Использование современных технологий в школьной библиотеке

Разделы: Организация школьной библиотеки


Программа развития модели муниципального общеобразовательного учреждения – средней образовательной школы №68 г. Краснодара, как социокультурного центра образовательного пространства направлена не только на преодоления основного противоречия между стремительными темпами роста знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения человека в период обучения. (Это противоречие заставляет образовательное учреждение, прежде всего, формировать умение учиться, добывать информацию, извлекать из неё необходимые знания. Однако для этого личность не только должна владеть особыми информационными знаниями и умениями, но и быть профессионально готова транслировать их, формируя особый тип культуры – информационную культуру личности).

Но и существенным образом влияет на реализацию образовательной функции, как у всего образовательного учреждения, так и у школьной библиотеки.  Значительное возрастание доли самостоятельной работы с источником информации в структуре практически любого вида деятельности человека, живущего в информационном обществе, широком внедрение новых информационных технологий, существенно обогативших номенклатуру информационных продуктов и услуг, предоставленных потребителям информации, - всё это обуславливает необходимость владения библиотекарем не только традиционными профессиональными знаниями и умениями, но и заставляет осваивать методы обучения пользователей навыкам работы с информацией. Таким образом, для библиотеки школы организация информационного образование информационной культуры личности представляет задачу первостепенной важности, а библиотекарь становится ключевой фигурой, от которой в первую очередь зависит возможность реального повышения уровня информационной культуры учащихся.   Таким образом, одним из инновационных направлений информационно-библиотечного обслуживания в школе является медиатека. Медиатека— часть инфраструктуры образовательного учреждения, своего рода центр, работа которого организована на базе новых информационных технологий. В медиатеке реализуются новые формы организации познавательной, креативной и коммуникативной деятельности ее пользователей за счет создания индивидуальных информационных ресурсов, новых для учащихся видов работы с информацией на традиционных и нетрадиционных носителях, а также за счет возможности использования внебиблиотечных (удаленных) ресурсов других библиотек и информационных структур.

В медиатеках используются ресурсы Интернета, CD-ROM, аудио- и видеодокументов. На базе медиатеке проводятся отдельные уроки, требующие использования документов на указанных выше носителях. Здесь же проходит работа по Интернет-проектам данной школы.

Медиатека — это качественно новое, методически обоснованное обеспечение возможностей для самостоятельной работы учащихся, их самообразовательной деятельности. Как сотрудник библиотеки, так и учитель может руководить формированием новых знаний и умений, учащихся путем проведения индивидуальных и групповых занятий, учитывающих уровень подготовки и психологические особенности учащихся.

Специфика работы сотрудника медиатеки, кроме формирования и обработки фонда, предполагает организацию воспитательной работы, повышение уровня информационной культуры учащихся и учителей, создание новой информационной продукции и услуг, организацию использования внешних информационных ресурсов школьного образования. В частности, на базе медиатеки и с помощью ее сотрудника учитель может подготовиться к урокам, в которых используются компьютерные , программные средства по коррекции и обобщению знаний, CD-ROM, диафильмы, аудиозаписи и т. д.

Ведущий сотрудник ИОСО РАО Е. Ястребова выделяет несколько этапов создания школьной медиатеки.

1-й этап. Выбор помещений, оборудования, технических средств.

2-й этап. Создание индивидуальных рабочих мест учителей и учащихся для самостоятельной работы с информацией. Приобретение или создание электронного каталога медиатеки. Подключение к Интернету. Обучение учителей работе с информацией на нетрадиционных носителях.

3-й этап. Проведение семинаров и практических занятий для учителей с целью освоения ими методик обучения в сотрудничестве с сотрудниками медиатеки. Наращивание фонда медиатеки. Создание сервера или web-страницы школы и путеводителя по ресурсам Интернета. Создание школьной Интернет-газеты или журнала.

4-й этап. Дальнейшее развитие материальной базы медиатеки и форм ее деятельности в интересах организации учебного процесса, воспитательной работы, освоения телекоммуникационных ресурсов образования.

Существенной отличительной чертой медиатеки МОУ СОШ № 68 является приобщение учащихся к новому виду самостоятельной образовательной деятельности — работе как с вербальной, так и с образной информацией, в том числе графической, звуковой, символической и т. п.

Для школьной библиотеки очень важна координация работы по обслуживанию учителей и родителей, но обеспечение информационных потребностей учителей, родителей и учащихся в условиях ограниченности ресурсов и небольшого штата школьной библиотеки вызывает определенные трудности. Кроме того, состав фондов общедоступных библиотек не рассчитан на удовлетворение профессиональных потребностей учителей.

