Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Игровые технологии на уроках математики: математические лабиринты

Разделы: Преподавание математики


Следуя К.Д. Ушинскому, “сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить этой работы в забаву - это одна из труднейших и важнейших задач дидактики”.

Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело

построена учебная работа. Немаловажная роль здесь отводится игровым технологиям, представляющим собой систему применения различных дидактических игр в обучении, формирующим умение решать задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов. Игровая технология обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. В процессе игровой технологии ученик сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет индивидуальность, свободу в выборе заданий, содержания и организационных форм деятельности. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания.

Мною разработаны математические лабиринты по различным темам школьного курса математики 5–11 классов.

Математические лабиринты.

“Лабиринт” - это несколько заданий, соединенных таким образом, что ответ одного задания служит номером другого. Выполнив одно задание, следует перейти к другому, и так до тех пор, пока ответ задания не совпадет с его номером.

Основная цель игры – проверить умения и навыки учащихся по данной теме. Поэтому игра начинается за 15–20 минут до конца урока. Лабиринт рассчитан на самостоятельное решение заданий. В результате решения получается цепочка чисел, по которой, как по ориентиру, ученик выходит из лабиринта. Перечень таких цепочек –чисел для каждого варианта должен быть записан у учителя. Это позволит следить за успешностью прохождения лабиринта отдельными учащимися или командой.

а) Математический лабиринт по теме: “Решение уравнений”, 56 класс.

Учащиеся получают бланк с заданием.

Вход в лабиринт: для I варианта с № 1, для II варианта с № 2.

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. Решите уравнение: 25 (у + 56) = 1625

№ 2. Решите уравнение: 28 - t + 35 = 53

№ 3. При каком значении переменной х 8х в 11 раз меньше, чем 264?

№ 4. При каком значении переменной а сумма а и 408 больше числа 312 на 104?

№ 5. При каком значении переменной m 360 в 12 раз больше 6 m?

№ 6. При каком значении переменной у число 661 меньше разности 800 и у на 132?

№ 7. Решите уравнение: 13х + 15х - 24 = 60

№ 8. Решите уравнение: (16х + 3х - х) : 15 = 6

№ 9. Решите уравнение: 528 : а - 24 = 64

№ 10. Решите уравнение: (3722 + р) : 54 = 69

Ключ к лабиринту:

I вариант: 1 —> 9 —> 6 —> 7 —> 3

II вариант: 2 —> 10 —>  4 —> 8 —> 5

б) Математический лабиринт по теме: “Решение уравнений”, 7 класс.

Учащиеся получают бланк с заданием:

№ 1. 4 (1 – 0,5а) = -2 (2а – 3)

№ 2. 4 (3 - х) – 11 = 7 (2х – 5)

№ 3. –5 (0,8 а + 1,2) = -а – 18

№ 4. 4 (3х – 8) = 3 (5 – х) + 13

№.5

№ 6

№ 7 -3,2 в + 2,4 = -2 (1,2в + 2,4)

№ 8 = 9

№ 9. 1,2 (3х + 5) = 2 (2,4 х – 3,6)

№ 10. 0,3 (5х – 7) = 3 (0,2х + 3,2)

№ 11. 0,5у – 0,6 = 0,1у + 0,2

№ 12. –3 (2,1х – 4) – 4,2 = 1,2 (-5х + 0,5)

№ 13.

Класс делится на 3 команды (или 3 варианта). Номер первого уравнения, которое надо решить, указывает учитель.

Вход в лабиринт:

I команда начинает с уравнения № 8

II команда начинает с уравнения № 7

III команда начинает с уравнения № 10

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

Ключ к лабиринту:

I команда: 8  —> 5 —> 3  —> 4

II команда: 7 —> 9 —> 11 —> 2

III команда: 10 —>13 —> 6 —>1

Побеждает та команда, которая первая пройдет лабиринт.

в) Математический лабиринт по теме: “Геометрическая прогрессия”, 9 класс.

Вход в лабиринт:

I вариант начинает с № 4

II вариант с № 10

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. ) – геометрическая прогрессия, все члены которой положительны.

в=; . Найдите в

№ 2. (вп) - бесконечная геометрическая прогрессия. q = , S =

Найдите в1

№ 3. (хп) - геометрическая прогрессия: 64; 32; …

Найдите х7 .

№ 4. Найдите первый член геометрической прогрессии (вп), если в4 = - 56, q = - 2.

№ 5. ) – геометрическая прогрессия. в4 в2 = 48, в5в3 = 144.

Найдите q.

№ 6. При каком положительном значении х последовательность х - 3,5 ; х + 4 ; 6х + 4 является геометрической прогрессией?

№ 7. (хп) - геометрическая прогрессия

S4 = , q = . Найти х1 .

№ 8. (хп) - геометрическая прогрессия, первый член которой положителен. х2 = - 10; х4 = - 0,4. Найдите х3.

№ 9. Найдите четвертый член геометрической прогрессии -

№ 10. (вп) - бесконечная геометрическая прогрессия. q = ; в1 = 2. Найдите сумму S.

Ключ к лабиринту:

I вариант: 4  —> 7 —> 5 —> 3 —> 1

IIвариант: 10 —> 8 —> 2 —> 9 —> 6

г) Математический лабиринт по теме: “Свойства тригонометрических функций. Основные тригонометрические тождества”. 9–10 класс.

Вход в лабиринт:

I вариант: с № 9 (для слабых учащихся)

II вариант: с № 5

Выход из лабиринта: полученный ответ совпадает с номером задания.

№ 1. Найти значение выражения:

№ 2. Упростите и найдите значение выражен