Активно-игровые формы в учебно-воспитательном процессе

Разделы: Биология


Педагогические возможности игровых методик

Игра – особый вид деятельности.

Во-первых, потому, что играть приятно, играть легко, играть весело,  игре мы проживаем счастливое состояние. В подарок от природы получаем мы предрасположенность и потребность в игре; генетическая программа обеспечивает нашу обязательную игровую деятельность, в ходе которой организм развивается, упражняясь. И ни один вид деятельности не обладает такой прочной органической базой, как игра – деятельность, предписанная самой природой развития человека.

Спросим малышей и подростков, любят ли они играть и хотят ли играть сейчас? Услышим ответный единодушный выдох: «Да!». Спросим старшеклассников, длинноногих, басовитых, широкоплечих, а любят ли играть они, такие серьезные и важные. Их ответ обрисуется сияющим блеском загоревшихся глаз и дополнится сдержанным, но столь же единодушным: «Да». Столь же радостно вступают в игру педагоги. Человек есть «человек играющий», homo ludens (Хейзинга).

Во-вторых, целевое содержание, расположенное в самой игре, внутри игры (игра есть деятельность, цель которой лежит в самой деятельности) придает весомость каждому моменту игры. Играют, чтобы играть. Получают удовольствие от процесса игры, а достижение цели лишь венчает получаемое удовольствие. Данная особенность игры обеспечивает ощущение легкости. И, хотя все знают, что игра часто требует высочайшего напряжения сил, тем не менее говорят, что «играть», в отличие от «работать», вовсе не трудно. Зная это, человек вступает в игру открыто, без опасений и боязни, потому что принимает расхожее отношение к игре как к делу несерьезному – такому, что не может поколебать авторитет и подорвать репутацию. Увлеченный ходом игры, он забывает о своем авторитете, перестает заботиться о своем реноме, его вовсе не заботит внешнее впечатление от производимых действий. Он играет взахлеб.

В-третьих, любая игра содержит в себе элементы других видов деятельности, а значит, обладает возможностью приобщать человека к какому-то виду деятельности, ещё не освоенному человеком. Вот почему игра дело серьезное с точки зрения развития ребенка: через игру он вступает в мир человеческой деятельности уже в некоторой степени оснащенным, подготовленным. В игре заложена возможность незаметно овладевать некоторыми умениями, необходимыми для познавательной, трудовой, художественной, спортивной деятельности, для общения. Опытные педагоги эту особенность игры знают и потому в случаях дидактических затруднений вводят в обучение игровые моменты, в ходе которых дети незаметно осваивают то, что было трудным ранее. Многие из педагогов могут сказать, что сначала они играли «в школу», а потом избрали профессию школьную.

В-четвертых, в игре минимальное количество правил, соблюдать их нетрудно, а все остальное – поле для свободного проявления индивидуального «Я». Простая фабула игры позволяет каждому играющему выстраивать свой вариант сюжетного развития игры. Это придает интригу, держит интерес играющих на уровне высокого внимания, а деятельность на уровне высокой активности. О свободе мечтают малыши и старики. Свобода проявления своего автономного мира, с его сложностью и непохожестью, странностью и неповторимостью, доставляет  счастливые переживания. В игре каждое «Я» обретает адекватную форму. Поэтому игра по природе своей диагностична.

В-пятых, игра – самый демократичный вид  деятельности: здесь нет начальников и подчиненных, равенство гарантируется ролевым распределением и диктатом фабулы. В игре все равны и все испытывают счастье от равенства, которого так недостает в социальном мире. Человек, вступивший в игру, есть играющий человек – не более того, - и все его регалии, должности, звания, достижения, положение забываются всеми играющими, в том числе и самим носителем этих формальных отличий. И ребенок тоже в игре оказывается в демократическом окружении: никто не помнит о его учебных неудачах, плачевном поведении либо блестящих отметках, отменном прилежании. Игра – общение равных.

Отмеченные особенности придают игре особое педагогическое значение, наделяя ее ролью чрезвычайной:

  1. Игра – фактор развития ребенка;
  2. Игра – способ приобщения ребенка к миру культуры;
  3. Игра – щадящая форма обучения ребенка жизненно важным умениям;
  4. Игра – ознакомление ребенка с широким спектром видов человеческой деятельности;
  5. Игра – мягкое корректирование воспитанности ребенка, незаметное вовлечение его в ценностную палитру новых для него отношений;
  6. Игра – деликатное диагностирование социального развития ребенка;
  7. Игра – профессионально-изящная форма социально-психологического тренинга;
  8. Игра – способ педагогической помощи ребенку в разрешении проблем жизни, ставших перед  ним в реальной повседневности;
  9. Игра – один из простых способов подарить ребенку счастливые моменты проживания радости жизни;
  10. Игра – простой и легкий способ формирования товарищества и дружбы между детьми, один из способов формирования гуманистической атмосферы в группе.

