Вход в Личный кабинет

Пособия для подготовки школьников к сочинению

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

«Виды сочинений по литературе. 10-11 классы». Методическое пособие для учителя.

75 руб.

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

«Сочинение? Легко! 10-11 классы». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

50 руб.

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

«Подготовка и проведение итогового сочинения по литературе». Методические рекомендации для образовательных организаций

Бесплатно


Уже в продаже в электронном виде в Личном кабинете!

Проект "Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность темы

Информатизация образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, города, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании.

Для создания, развития и информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный нашей системой образования”.

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

Становится аксиомой и то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Владение информационно-компьютерными технологиями помогает педагогу чувствовать себя комфортно в новых социально-экономических условиях, а образовательному учреждению – перейти на режим функционирования и развития как открытой образовательной системы. 

Для достижения полноты и качества использования научных и практических знаний в образовательной деятельности дошкольных учреждений требуется создать в границах их "производственных" процессов эффективную систему информационного обеспечения. Для этого необходимо, чтобы качественно заработал каждый ее элемент.

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса.

Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств – от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет. В соответствии с Концепцией внедрения новых информационных технологий в дошкольное образование компьютер должен стать в детском саду ядром развивающей предметной среды. Он рассматривается не как отдельное обучающее игровое устройство, а как всепроникающая универсальная информационная система, способная соединиться с различными направлениями образовательного процесса, обогатить их и в корне изменить развивающую среду детского сада в целом.

Отечественные и зарубежные исследования по использованию компьютера в детских садах убедительно доказывают не только возможность и целесообразность этого, но и особую роль компьютера в развитии интеллекта и в целом личности ребенка (С. Новоселова, Г. Петку, И. Пашелите, С. Пейперт, Б. Хантер и др.).

Анализируя деятельность нашего ДОУ, хочется отметить, что использование педагогами ИКТ в работе с детьми и родителями находится на низком уровне.

Работа педагогического коллектива характеризуется целостностью и предусматривает взаимосвязь между различными видами деятельности. Педагоги ДОУ активно внедряют новые образовательные технологии в образовательный процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. 60% педагогического коллектива владеют персональным компьютером. Из них: 45% – начинающих пользователей; 33%- пользователь; 22% – продвинутый пользователь.

Большое внимание в ДОУ уделяется работе с родителями, сложилась система, позволяющая вовлекать их в процесс воспитания детей согласно задачам учреждения. Для этого применяются различные формы: дни открытых дверей, спортивные праздники, выставки, встречи со специалистами различного профиля, лектории. Проводятся индивидуальные и групповые консультации. Систематически выявляется позиции педагогов и родителей по актуальным проблемам. Однако остается проблемой привлечение родителей к созданию совместных проектов. В связи с этим нужно построить работу с родителями так, чтобы они были заинтересованы в успехах свих детей и стремились всячески помочь ДОУ в создании единого образовательного пространства через организацию сотрудничества семьи и детского сада.

На наш взгляд, основные трудности возникают при реализации сотрудничества детского сада и семьи при использовании только традиционных методов и форм работы с семьей. В то время как необходимо иное решение задач сотрудничества воспитателей и родителей.

Несмотря на то, что в последнее время и наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию в педагогическом процессе детского сада, чаще работа с родителями ведется только по одному из направлений педагогической пропаганды, при которой семья является лишь объектом воздействия. В результате обратная связь с семьей не устанавливается, а возможности семейного воспитания не используются в полной мере.

В то же время информационные и, особенно, телекоммуникационные технологии способны повысить эффективность взаимодействия педагогического коллектива детского сада и родителей при обучении и воспитании дошкольников.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет родителям возможность оперативного получения информации о жизни ДОУ, группы, расписании занятий, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях.

Такой режим информационного взаимодействия не отрицает возможности получения индивидуальной или конфиденциальной информации. На сайте ДОУ может быть реализована подсистема разделения прав и полномочий пользователей, а каждый родитель может обладать своим "ключем" для входа на такой сайт.

Кроме этого сайт детского сада или других образовательных учреждений может стать для родителей источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц таких сайтов родители могут получить информацию о методах сбережения здоровья детей, их безопасности, правилах поведения ребенка в семье и в обществе, полезные советы по обучению и воспитанию дошкольников.

Телекоммуникации позволяют родителям в реальном режиме времени отслеживать воспитательно-образовательный процесс своих детей, получать информацию о проблемах, возникающих в обучении и советы, направленные на устранение конкретных проблем во взаимодействии с педагогом.

В то же время, поскольку взаимодействие семьи и дошкольного учреждения играет важную роль в развитии ребенка и обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования, необходимо детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, их влияния на взаимодействие и разработка рекомендаций, которые помогли бы повысить эффективность этого взаимодействия. В связи с этим, вопрос поиска и осуществления использования новых технологий, нетрадиционных форм, а также использование ИКТ во взаимодействии дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день является одним из самых актуальных.

В связи с этим и возникла необходимость создания проекта “Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды” в нашем детском саду. Нами задекларирована главная цель внедрения информационных технологий – создание единого информационного пространства образовательного учреждения, системы, в которой задействованы и на информационном уровне связаны все участники образовательного процесса: администрация, воспитатели, дети и их родители. Данные приведенного анализа позволяют выделить ресурсы, которые могут стать фундаментом проекта: достаточный уровень профессионализма педагогов, наличие нормативно- правовой базы, наличие научно- методической базы.

