Наглядная геометрия в 5-м классе

Разделы: Математика


Как известно, для многих учащихся введение в курс как планиметрии, так и стереометрии является достаточно сложным. Дети сталкиваются с огромным терминологическим аппаратом, непривычными методами рассуждений и оформлением задач, с необходимостью представлять модель задачи на чертежах, да и грамотно и красиво оформлять сами чертежи. Кроме того, большим препятствием в освоении предмета является высокий темп изучения, который заложен в самой программе, ведь учащиеся должны “пожить” с новыми терминами и определениями для более осознанного восприятия материала. Поэтому очень важны пропедевтические уроки с геометрическим материалом, начинающиеся с начальной школы.

Наиболее рациональным в подготовительной работе по изучению данных курсов будут являться уроки систематического изучения геометрических фигур, их свойств, опираясь на наглядные представления детей. Такую возможность дает выделенный час, который и назвали “Наглядной геометрией”.

Основу таких уроков составляет не строго теоретическая последовательность в изучении геометрического материала, а последовательность, основанная на уже имеющихся знаниях учащихся, их интуиции и практических соображениях. Поэтому вся теория представляется детям через практические задания (выполняются различные измерения, исследуются модели, анализируются ситуации и пр.). Данный курс предполагает выполнение практических работ разного содержания, уровня воспроизведения и исследования. Эти работы могут оцениваться учителем.

Контрольные работы данный курс не предусматривает, а различного рода самостоятельные и проверочные работы должны служить лишь в качестве обратной связи с учащимися и оцениваться только хорошими и отличными отметками по усмотрению учителя.

Домашние работы должны быть (необходимо приучать учащихся к их выполнению), но не должны быть перегружены: их содержание должно соответствовать базовому уровню урока. Обязательна проверка каждого домашнего задания всем классом и у каждого ученика.

Основная цель курса – сформировать заинтересованность учащихся к изучению планиметрии и стереометрии в средней и старшей школе, облегчить восприятие материала как теоретического, так и практического, подготовить их к формированию умения оформлять свои мысли (в устной и письменной речи), выполнять чертежи.

Курс “Наглядной геометрии” рассчитан на два года – 5–6-е классы. В каждом классе изучается как планиметрический, так и стереометрический материал.

Ниже представлено примерное содержание и практическая составляющая курса наглядной геометрии в 5 классе. А также (как пример) включены некоторые сканированные работы учащихся, выполненные на уроке под руководством учителя или в качестве домашней работы после предварительной подготовки.

№ урока Содержание Практическая работа
1 Основные геометрические фигуры (точка, прямая, луч).  
2 Отрезок. Угол. Сравнение углов по рисунку.  
3 Измерение отрезков и углов. Транспортир.  
4 Виды углов. Изготовление шаблона прямого угла из листа бумаги. Определение прямых углов в обстановке вокруг с помощью наложения шаблона. Определение с помощью шаблона острых и тупых углов по рисункам.
5 Равные фигуры. Составление эскиза практической работы. Домашняя практическая работа – вырезать по шаблону две равные фигуры (произвольный рисунок предметов). Приклеить их на плотную бумагу формата А4 в различных расположениях (рисунок 1).
6 Треугольник. Виды треугольников (остроугольный, прямоугольный, тупоугольный). Сумма углов треугольника. Изобразить три треугольника разного вида, измерить с помощью транспортира все углы, сделать вывод о сумме углов треугольника.
7 Равнобедренный и равносторонний треугольники. Построение равностороннего треугольника с помощью циркуля и линейки. Измерение всех углов равнобедренного и равностороннего треугольников, вывод.
8 Параллельные прямые, изображение параллельных прямых с помощью линейки и угольника, обозначение. Нахождение параллельных прямых в окружающей обстановке.
9 Четырехугольники. Прямоугольник, квадрат. Свойства.  
10 Параллелограмм. Свойства.  
11 Ромб. Свойства.  
12 Трапеция. Элементы, виды, свойства.  
13 Анализ свойств четырехугольников: общие и различные. Подготовка к выполнению практической работы. Составление эскиза практической работы.  
14 Практическая работа по трем вариантам (выполняется на плотном листе формата А4 в две колонки). Каждому варианту предлагаются два четырехугольника (I – параллелограмм, прямоугольник; II – параллелограмм, ромб; III – ромб, квадрат). Необходимо изобразить эти четырехугольники, выписать их элементы. Провести их измерения (стороны и углы) и записать их общие и отличительные свойства (рисунок 2).
15 Анализ выполнения работ. Исправление ошибок, демонстрация лучших работ, оформление стенда.  
16 Окружность, круг, сектор. Радиус, диаметр. В качестве домашнего задания – вырезать из плотной цветной бумаги окружность (как тонкое кольцо), круг и сектор одного радиуса.
17 Анализ практической работы. Длина окружности. Измерение длины окружности с помощью нити.  
18 Длина окружности. Введение числа π (≈ 3). Вывод формулы длины окружности. Нахождение отношения длины окружности к ее диаметру (для вычислений использовать МК, провести пропедевтику десятичной дроби).
19 Составление эскиза практической работы.  
20 Практическая работа (на плотном листе формата А5). Изобразить окружность произвольного радиуса, измерить радиус, диаметр, записать их соотношение в виде формулы, измерить длину окружности с помощью нити, найти отношение С:d, сделать вывод. Записать формулу для вычисления длины окружности.
21 Прямоугольный параллелепипед. Куб. Элементы. Изображение. На уроках по стереометрии использовать наборы стереометрических фигур на каждого ученика и демонстрационные модели.
22 Решение задач на определение площади поверхности и суммы длин всех ребер прямоугольного параллелепипеда и куба.  
23 Призма, ее элементы (рассматривать только прямые призмы), изображение призм, в основании которых лежат различные многоугольники. Отработка названий таких призм.  
24 Призма. Определение пересекающихся и непересекающихся ребер. Связь чертежа и модели.  
25 Пирамида, ее элементы. Изображение пирамид, в основании которых лежат различные многоугольники. Отработка названий таких пирамид.  
26 Пирамида. Определение пересекающихся и непересекающихся ребер. Связь чертежа и модели. Самостоятельная работа по вариантам на изображение заданных призмы и пирамиды (по вариантам), запись их элементов, выделение цветным карандашом пары пересекающихся и непересекающихся ребер.
27 Цилиндр. Его элементы, боковая поверхность. Развертка боковой поверхности цилиндра.
28 Конус. Его элементы, боковая поверхность. Развертка боковой поверхности конуса.
29 Подготовка к практической работе. Составление эскиза практической работы. Домашнее задание – подготовить маленькие рисунки предметов, имеющих коническую и цилиндрическую формы.
30, 31 Практическая работа (выполняется на плотном листе формата А4 в две колонки). Изобразить цилиндр и конус, отметить и записать их элементы, изобразить цилиндрическую и коническую поверхности, установить связь (и подписать) между элементами разверток и телами, приклеить под каждой колонкой подготовленные дома рисунки предметов, имеющих цилиндрическую и коническую поверхности (рисунок 3).
32, 33 Тела вращения: цилиндр. конус, сфера, шар.  
34 Обобщающий урок по материалам курса, подведение итогов.