Одним из решений указанной проблемы стала организация центра коллективного пользования педагогической информацией в школе. Концепция подобных центров была разработана в 1996 г. под руководством академика Международной академии информатизации, профессора Г. И. Поздняковой. Она считает что, центры коллективного пользования педагогической информацией могут быть организованы как на базе общедоступных библиотек, так и в качестве отдельных структурных подразделений территориальных органов управления образованием. В отдельных случаях организация центров может быть результатом координации усилий нескольких учреждений: например, школьной библиотеки, районной общедоступной библиотеки, специализированной книготорговой фирмы, какого-либо учреждения дополнительного образования. Опыт организации подобных центров в Санкт-Петербурге и Ленинградской области (г. Выборг), а также близких по содержанию работы центров в Перми, Самаре, Алтайском крае показал, что координация в библиотечно-информационном обслуживании учителей не только облегчает работу школьного библиотекаря, но и создает условия для повышения комфортности информационно-образовательной среды в целом.

В школьной библиотеке практикуется оказание библиотечных услуг. Библиотечные услуги предоставляются в процессе обслуживания читателей — следовательно, этот процесс можно рассматривать как систему предоставления библиотечных услуг. Предметами библиотечной услуги могут быть; документ, факт, сообщение о правилах работы с книгой или шире — об информационной культуре вообще, перевод текста, копия документа, информация о новых поступлениях и др. Реализуя доступ к библиотечным ресурсам, библиотекарь через услугу проявляет свою посредническую роль.

В процессе библиотечно-библиографического обслуживания различные информационные потребности пользователей библиотеки удовлетворяются с помощью соответствующих им библиотечных услуг. Поэтому можно утверждать, что библиотечно-библиографическое обслуживание — это система взаимосвязанных между собой библиотечных услуг.
Основная черта библиотечной услуги, ее назначение — сделать доступными для пользователя документы и библиотечную информацию, которые ему необходимы. Виды услуг — это разные способы организации доступа читателя к библиотечным ресурсам в целях удовлетворения и развития их информационных потребностей.

Самыми элементарными услугами с точки зрения структуры являются: рассказ о книге, консультация, выставка, плакат, а итог услуги — выдача документа или получение определенной библиотечной информации. На основе сочетания этих элементарных услуг, различных библиотечных приемов, объединенных конкретной библиотечной целью, создаются и развиваются многообразные сложные услуги. Сложные библиотечные услуги удовлетворяются (реализуются) через способы индивидуального, группового и фронтального обслуживания.

В профессиональной прессе широко обсуждается вопрос о платности и бесплатности библиотечных услуг.

Необходимо отметить, что школьные библиотеки, как и большинство библиотек других типов, всегда были ориентированы на бесплатное обслуживание читателей, реализацию своей культурной и информационной миссии в обществе.

В настоящее время в связи с интенсивным развитием микроэкономики библиотек, переходом библиотек к рыночным, то есть конкурентным отношениям библиотечное законодательство разрешает библиотекам всех типов оказывать платные услуги при сохранении обязательного набора бесплатных услуг.

К обязательным бесплатным библиотечным услугам относятся:

  • получение информации о наличии в библиотеке конкретного документа;
  • получение полной информации о составе библиотечного фонда через систему каталогов и другие формы библиотечной информации;
  • получение консультационной помощи в поиске и выборе источников информации;
  • организация открытых просмотров литературы, тематических выставок в помещении библиотеки;
  • получение во временное пользование любого документа из библиотечных фондов, в читальных залах и на абонементе;
  • получение документов по МБА из других библиотек (кроме электронной доставки документов).

Платными становятся главным образом те услуги, которые требуют значительных материальных затрат и большего времени для их выполнения с использованием множительных устройств, ЭВМ, других технических средств (например, копирование документов, онлайновый поиск в базе данных с персонального терминала, распространение баз данных на дискетах и других носителях).

Большое практическое значение имеет классификация библиотечных услуг, так как содержание услуг несет в себе познавательный, этический, эстетический, эмоциональный потенциал, а также ценностно-ориентирующие установки и является продуктом духовной культуры общества.

Большое практическое значение имеет работа (она еще не завершена) по созданию четкой классификации библиотечных услуг. В настоящее время предлагаются следующие виды услуг:

Услуги, конечным результатом которых является выдача документов во временное пользование: а) в пределах библиотеки, в читальных залах; б) на абонементе для чтения дома.

  1. Справочно-аналитические услуги: выдача тематических, фактографически, аналитических, уточняющих, адресных и других справок.
  2. Копировальные услуги — выдача копий документов.
  3. Услуги текущего информирования: ИРИ (индивидуальное и групповое избирательное распространение информации), устные библиографические обзоры, книжные выставки новых поступлений и др.
  4. Услуги, связанные с раскрытием состава фонда библиотеки (предоставление информации об актуальных документах, проблемах), различные виды рекомендации книг (индивидуальные, групповые, фронтальные).
  5. Учебно-консультационные услуги, помогающие ориентироваться в библиотеке, обучение пользованию библиотекой, услуги, направленные на развитие информационной культуры.