Методическая разработка «Анализ ансамблей, вошедших в сборник "Фортепианная игра" под ред. А.Николаева»

Разделы: Музыка


В Новосильской ДШИ имеется дисциплина “Предмет по выбору”, в ходе изучения которой дети один раз в неделю занимаются на фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре, а также играют в ансамбле с преподавателем или другим учащимся.

Игра в ансамбле с первых шагов обучения на фортепиано очень полезна и нравится детям и их родителям. Ребенок, недавно пришедший в школу, уже играет в четыре руки с преподавателем “Вальс собачек”, “Живем мы на горах” и другие пьесы из сборника А. Д. Артоболевской “Первая встреча с музыкой” и других учебников.

Действительно, игра в ансамбле, где звучит “много” музыки, способствует более успешному развитию учащегося. Много материала для начинающих имеется в учебнике под общей редакцией А. Николаева “Фортепианная игра”.

Украинская народная песня “Журавель”.

Тональность Ре мажор, размер 4/4 , умеренно.

В начале изучения этого произведения можно спросить у ребенка, знает ли он о такой птице, показать ему картинку с ее изображением, рассказать, где она живет, чем питается, тогда, заинтересовавшись, ребенок и пьесу выучит быстрее, и полюбит ее.

Это шестой по счету ансамбль из первого раздела, который имеет некоторые технические сложности. Здесь мелодия переходит из одной руки в другую. Нужно суметь взять акцентированные ноты левой рукой не грубо, а довольно изящно. В третьем такте мелодия звучит в унисон, а вот четвертый такт, где ведущая линия отдана правой руке, представляет определенную трудность. Здесь нужно скоординировать звуки мелодии и нисходящее движение, а затем скачок в левой руке. Этот такт нужно поиграть вдвоем с ребенком, чтобы он внимательно прослушал обе партии и не боялся играть двумя руками. Во второй фразе особых трудностей нет. Можно играть с подтекстовкой: “через нотку возвратимся, через нотку вверх пошли-и, хо-ро-шо!”. Перед игрой с педагогом ребенку нужно поиграть вторую партию, чтобы он не терялся при игре в четыре руки. Нужно обратить его внимание на то, что акцентированные ноты совпадают, а также сказать, что когда у него звучат унисоны, у преподавателя идут восьмые ноты на staccato.

Динамический план пьесы: первая часть – mf, заканчивается на р. Вторая часть – f, заканчивается ярко, акцентированной ре2 .

Любима детьми и “Песенка про чибиса” М. Иорданского. В начале изучения данного произведения можно побеседовать с ребенком о содержании пьесы, которая учит любить природу и заботиться о братьях наших меньших.

Основной штрих, которым пользуется ребенок при игре, это legato, переходящее из одной руки в другую. Еще один навык, осваиваемый при работе над этой пьесой – выдерживание залигованных нот и выполнение пауз. Вторая часть повторяется два раза и учит игре с репризой, когда взглядом нужно вернуться на середину страницы, а также воспитывает выдержку.

В партии преподавателя можно обратить внимание ученика на мелодические интервалы в 5-8 тактах и октавные ходы в левой руке во второй части.

Б. Флис. Колыбельная песня.

Ми минор, размер 6/8, спокойно. Это более трудная пьеса, но благодаря своей известности, она легко учится детьми. Здесь новым для них является знак 8-------------- (перенос мелодии на октаву вверх), и больший, чем раньше, объём – 2 страницы. Надо сказать ребенку, что у него всего шесть строчек, и текст очень крупный, чтобы ему было удобно играть. Нужно поработать с учеником над длинными фразами на legato, которые как бы “вытекают” одна из другой, а при игре в четыре руки обратить внимание на одновременное звучание d-х в 5, 7 и подобных тактах.