Игры-миниатюры

1. «Узнай родственника»

Можно давать после изучения семейств. Можно играть индивидуально и с классом.

Пускаем по ряду стопку гербариев и предлагаем выбрать каждому тот, который соответствует данному семейству и классу.

Можно пустить лист бумаги по ряду и записать жилкование листьев, бесхвостых и хвостатых земноводных, какой ряд больше напишет.

2. «Третий лишний»

Найти элемент, не подходящий ко всем другим. Например:

Гулявник лекарственный
Горчица культурная
Ярутка полевая
Вишня садовая
Сурепка обыкновенная

Устанавливаем, что лишняя – вишня садовая. Обеспечен плавный переход к изучению следующей темы: семейство Розоцветные.

3. Составь слово

Предлагаются слова: редька, сурепка, одуванчик, петуния, огурец. Нужно составить, используя заглавные буквы этих растений, слово – название злака.

Можно объединить «Третий лишний» и «Составь слово». Предлагаются группы слов, в каждой нужно найти лишнее, а потом из заглавных букв составить название животного. Например:

Лягушка
Жаба
Квакша
Тритон
Жерлянка

Крокодил
Черепаха
Кобра
Ихтиозавр
Веретеница

Иволга
Дятел
Гусь
Глухарь
Рябчик

Утконос
Ехидна
Коала
Рысь
Кенгуру

4. Составь трехзначное число

Можно рекомендовать при закреплении какой-либо темы. Суть состоит в том, что учащийся должен выбрать из каждой колонки по первой соответственно. Шифры ответов записываются последовательно трехзначным числом. Например, по теме «Мышечная ткань»:

1. Скелетная.
2. Сердечная.
3. Гладкая.
4. Из тонких волокон.
5. Из поперечно-полосатых волокон.    
6. Из переплетенных поперечно-полосатых волокон.

7. Сокращается быстро автоматически.
8. Внутри организма, сокращаются медленно.
9. Сокращаются произвольно.

Ответ: 159, 267, 348.

5. «Отгадай»

Используется при изучении систематики в 6-7-м классе.

А) Один ученик задумал животное, а остальные учащиеся задают вопросы, чтобы угадать задуманное животное. По ответам «Да» или «Нет», они должны отгадать.

Б) На доске список из пяти растений или животных, один ученик уходит из класса, а потом заходит и задает классу вопросы. По ответам «Да» или «Нет», он должен угадать.

6. «Биоринг»

Рекомендуется после изучения темы или в конце триместра.

Вызываем ученика на ринг, а остальные задают ему вопросы по теме, если не отвечает, то отвечает тот, кто задавал. Оценка выставляется по желанию.

Кроссворд.

Тема «Цитология»

  1. Газ, образующийся в результате фотосинтеза.
  2. Стадия обмена веществ, обеспечивающая клетку энергией.
  3. Название зеленых пластид.
  4. Углевод, входящий в нуклеотид ДНК.
  5. Стадия обмена веществ, способствующая построению клетки и обновлению ее состава.
  6. Нуклеотид, комплементарный гуанину.
  7. Вид РНК, доставляющий аминокислоты к месту синтеза белка.
Кислор о д
Энерге т ическая
Хлороп л асты
Дизокс и рибоза
Пласти ч еская
Цитози н  
трансп о ртная

8. «Маскировка»

Дается перечень характерных особенностей трех видов растений или животных, относящихся к разным систематическим категориям. Два, из них известно, в третье – нет.

Три гербария: редька, малина, а третье – неизвестно.

  1. Плод стручок
  2. Чашечка из 5 чашелистиков
  3. Пестик 1, тычинок 6
  4. Плод – многокостянка.
  5. Пестик 1, тычинок 5
  6. Плод – ягода
  7. Венчик из 5 лепестков
  8. Растение образует корнеплод
  9. Растение образует клубни
  10. Листья имеют сетчатое жилкование

В течение одной минуты учащийся выписывает признаки редьки и малины, а оставшиеся – замаскированному растению. (Редька: 1, 3, 8, 10. Малина: 2, 4, 10. Картофель: 5, 6, 7, 9, 10).

9. «Синквейн»

Правило составление синквейна.

В синквейне 5 строк: 1 – понятие (одно слово); 2 – прилагательные (два слова); 3 – глаголы (три слова); 4 – предложение (из четырех слов); 5 – существительное (одно слово).

Прилагательные и глаголы должны раскрывать понятие, а предложение – иметь смысловой характер. Например:

1. Дарвин
2. Трудолюбивый, обстоятельный.
3. Путешествовал, наблюдал, анализировал.
4. Выяснил причины эволюции живого.
5. Гений.