Рейтинг@Mail.ru

Авторская программа элективного курса по географии для 9-го класса "Урал — кладовая Земли"

Разделы: География


Пояснительная записка.

Статус документа.

Программа курса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне, а также содержательных линий национально-регионального компонента образовательного стандарта основного общего образования Свердловской области, примерной программы основного общего образования по географии, программы учебного курса для учащихся основной и средней школы “География Свердловской области” авторов В.Г.Капустина, И.Н.Корнева.

Содержание элективного курса знакомит учащихся 9 класса с географией родного края, позволяет школьникам овладеть приемами работы с географическими картами, коллекциями минералов. Данный элективный курс представляется особенно актуальным, так как вооружает учащихся знаниями по краеведению, вводит в интересный мир минералогии, развивает их географическую память, повышает интерес к предмету географии.

Содержание курса предполагает работу с разными источниками информации и со школьными коллекциями минералов, а также работу в полевых условиях и экскурсионную программу.

Изучение данного элективного курса направлено на достижение целей:

  • воспитание любви к своей “малой” Родине, позитивного отношения к окружающей природе;
  • через высокую научность и творческую направленность содержания курса способствовать развитию творческих, исследовательских способностей обучаемых, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании географического пространства региона;
  • развивать гибкость мышления и поведения, необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоемких производств.

Требования к учащимся:

  1. Усваивать и воспроизводить учебный материал.
  2. Уметь использовать различные источники учебной информации и правила техники безопасности при работе с коллекциями минералов.
  3. Овладеть приемами переструктурирования географической информации (графики, схемы, таблицы, картосхемы) и передачи ее собеседнику в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок.
  4. Определять степень географической правильности суждений, диагностировать географические ошибки.

В результате изучения данного курса, при обязательном выполнении всех практических работ, учащиеся получают зачет.

 Учебно-математический план.

Название тем курса Всего часов Формы работы
1 Рождение Урала. 1 Исследовательская работа по картам.
2 Особенности тектоники Урала 1 Практическая работа по тектонической карте.
3 Особенности природы Урала. 1 Работа с картами, учебником и дополнительными источниками информации.
4 Каменное изобилие Урала. Открытие, размещение, использование рудных, нерудных, горючих полезных ископаемых Урала. 6 работа с коллекциями минералов;

практическая работа на контуре;

просмотр учебного видеофильма “Ильменский минералогический заповедник”.

5 Каменное изобилие Урала. Открытие, размещение, использование драгоценных камней Урала. 4 Практическая работа на контуре.

Посещение геологического или краеведческого музея в Екатеринбурге.

6 Каменное изобилие Урала. Открытие, размещение, использование поделочных уральских камней. 7 Практическая работа с коллекциями поделочных камней.

Творческий конкурс “Моя малахитовая шкатулка”.

Посещение Шарташских каменных палаток.

Интернет-урок “Использование уральских поделочных камней в мировой архитектуре”.

7 Проблемы рационального использования полезных ископаемых Урала. 1 Использование различных источников информации.
8 Геоморфологические памятники природы Урала. 2 Работа с различными источниками информации. Посещение Дендрологического парка.
9 Екатеринбург-столица Урала и наш родной город. 8 Изучение истории города. Изменение статуса города в разные исторические периоды.

Роль Татищева в истории нашего города.

Символика Екатеринбурга.

Творческий конкурс на лучший герб города.

Учебная презентация “Улицы моего города”.

Творческий конкурс “Улица имени меня”.

10 Полевая практика. 2 Определение минералов на местности.
11 Итоговое занятие 1  
  Итого: 34  

Литература.

  1. Скарлато Г. Занимательная география. Домашняя энциклопедия Киев, 1996.
  2. Савенко Е. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург, 2006.
  3. Лаврова С. Урал. Кладовая Земли. Москва, 2007.
  4. Архипова Н.П. Природные достопримечательности Екатеринбурга и его окрестностей. Екатеринбург, 2001.
  5. Капустин В.Г. География Свердловской области. Екатеринбург, 2006.
  6. Анимица Е.Г. Города Среднего Урала. Свердловск, 1983.
  7. Географические карты для средней школы.
  8. Энциклопедии для детей по географии и геологии. “Аванта+”