Уже при разборе желательно знакомить ученика со звучанием партии педагога, чтобы он привыкал воспринимать ее на слух, особенно с третьей строчки, где звучание аккордов в партии педагога “утяжеляет” фактура. Здесь можно представить сгущающиеся сумерки и засыпающего малыша.

Динамика во всей пьесе р, рр, поэтому учащегося надо попросить ощущать активные кончики пальцев.

Р. Шуман. Песня.

До мажор, 4/4, в темпе марша. Эта пьеса знакомит детей с творчеством замечательного немецкого композитора Роберта Шумана и “открывает дверь” в “Альбом для юношества”. Можно посмотреть книгу С. Грохотова “Шуман и окрестности”, чтобы помочь ребенку проникнуться духом того времени.

Пьеса затактового строения, содержит 17 тактов (неквадратный период). Первый период – 9 тактов, второй – 8 тактов. Можно представить марширующих солдатиков, играющих на трубах, а в средней части (10-13 такты) – женщин и девушек, приветствующих их взмахами шляп и цветами. Заключительная часть – громкая и торжественная. В партии преподавателя можно услышать ритмичный бой барабанов. С пятого такта во второй партии важное значение приобретает постепенное усиление звучности (сначала в левой руке появляется четвертная “до” малой октавы, затем мелодия звучит в унисон и переходит в стаккатированные созвучия в кульминации). В 10-13 тактах звучат мягкие барабанные палочки, а в заключительных тактах нужно предложить ребенку послушать октавные ходы в басах на f.

C. Прокофьев. “Петя” из симфонической сказки “Петя и волк”.

До мажор, 4/4, не спеша.

Эта пьеса отличается довольно сложным ритмическим рисунком, как и вся музыка выдающего русского композитора С. Прокофьева. Надо рассказать ребенку об этом произведении, дать послушать несколько фрагментов в записи, показать портрет композитора, чтобы ученик заинтересовался этой музыкой, тогда и овладение произведением пойдет успешнее.

Для лучшего усвоения ритмической стороны произведения можно предложить ребенку прохлопать его сначала ровными долями, а затем так, как написано в нотах. Также нужно обратить внимание на расстановку акцентов композитором.

В партии преподавателя имеется непрерывное арпеджированное сопровождение, которое уравновешивает своим звучанием прихотливую мелодию первой партии.

С. Прокофьев. “Кошка” из симфонической сказки “Петя и волк”.

До мажор, 4/4, умеренно.

Музыка пьесы рисует этого красивого грациозного зверька, штрихи в произведении показывают переменчивый нрав кошки. Работа над ритмом может быть построена аналогично предыдущему произведению.

Сложность пьесы заключается в том, что она написана полностью в басовом ключе, который осваивается учениками с некоторыми трудностями.

В партии преподавателя имеются стаккатированные четвертные ноты, которые выполняют поддерживающую функцию.

П. И. Чайковский. Вальс из балета “Спящая красавица”.

Эта пьеса входит во второй раздел первой части учебного пособия, который предназначен для закрепления полученных знаний и навыков.

Соль минор, 3/4, в темпе вальса.

Эта пьеса знакомит маленького пианиста с музыкой одного из красивейших балетов мира. Чтобы заинтересовать ученика, можно рассказать о композиторе, показать его портрет, сказать, что есть очень хороший фильм о нем, послушать вальс в записи и уже затем начать разбирать его на уроке.

Чтобы ребенку было легче, на первых порах играем его партию вдвоем для того, чтобы сразу звучала “красивая музыка” и постепенно переходим к игре в четыре руки. В конце пьесы над синкопами работаем отдельно. Кроме последнего эпизода (29-35 такты), партия ребенка довольно сложна, поэтому преподавателю нужно набраться терпения для достижения хорошего результата.

Обратить внимание ученика, что в обеих партиях мелодия идет в унисон. Поработать над легким звучанием аккомпанемента, исполнять его кистевым движением. Мелодию вести глубоким звуком, следя за динамикой, обозначенной редактором.

