Урок по теме "Избирательные права граждан Российской Федерации"

Разделы: История и обществознание


Конституция РФ определяет понятие гражданства – это есть принадлежность к государству Российская Федерация, но она определяет и понятие гражданственности. Что значит быть гражданином своей страны? Означает ли это, что человек пользуется своими неотъемлемыми правами, старается не нарушать закона и по мере своих сил исполняет обязанности, определяемые государством? Или это, что-то большее? Быть гражданином – значит нести ответственность за судьбу страны, принимать активное участие в управлении делами государства. Сегодня же, при явном политическом «инфантилизме» большинства граждан (не для кого не секрет, что наиболее активные участники выборов – это пенсионеры и те, кто ради интереса приходят проголосовать в первый раз). Важно воспитывать думающих, активных, самостоятельных граждан. Готовых принимать решения и не боящихся ответственности. Необходимо создавать эффективную систему гражданско-правового воспитания школьников. Одна из таких форм воспитания будущих граждан и избирателей – открытый урок обществознания для учащихся 9-х классов, их родителей и учителей школы по теме: «Избирательные права граждан РФ».

Цели урока:

  1. Обеспечить усвоение учащимися того, что граждане Российской Федерации имеют широкий перечень избирательных прав.
  2. Добиться понимания того, что в период выборов, граждане, достигшие совершеннолетия могут реализовать свое право выбора.
  3. Продолжить отработку умений извлекать необходимую информацию из различных видов источников информации, анализировать полученную информацию, делать самостоятельные выводы.
  4. Формировать собственную позицию и учиться ее отстаивать.
  5. Воспитывать четкую гражданско-правовую позицию.
  6. Формировать правовую культуру будущих избирателей.

Тип урока: изучение нового материала с элементами повторения

Средства обучения:

  • учебник «Обществознание» для 8-9 классов, А.Ф.Никитин;
  • извлечения из законов о выборах РФ;
  • текстовые документы;
  • мультимедийная система.

Ход урока

I. Организационный момент.

Домашнее задание. Повторить п. 36, записи в тетради, творческое задание.

Творческое задание на дом. Сегодня в нашей стране большой популярностью пользуются политические рейтинги на основе массового опроса выясняющие политические симпатии и предпочтения граждан. Оказалось, что конкретные рейтинги зависят от места жительства. Так всероссийский опрос общественного мнения 16 апреля 1999 года показал, что Г.А.Зюганов пользуется поддержкой 10% респондентов в городах, 20% – в малых городах, 30% – в деревне. У Лужкова Ю.М. – наоборот: 40% – в крупных городах, 20% – в малых городах, 12% – в деревне.

Пользуясь информацией, представляемой средствами массовой информации, телевидением, Интернет, определите электорат и рейтинг политического лидера – кандидата на нынешних президентских выборах, которому вы отдаете предпочтение.

Задачи урока. Сегодняшний наш урок необычный, мы встречаемся в расширенном составе. Здесь присутствуют учителя нашей школы, ваши родители. Урок наш будет посвящен событию, которое произойдет совсем скоро – выборам Президента РФ. Поэтому говорить сегодня мы будем обо всем, что связано с выборами.

II. Актуализация знаний:

Фронтальная работа. Из предложенных определений составьте логические пары, раскройте определения.

  • Власть.
  • Конституция.
  • Выборы.
  • Политическая партия.
  • Государство.
  • Закон.
  • Кандидат.
  • Политическая программа.

III. Изучение нового материала.

Мы с вами живем сейчас накануне важнейшего события в истории нашей страны – выборов Главы государства. К тому же недавним указом Государственной Думы Российской Федерации утвержден новый государственный праздник – каждое третье воскресенье февраля – День молодого избирателя. В связи с двумя этими событиями была определена тема нашего урока: «Избирательные права граждан». (Приложение 1)

Слайд №1-2

1. Избирательное право.

- Вспомним, что означает понятие «право»?

Право – система общеобязательных правил и норм поведения, которые устанавливаются и охраняются государством и выступают регулятором общественных отношений.

Слайд №3

Избирательное право – это конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в органы местного самоуправления.

Слайд №4-5

Работа с текстом документа. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан». (Приложение 2)

- Определите условия участия граждан в избирательном процессе.

Слайд №6

2. Принципы участия граждан в выборах.

Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».

Слайд №7

Равное право – никто не получает преимуществ при голосовании, каждый имеет право только на один голос.

Прямое избирательное право – каждый избиратель голосует сам, без «посредников», говоря «за» или «против».

Тайное голосование – заполнение биллютеня происходит без свидетелей, избиратель имеет право сохранить в тайне свой выбор

3. Выборы.

Слайд №8

Выборы – это способ выявления политических интересов населения и принятия коллективных решений на основе равноправного волеизъявления

Слайд №9

Работа с текстом «Выборы в демократическом обществе» Б.Н.Чичерин. Проработайте текст. Ответьте на вопросы к нему. (Приложение 2)

Задание для работы в группах (опережающее задание для двух групп по 5 человек): попробуйте предложить аргументы «за» и «против» проведения выборов, основываясь на примерах из политической жизни России и зарубежных стран. Какие проблемы могут быть решены с помощью выборов?

4. Типы избирательных систем.

Избирательная система – это процедура выявления и согласования политических предпочтений населения, включающая определение весомости каждого голоса, порядок его подачи и способ подведения итогов

Слайд №10

Короткие сообщения учащихся о типах избирательных систем.

Задание учащимся: взвесим «за» и «против» использования этих систем.

Определим «+» и «–» смешанной избирательной системы.

5. Правовая культура.

Слайд №11

Прочитайте текст. Ответь на вопросы к нему:

  • Согласны ли вы с мнением писателя о том, что равнодушие к политике является одной из форм политической деятельности?
  • Как вы понимаете сравнение равнодушного к политике человека с «дохлой» собакой?
  • Разделяете ли вы критический пафос писателя? Почему?
  • Что понимается под правовой культурой?

6. Тест «Я – Избиратель». (Приложение 2)

Учащимся и гостям урока предлагалось к конце пройти небольшое тестирование. С целью выявления отношения к выборам.

IV. Закрепление изученного.

Слайд №12

Список литературы:

  1. А.Ф. Никитин. Учебник «Обществознание». -М.: «Просвещение», 2006 год.
  2. Конституция РФ.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав граждан РФ».