариума, с особенностями их внешного вида, с основными частями тела (плавники, жабры, чешуя) Дидактическая игра (групповая).

Каждая группа получает конверт. На конверте написано название рыбки (телескоп, меченосец и другие). В конверте лежат отдельные части рыбки и карточка с заданиями.

Задания:

  • собрать из частей рыбку, приклеить на картон;
  • подумать, как называется каждая часть;
  • обосновать название рыбки;

После выполнения задания, рыбка каждой группы приклеивается в аквариум нарисованный на ватмане, который, помещен на доске.

        После создания аквариума, каждая группа готовит выступление.

1

Окружающий мир

Вода

Провести опыты с водой, познакомить детей со свойствами воды, с различными ее состояниями Урок-практикум. Проведение опытов детьми. Наблюдение за формой воды в аквариуме.

Опыт 1.Какова форма воды?

В один стакан и в одно детское ведерко наливается вода. В другие стакан и ведерко кладется пластмассовый шарик.

– Изменилась ли форма шарика?

– А форма воды?

– Какую форму имеет вода в аквариуме?

Вывод: вода не имеет своей формы.

Опыт 2. Что происходит с водой, если ее вылить из сосуда? Из одного стакана воду перелить в другой стакан.

– Какое свойство воды проявилось?

Вывод: вода текуча.

Опыт 3. Какого цвета вода?

Берутся цветные полоски. Сравнивается цвет воды с цветом бумажных полосок.

– Какого цвета вода?

Вывод: вода бесцветна.

Выводы заносятся в таблицу.

2

Окружающий мир

В некотором царстве…

Уточнить знания об основных признаках животных(передвигаются, питаются, дышат, растут). Узнать о четырех царствах природы. Закрепить представление о том, что рыбы относятся к царству животных.

Дидактическая игра “Царство природы”. Наблюдения за рыбками в аквариуме (дышат, растут, питаются, умирают и д.р)

Четверо ведущих получают вывески– “грибы”, “бактерии”, “растения”, “животные”– и расходятся в разные стороны класса. Дети получают картинки с представителями разных царств (змея, тигр, рыба, береза и другие).

По команде ведущего каждый должен в течение 20 секунд найти свое царство.

Постановка проблемы.

– Почему рыбы относятся к царству “животных”? (дышат, растут, питаются д. р )

2

Окружающий мир

Растения – живые существа

Познакомить с частями растений. Какова роль растений для жизни рыб.

Почему растения называют живыми?

Практическая работа. Зарисовать или сделать аппликацию растения.

Указать части растений.

Наблюдения за растениями в аквариуме.

– Какова роль растений для жизни рыб?

– Почему растения называют живыми?

Вывод: питание, отложение икры, жилище, укрытие от врагов.

2

Окружающий мир

Обитатели водоемов

Познакомить с обитателями водоемов, с особенностями их внешнего вида, с приспособлением к их водной среде. Инсценирование диалога детей.

– Кто живет в реке в озере? (стр.119)

– Почему вода их среда обитания?

Ролевая игра (по карте).

“Путешествие рыб”

Работа с картой. Ребята находят на карте родину рыбок, отмечают кружками и начинают заочное путешествие. Составляют рассказ от имени рыбки (указывают и называют место где она жила, чем питалась, на каком виде транспорта совершила путешествие, как долго была в пути, что увидела на новом месте, с какими новыми друзьями (рыбками) познакомилась.

3

Окружающий мир

Вода– условие жизни на земле

Закрепить знания о воде как среде обитания рыб и других животных. Познакомить с новым значением воды. Вода-составная часть всех живых организмов. “Картинная галерея”

Знакомство с картиной о море

“Девятый вал” И.К.Айвазовского.

“Содержание воды в разных организмах” (дополнительный материал из предыдущего дом. задания)

3

Окружающий мир

Живот-ные и чело-век

Раскрыть взаимодействие животного и человека Игра-беседа “Человек и животное” (распределение ролей – “художник”, “поэт”, “ветеринар”, “продавец”, и др., рассказы каждого

“Я и животное”).

3

Окружающий мир Разнообразие животных

Ввести понятие “фауна”.Познакомить с одноклеточ-ными и многоклеточными животными.

Игра – соревнование “Кто больше назовет одноклеточных и многоклеточных животных”.

Практическая работа “Содержание беспозвоночных животных (дафний) – по желанию ребят.

Советы и рекомендации учителя.

На любом водоеме с помощью сачка отловить дафний. Поместить в банку с водой. Кормить можно крошками хлеба, геркулесовыми хлопьями и дрожжами.

3

Окружающий мир

Позвоночные животные. Рыбы.

Познакомить с органами движения, дыхания.

Наблюдение за рыбками в аквариуме.

– Назвать органы движения и дыхания?

3

  Размножение животных Познакомить с размноже-

нием различных животных.

Обсуждение гипотезы “Если бы животные не размножались, что бы произошло на Земле?”

3

  Чем человек отличается от животного? Уметь сравнивать выделять главное, обобщать. Познакомить с главными отличиями. Проблемный анализ.

“Что может человек и не может животное. Почему?

Отличия:

– прямохождение;

– наличие развитого мозга;

– способность к творчеству;

3

  Охра-на животных

Закрепить и углубить экологичес-. кие знания.

Игра “Суд” (На примере рыб).

Выбор “ судей”. Заслушивание жалоб: Почему я могу исчезнуть?

1

Изобразительное искусство и художественный труд Краси– вые рыбы

Уметь с помощью различных художественных материалов показать изящность форм

и гармоничное сочетание цветовой гаммы

Игра “Разноцветное пятно”

Задание: взять лист бумаги и сложить его пополам. На одной половинке сделать разноцветное пятно. Быстро сложить лист опять и прижать, а когда раскроешь, получится два переливчатых пятна. Превратить их в рыбок и украсить чешуей.

Внеурочная деятельность

Выполнение проекта во внеурочной деятельности будет осуществляться в игровой форме с помощью маршрутной карты. На маршрутной карте будут отражены этапы пути. С помощью красного флажка ребята будут отмечать путь продвижения вперед от этапа к этапу (см. Приложение).

Приложение