Ф. Шуберт. Немецкий танец.

Ля минор, 3/4, умеренно.

Форма двухчастная, репризного строения.

Пьеса великого немецкого композитора, автора симфонической и инструментальной музыки. В школьной программе много произведений Ф. Шуберта.

Немецкий танец начинается одноголосно, мелодия переходит из руки в руку. Очень выразительны половинные ноты, которые надо выдержать и прослушать. Во второй части, где мелодия проходит на октаву выше, музыка звучит в унисон. Но в альтерированных эпизодах нужно вместе с ребенком послушать мелодическую линию, к тому же здесь и ритмически играть сложнее.

Заключительная часть, как и первая, тоже звучит одноголосно. Нужно поработать с ребенком над нисходящими интервалами и поступенными нисходящими построениями в мелодии.

Динамика расставлена редактором следующим образом: первая часть – 1-я партия – р, 2-я партия – рр, вторая часть - середина идет на mf в обеих партиях, заключительная часть – р в обеих партиях. Преподавателю нужно постараться в первой и заключительной частях играть как можно аккуратнее, чтобы не заглушать маленького солиста. В середине можно “развернуться” и играть более ярко. Для того, чтобы ребенок быстрее освоил басовый ключ, можно разучить с ним басы во второй партии.

П. И. Чайковский. Хор девушек из оперы “Евгений Онегин”.

Ля мажор, 3/4, умеренно, но с движением.

Эта пьеса относится к репертуару второго класса.

Произведение начинается с двух тактов вступления во второй партии, затем вступает первая партия на mf и legato (!). Нужно пояснить ребенку, что это песенное произведение, так что legato необходимо в обеих руках. В левой руке лучше начать играть с первого пальца. Обратить внимание на фразы по четыре такта и обозначить их лигами (для наглядного воздействия). Первая и вторая фразы одинаковы. Третья фраза начинается с >, f, а вторая часть ее идет через dim. на р. Четвертая фраза повторяет третью с той лишь разницей, что ее окончание является переходом к последней фразе. В конце нужно сделать небольшое rit.

Ребенку можно рассказать о том, что в этом Хоре участвуют девушки с высокими и низкими голосами. В основном это двухголосный хор, но в некоторых местах за счет разделения голосов получается трехголосие. Это происходит в конце четвертой фразы и длится до конца пьесы. Первые голоса звучат в терцию. Также нужно обратить внимание на II повышенную ступень и VII пониженную в третьей и четвертой фразах.

В партии преподавателя предложить послушать ученику “пиццикато струнных” на фоне длинных басов.

И. Стравинский. Анданте из цикла “Пять легких пьес”.

Ля минор, 4/4, не спеша.

Эта пьеса, как и предыдущая, начинается двутактовым вступлением во второй партии. Партия солиста начинается с целой ноты “ля”, взятой в октаву. Ее надо прослушать до конца. Первая фраза звучит в унисон на протяжении четырех тактов. Вторая фраза длится три такта и исполняется правой рукой. Третья фраза продолжается четыре такта и проходит в левой руке. Четвертая фраза начинается в правой руке, затем ее мелодия подхватывает левая рука в унисон. В конце пьесы нота “ля” тянется четыре такта.

Характер музыки пасторальный, ученику надо порекомендовать прослушать длинные ноты и legato. Полезно исполнить ребенку вторую партию, обращая его внимание на “колышущийся” аккомпанемент в первой и заключительной частях. Во второй части предложить послушать длинные ноты в восходящем и нисходящем движениях (10-13 такты).

Моравская народная песня.

Фа мажор, 3/4, не спеша.

Ребенку нужно рассказать, что Моравия – это историческая область в Чехии, и здесь протекает река Морава.

В пьесе присутствуют элементы подголосочной полифонии. В первую часть, содержащую шесть тактов, входят две фразы по 3 такта. Вслушиваясь в мелодию, можно представить подпрыгивания и переступания хороводной песни. В партии левой руки звучат выразительные половинные ноты.