Цель, задачи проекта

Значимость проекта “ Использование информационно-коммуникативных технологий в ДОУ для создания единой информационной среды” состоит в том, чтобы достичь информатизации родителей и социума о деятельности ДОУ, а педагогическим работникам активизировать использование информационно – коммуникативные технологии в работе с детьми. Мы работаем над тем, чтобы создать единую информационную среду в ДОУ.

Реализация проекта осуществляется через создание информационной среды, через обучение педагогов ИКТ, занятий с детьми с использованием ИКТ, через создание сайта МДОУ № 4 “Лебедушка” для родителей и общественности. Проект основан на концептуальных положениях:

  • Информационная культура и компьютерная грамотность педагогов.
  • Принцип охраны здоровья детей.
  • Информационный подход к педагогическому процессу.
  • Триединство образовательных целей.
  • Педагогическая целесообразность.
  • Интеграция.
  • Принцип мультимедийности.
  • Интерактивный характер.

Проблема. Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ.

Цель. Использование информационно – коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ, для создания единой информационной среды.

Задачи проекта

  • Создать комплексную интегрированную модель информационно-методического и технического обеспечения воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
  • Интегрировать, внедрить информационные технологии в процессы воспитания и обучения.
  • Создать банк компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов по использованию информационных технологий в работе ДОУ.
  • Разработать личностно-ориентированные формы взаимодействия субъектов (детей, родителей, педагогов) учреждения, обусловливающие повышение уровня профессиональной компетентности специалистов и овладение интегрированными способами развития личности ребенка.
  • Повысить заинтересованность родителей во взаимодействии их с ДОУ.
  • Популяризировать деятельность МДОУ среди населения города, области, страны.

Ресурсное обеспечение проекта

Нормативно-правовые:

  • разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность ДОУ (приказов, положений, правил, функционалов), заключение договоров с партнерами;

Научно-методические:

  • функционирование творческой группы по реализации проекта в ДОУ ;
  • разработка механизма, критериев и показателей оценки результативности реализации проекта;
  • внедрение системы методических консультаций по ходу реализации проекта;
  • Оснащение педагогов методическими пособиями и рекомендациями по использованию ИКТ в работе с детьми.

Кадровые:

  • создание условий для повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов участвующих в реализации проекта;
  • привлечение необходимых специалистов извне;
  • создание творческих групп;

Информационные:

  • формирование банка данных по реализации проекта;
  • мониторинговые мероприятия;
  • организация мероприятий по информированию общественности о ходе реализации проекта;

Материально-технические:

  • приобретение технических и дидактических средств обучения;
  • оснащение ДОУ оргтехническими средствами: мультимедийными проекторами, ноутбуками;

Финансовые:

  • смета расходов ДОУ;
  • спонсорская и благотворительная помощь;
  • предпринимательская деятельность ДОУ.

Поэтапный план реализации проекта

1 этап – организационный

  • разработка нормативно- правовой базы;
  • создание творческих групп из высококвалифицированных и творческих специалистов для работы по проекту;
  • разработка структуры внедрения использования ИКТ в воспитательно- образовательном процессе ДОУ.

2 этап – внедренческий

  • апробирование и внедрение ИКТ в воспитательно-образовательный процесс ДОУ;
  • подготовка педагогических кадров к новой образовательной практике;
  • выстраивание сотрудничества с родителями и городскими социальными структурами, через ИКТ;
  • обновление и обогащение предметно-развивающей среды ДОУ;
  • совершенствование модели взаимодействия детского сада и семьи в развитии детей;
  • обеспечение пропаганды педагогических знаний и результатов работы ДОУ перед родителями и общественностью.

3 этап – результативный

  • анализ результатов реализации проекта в ДОУ, корректировка содержания, подведение итогов;
  • обобщение опыта работы педагогов;
  • трансляция педагогического опыта на городских и областных мероприятиях;
  • разработать программу действий ДОУ на следующий период реализации проекта с учётом полученных результатов.

Ожидаемые результаты

  1. Повышение эффективности процесса обучения.
  2. Активизация познавательной деятельности детей.
  3. Повышение уровня профессионального мастерства педагогов ДОУ.
  4. Выявление уровня психолого-педагогической компетенции родителей.
  5. Раскрытие личностного потенциала воспитанников в воспитательной системе ДОУ и семье.
  6. Реализация личностно- профессионального роста педагогов.
  7. Активизация педагогического и культурного сознания родителей, педагогов и других специалистов, для создания единой информационной среды.
  8. Создание активно действующее, работоспособной системы поддержки семейного воспитания, через использование информационно – коммуникативных технологий.
  9. Участие родителей в воспитательно-образовательном процессе детского сада.
  10. Повышение педагогической культуры родителей.

В результате реализации проекта качественно изменится работа педагогов, которые смогут эффективно решать задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста и во взаимодействии детского сада и семьи. Будет продолжена работа по привлечению узких специалистов из детской поликлиники (психологов, логопедов, врачей) и в дальнейшем открытие в МДОУ №4 "Лебедушка" консультационного центра для родителей.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3