Урок биологии в 8-м классе на тему "Ткани"

Разделы: Биология


Задачи урока:

  • повторить материал о клетке и дать понятие об уровнях организации;
  • познакомить с видами тканей;
  • отработать технику работы с оптическим микроскопом.

Оборудование: таблицы с изображениями строения клетки, типов тканей; микроскопы (на каждый стол); и набор препаратов: почечный эпителий, хрящ, поперечнополосатая и гладкая мышечные ткани;  нервная ткань, мультимедийный проектор, компьютеры. 

Ход урока

I. Изучение нового материала

1. Короткая лекция о типах тканей (Приложение 1 - презентация)

Слайд 1

Эпителиальная ткань: клетки мелкие плотно прилегающие друг к другу, постоянно делятся и отмирают, межклеточного вещества нет. Различаю: покровный эпителий, железистый эпителий, мерцательный эпителий.

Слайд 2

Соединительная ткань: клетки крупные, расположены рыхло, есть межклеточное вещество. Различают хрящевую, костную, жировую, плотную, рыхлую, кровь.

Слайд 3,4

Мышечная ткань: состоит из клеток, содержащих тонкие сократительные волокна- миофибриллы. По строению миофибрилл различают: поперечнополосатую скелетную, поперечнополосатую сердечную и гладкую.

Слайд 5

Нервная ткань: Нейрон, отростки: короткий – дендрит; длинный – аксон. Нейроглия.

Слайды 6, 7

Функции: Эпителиальной ткани: покровная (пограничная, защитная) и секреторная.

Соединительная ткань выполняет: питательную, защитную, опорную и транспортную.

Мышечная ткань: движение, сокращение, защита.

Нейроны делятся на чувствительные(афферентные),

Вставочные и двигательные (эфферентные).

Нейроглия выполняет опорную и питательные функции.

2. Лабораторная  работа

Учащихся следует предупредить, что изображать все видимое в круге вовсе не обязательно: достаточно ограничиться зарисовкой небольшого участка ткани, чтобы был ясен характер расположения клеток и тип межклеточного вещества, если оно есть.

• Просмотр эпителиальной ткани почечных канальцев. Привести микроскоп в рабочее состояние: осветить объект, настроить резкость. Встречающиеся на препарате окружности и эллипсы — это поперечные разрезы канальцев, стенки которых состоят из эпителиальной ткани. Обратить внимание на то, что клетки образуют сплошной ряд. Крупные ядра говорят об интенсивном обмене, происходящем в клетках. На рисунках надо указать ядро, цитоплазму, клеточную мембрану. Наиболее удобный режим просмотра: окуляр 15, объектив 8, увеличение х 120.

• Просмотр хрящевой ткани как пример соединительной.

Режим просмотра может быть оставлен тот же. На рисунке должны быть отражены капсулы, включающие несколько клеток (редко одну) и гомогенное вещество между ними.

• Просмотр гладкой мышечной ткани.

Мышечная ткань состоит обычно из веретеновидных клеток с палочковидными ядрами. Функций гладкой мышечной ткани имеет две особенности: она не подчиняется человеческой воле; работа гладких мышц регулируется как вегетативным отделом нервной системы, так и гормонами.

• Просмотр поперечнополосатой мышечной ткани.

Поперечную исчерченность ткани создают сократительные нити, которые состоят из двух белков (актина и миозина), по-разному преломляющих свет. Их чередование и создает такую окраску. При мышечном сокращении происходит синтез этих белков, ведущих к укорочению сократительных нитей.

При рассмотрении функций поперечнополосатой мышечной ткани следует заметить, что она регулируется только нервной системой (ее соматическим отделом) и может подчиняться нашей воле.

• Просмотр нервной ткани.

Показать типичные нервные клетки можно на препаратах спинного мозга, мозжечка и других отделов мозга. Следует обратить внимание на их различную форму и подчеркнуть, что каждый нейрон имеет тело, в котором находятся ядро, цитоплазма и отростки. При этом один из отростков — аксон — имеется у любой нервной клетки. Он проводит нервные импульсы (сигналы нейрона) к другим клеткам и органам. Других отростков - дендритов — может быть много. Нервные импульсы способны передаваться только в пределах нейрона.

II. Закрепление материала

1. Выполнение самостоятельной работы на компьютерах по вариантам (Приложение 2)