Вторая часть репризного строения. Она более насыщена по динамике. Фразы построены по такой схеме: 2+2+3. По характеру музыки она более плавная. В техническом отношении нужно проработать два последних такта в первой и второй вольтах.

Заключительная часть написана на октаву выше: та же мелодия, что и в первой части, повторяется в высоком регистре.

В партии преподавателя два первых такта являются вступлением. Длинные ноты, взятые с акцентами, напоминают “гудение” национального инструмента. Во второй части мелодия распределяется между двумя руками. В конце опять слышно подпрыгивание.

А. Гречанинов. “Весенним утром”.

Фа мажор, 2/4, allegro moderato.

Двухчастная форма с репризой во второй части и rit. в середине и в конце произведения.

Характер музыки шутливый (giocoso). Вступление в обеих партиях идет на mf, далее восьмые исполняются на staccato. Во второй части использован прием имитации (9-12 такты). Третья строчка повторяет первую.

Под эту музыку можно представить детскую сценку: утром, после завтрака, дети собрались на площадке, они бегают, играют, потом, немного отдохнув, снова пустились наперегонки.

Надо обратить внимание ученика на то, что в партии преподавателя звучат поддерживающие аккорды, которые как бы “помогают” бегать детям.

“Уж ты, поле мое, поле чистое”. Русская народная песня в обр. П. И. Чайковского.

Фа мажор, 3/4, медленно.

Широкая, раздольная русская песня с затактовым строением фраз. Лиги, данные в редакции, надо “удлинить”, чтобы не “дробить” музыкальную ткань. Мелодия начинается у солиста и две фразы он проводит её одной правой рукой. Трудностью при работе над первой партией является исполнение четвертей с точкой, а также гибкое, плавное, без толчков проведение мелодической линии. С третьей фразы появляются поддерживающие звуки и созвучия, а в седьмом такте – подголосок в левой руке. В пятой фразе мелодия звучит на октаву выше, чем в первой, к тому же она обогащена подголосками в левой руке. Седьмая и восьмая фразы звучат в унисон, широко и с rit. в конце.

Партия преподавателя звучит в низком регистре глубоким, бархатным звуком. Желательно играть как можно более связно и обратить внимание ученика на проведение тем в 3-4 и 5-8 тактах.

Й. Брамс. Народная песня.

Си-бемоль мажор, 2/4, Vivace (живо).

Форма - двухчастная репризная.

К этому ансамблю написаны слова:

Среди лугов там дом стоит, дом стоит, дом стоит.
И девушка в окно глядит, в окно глядит.

Характер музыки повествовательный, мелодия исполняется штрихом non legato в обеих руках в сексту и терцию, имеет секвенционное развитие. Динамика – mf, в конце dim. и р. В партии преподавателя аккомпанемент построен на отрывистом исполнении d-х. Концы фраз исполняются акцентировано (>), mp.

М. Равель. Павана спящей красавицы из цикла “Сказки матушки-гусыни”.

Ля минор, 4/4, lento.

Старинный испанский, а также итальянский танец медленного движения, торжественного характера.

В начале во второй партии имеются четыре такта вступления на р. Затем звучит мелодия у солиста в верхнем регистре с характерной “падающей” квартой и с удержанием на “ля” второй октавы. Вступление вводит слушателя в мир снов, где все зыбко и нереально. Во второй фразе у солиста имеется восходящее движение и удержание “соль” второй октавы. Нота “си” является кульминационным звуком этой фразы. За ней следует ослабление звучности (dim.). Третья фраза повторяет мелодию вступления у второй партии, но на повторяющемся звуке “фа” в басу. И, наконец, четвертая фраза звучит также, как первая.

