Урок литературы в 11-м классе по теме "Трагическое осмысление Октябрьской революции 1917 года в творчестве М.Волошина и З.Гиппиус"

Разделы: Литература


Сравнительный анализ стихотворений М.Волошина "Мир" и З.Гиппиус "Веселье"

Цели:

  • сопоставить два поэтических произведения, в которых воплотились разные взгляды поэтов на революцию;
  • развивать навыки сравнительного анализа текста;
  • совершенствовать межпредметные связи (литература, история)
  • формирование неравнодушного отношения к судьбе своей страны.

Оборудование: произведения М. Волошина, З. Гиппиус, портреты поэтов.

Эпиграф:

Единственная заповедь "ГОРИ".
Твой Бог в тебе,
И не ищи другого:
(М.Волошин "Путями Каина")

Ход урока

I. Тема, цель урока.

II. Выступление учащихся.

Портретная зарисовка поэтов. Краткий рассказ об их творческом пути.

II. Слово учителя.

Зинаида Гиппиус острым аналитическим ("мужским") складом ума и по своим интересам и устремлениям возвышалась над уровнем "обыкновенной женщины". С её литературной деятельностью связано зарождение и становление русского символизма. Многие критики русского зарубежья, заново оценивая всё, что было сделано поэтами-символистами старшего поколения, скупую и жёсткую поэзию Гиппиус считали значительной. В ней сильна традиция русской философской лирики, особенно - тютчевской. Гиппиус и Мережковский, где бы ни жили, были своего рода интеллектуальным центром, обладавшим огромной притягательной силой. Поэзия З. Гиппиус интеллектуальная, со спокойной, холодноватой, острой мыслью. Чувства, если и прорываются, то с большой энергией. Этот взрыв чувств можно проследить на стихотворении "Веселье".

М. Волошин не только поэт и философ, но и искусствовед, эстетик, без его оккультных поисков непонятны многие его творческие свершения.

IV. Сравнительный анализ произведений поэтов.

Стихотворения М. Волошина "Мир" и З. Гиппиус "Веселье" написаны почти в одно время. "Веселье" - 29 октября 1917 г.; "Мир" - 23 ноября 1917г. Это первые отклики на Октябрьское событие двух совершенно разных поэтов.

З. Гиппиус "Веселье"

Блевотина войны - октябрьское веселье!
От этого зловонного вина
Как было омерзительно твоё похмелье,
О бедная, о грешная страна!
Какому дьяволу, какому псу в угоду,
Каким кошмарным обуянный сном
Народ, безумствуя, убил свою свободу
И даже не убил - засёк кнутом?
Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой,
Смеются пушки, разевая рты:
И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой,
Народ, не уважающий святынь!

М.Волошин "Мир"

С Россией кончено : На последях

Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях,
Распродали на улицах: не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав? И родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль,
О, Господи, разверзни, растопчи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи,
Германцев с запада, монгол с востока,
Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!

Вопросы для обсуждения:

  1. Что общего вы видите в произведениях З. Гиппиус и М. Волошина? Сопоставьте темы стихотворений. Сравните пафос, пронаблюдайте, какие интонации и образы способствуют его выражению.
  2. Какие чувства вы испытываете при чтении строк стихотворений?
  3. Что следует, по мнению Гиппиус, за "октябрьским весельем"?
  4. Кто виноват в случившемся? В чем грех народа?
  5. Какова позиция З. Гиппиус по отношению к происходящему? В чем видит трагедию революции?
  6. Почему, по мнению М. Волошина, "с Россией кончено"?
  7. Какие художественные приемы использует М. Волошин для создания ощущения безысходности?
  8. Кто виноват в случившемся? В чем грех народа? Попытайтесь выяснить осмысление поэтами темы рабства. В чем Волошин видит трагедию революции.
  9. К кому поэт обращается за помощью? Почему? К чему призывает М. Волошин? Прокомментируйте последние строчки.
  10. Что общего в позициях З. Гиппиус и М. Волошина?

Материал для учителя.

Трагизм революции З. Гиппиус и М. Волошин осмысляют по-разному, находят неодинаковую форму выражения, но стихотворения близки по теме, пафосу, отношению к происходящему.

Стихотворение З. Гиппиус "Веселье" гневное, резкое по своей интонации. Эмоции выплескиваются, вырываются с большой силой. Для поэта Октябрьское событие нечто ужасное, грязное. Выражением резкого неприятия революции служат экспрессивно-эмоциональные образы: "Блевотина войны - октябрьское веселье!", "от этого зловонного вина", "Как было омерзительно твоё похмелье :" Образы у Гиппиус выражают сильное чувство омерзения, отвращения, некоторые из них воспринимаются нами даже как ругательства при первичном прочтении. "Смеются дьяволы и псы над рабьей свалкой". "Дьяволы и псы" становятся частью картины адского пира, веселья. Возникает апокалипсический мотив веселья рабов. Ужас бездны, открываемый революцией, кружил голову, ослеплял, будил инстинкты, возносил, чтобы потом растоптать. За весельем следует похмелье, тяжелое пробуждение, наказание. ("И скоро в старый хлев ты будешь загнан палкой".) "Бесчисленные тела белых (рабов) негров" - вот завоевания большевиков, которые провоцировали, по мнению поэта, народ на бунт, бессмысленный и тупой. "Они нащупывают инстинкты, чтобы использовать в интересах - своих или германских, только не в интересах русского народа", - писала Гиппиус в своих дневниках.