Вторая партия, как уже говорилось, проводит мелодию в первых четырех тактах. Во второй фразе звучат хроматические восходящие и нисходящие ходы. В это время бас на расстоянии более, чем две октавы, на выдержанной целой ноте повторяет звук “ми” большой октавы. Третья фраза интересна тем, что в ней проводятся два самостоятельных голоса, и в одновременном звучании они красиво переплетаются. В четвертой фразе звучат нисходящие мотивы, повторяющиеся трижды. И в заключении опять звучат уже известные хроматические ходы на рр.

Музыка оставляет удивительно светлое впечатление, как игра оттенков на картинах импрессионистов, как скольжение солнечного луча по воде при небольшом ветре.

М. Мусоргский. “Поздно вечером сидела”, хор из оперы “Хованщина”.

Ре минор, 2/4, скоро.

Сюжет оперы основан на исторических исследованиях и подлинных документах XVII века. Либретто написано самим композитором.

Мелодия проходит у первой партии в терцию (первые два такта) – поют женские высокие и средние голоса, затем фразу заканчивают только верхние голоса. Строение второй фразы аналогичное. Общее направление движения мелодии во всех фразах нисходящее. Технической трудностью является согласованное проведение голосов в терцию, выполнение ритмической фигуры “восьмая с точкой, шестнадцатая”, выполнение разнообразных штрихов.

Во второй партии звучат аккомпанирующие звуки на staccato (первые два такта фраз), а вторая часть фраз (3-4 такты) написана с выдержанными басами. Во второй фразе в левой руке звучат октавы на staccato, а затем снова выдержанные басы. Третья и четвертая фразы состоят из стаккатированных восьмых в басах и “упругих” лиг в правой руке.

Полька-янка. Белорусский танец.

До мажор, 2/4, оживленно.

Родина польки – Чехия. Это подвижный народный танец, сопровождаемый маленькими прыжками.

Этим произведением завершается раздел ансамблей данного учебника.

Пьеса состоит из трех частей, каждая из которых содержит 8 тактов. В первой части мелодия проходит в первой, а затем во второй октаве. Она состоит из коротких мотивов и повторяющихся нот на staccato.

7-8 такты надо разобрать подробно и поучить в классе (аппликатура!). 11-14 такты представляют собой аккомпанемент, т. к. мелодия проходит во второй партии; здесь ребенку надо освоить исполнение коротких форшлагов и обязательно играть на р, слушая мелодию в партии преподавателя. Четвертая фраза исполняется в октавный унисон. В пятой фразе мелодия варьируется, здесь приобретается навык координации движений. Шестая фраза, где звуки в правой руке сочетаются с короткими форшлагами на staccato в левой руке – пожалуй, самое трудное место в пьесе.

Во второй партии в первых четырех тактах звучат аккорды, основанием которых служит “до” большой октавы. В следующей фразе характер сопровождения становится отрывистым. Затем в партии преподавателя проходит основная мелодия в вариационном развитии. Ближе к концу появляются тремолирующие фигуры, которые придают особую игривость и задорность танцу. Пьеса заканчивается на f , ярко и празднично.

Литература

  1. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., “Советский композитор”, 1986.
  2. Вайнкоп Ю. Краткий биографический словарь композиторов. Л., “Музыка”, 1983.
  3. 3. Готлиб А. Заметки о фортепианном ансамбле, вып. 8. М., “Музыка”, 1973.
  4. Должанский А. Краткий музыкальный словарь. М., “Музыка”, 1966.
  5. Крунтяева Т. Словарь иностранных музыкальных терминов. Л., “Музыка”, 1982.
  6. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста в 1-2 классах ДМШ. Киев, “Музыкальная Украина”, 1977.
  7. Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. М., “Советский композитор”, 1986.
  8. Николаев А. Фортепианная игра. 1-2 классы ДМШ. М., “Музыка”, 1986.
  9. Юдовина-Гальперина Т. За роялем без слез, или я – детский педагог. С-П., “Союз художников”, 2002.