Народ тоже виноват. Для Гиппиус он - раб, чернь. Самый большой грех народа - это рабство добровольное. "Народ, безумствуя, убил свою свободу". По мнению поэта, "народ, не уважающий святынь", достоин кары.

З. Гиппиус занимает позицию судьи. Она выше народа, она судит его, видимо, не ощущая своей доли вины. Ноты сожаления, сопереживания звучат только в одной строке, которая выделяется на фоне общей резкой интонации: "О бедная, о грешная страна!". Таков отклик З. Гиппиус на Октябрьское событие. Эмоциональная, гневно осуждающая - ведущая интонация стихотворения.

В стихотворении М. Волошина "Мир", которое явилось откликом на мирные переговоры с Германией в Брест-Литовске, мысль та же, что и в "Веселье" - осуждение, размышления о тяжких условиях мира. Но Волошин использует другие образы, меняется интонация. Если тема трагизма, происходящего у Гиппиус, прорывается в мощном потоке, то в первых строках "Мира" Волошин в сдержанных интонациях пытается передать ощущение неминуемого конца, безысходности. Напряжённость чувств возникает вследствие нагнетания глаголов в начале стихотворения:

"Её мы прогалдели, проболтали,
Пролузгали, пропили, проплевали,
Замызгали на грязных площадях".

Во второй части стихотворения интонация за счёт лозунговой, плакатной лексики приобретает ироничный характер:

":не надо ль
Кому земли, республик, да свобод,
Гражданских прав?.."
От сожаления, выраженного в строках:
":и родину народ
Сам выволок на гноище, как падаль",-

поэт переходит к заклинанию, проклятию народу, который совершил предательство:

"О, Господи, разверзни, растопчи,
Пошли на нас огнь, язвы и бичи".

В мелодике последней части стихотворения столько силы, страсти. Напряжённость чувств контрастируется со сдержанностью не менее сильных чувств в первой части.

Как и в "Веселье", в стихотворении "Мир" возникает мотив рабства. Только каждый из поэтов выделяет не совсем одно и то же в грехе народа. Гиппиус делает акцент на добровольном, без принуждения, рабстве. Волошин же сравнивает народный грех по отношению к родине, к свободе с иудиным предательством. Библейская символика занимает в поэзии Волошина сравнительно большое место, и поэтому последние строки стихотворения "Мир" требуют аналитического прочтения. Их нелегко осмыслить. Поэт приближается к христианскому миропониманию. Рядом с темой ответственности человека за поступки, взгляды, которая прослеживается и у З. Гиппиус, намечена тема искупления, страдания. Волошин, видимо, искупление всеобщей вины народа, который родину "сам выволок на гноище как падаль", видит в страданиях, в покаянии:

"Отдай нас в рабство вновь и навсегда,
Чтоб искупить смиренно и глубоко
Иудин грех до Страшного Суда!"

Поэт чувствует свою долю вины, сопричастность к общему греху народа. Это подчёркивается употреблением местоимения "мы", "нас":

"Её мы прогалдели, проболтали:",
"Пошли на нас огнь, язвы и бичи".

Способность личности разделить общую участь народа - ни есть ли это высшая трагедия христианского искупления!

Покаяние. Одоление зла или гибель "всем миром" в русской культуре всегда связывалось с соборным началом. Не может быть индивидуального спасения, как не может быть отъединённого пути к Богу, к истине, к совершенству.

Стихотворение "Мир" (во всяком случае, первая часть) представляет собой развёрнутую метафору, что характерно для творчества Волошина. Родина у поэта ассоциируется с падалью. Это, наверно, связано с вариациями одного и того же образа, попытками заново его переосмыслить, найти новые связи: Так как образ Родины, благодаря приёму олицетворения, становится зримым, осязаемым, тяжкий грех предательства воспринимается ещё большим злодеянием. Образы огня, пала, оков, миража, бреда также являются подвижными в творчестве Волошина.

V. Подведение итогов.

Проанализированные поэтические произведения не характерны для творчества писателей. Революция резко изменила жизнь людей. З. Гиппиус, стихотворения которой отличались строгостью, холодностью, отвлеченностью, сдержанностью, пишет стихотворение "Веселье", неровное, полное страстных переживаний. Поэтесса до конца своих дней сохранила негативное отношение к Октябрю. Хотя, как и большинство русских писателей-эмигрантов, верила в воскрешение России, но социальной и кровавой революции она противопоставляла революцию духовную. Гиппиус смотрит на человека с точки зрения духовного и эстетического совершенствования, пути познания себя и мира. Человек без Бога, - подчеркивает близко знавший Гиппиус С. Маковский, - представлялся ей чудовищным автоматом, "чертовой куклой".

Ожидание чуда, неистовый призыв к Богу, молитва о России запечатлены в стихотворении "Я от дверей не отойду":

Не отступлю, не отступлю,
Стучу, зову Тебя без страха:
Отдай мне ту, которую люблю,
Восстанови её из праха!
Верни её под Отчий кров,
Пускай виновна - отпусти ей!
Твой очистительный покров
Простри над грешною Россией.

М. Волошин Октябрьский переворот оценил как акт грубого насилия, высказав, однако, надежду, что за ним последует очищение и преображение России. Поэт своей мятежной и мятущейся душой вначале сочувствовал пафосу вольности, принесенному революционной стихией. Какое-то время он примыкал к Скифскому литературному течению, верил в революцию как в путь обновления жизни.

Возникнет праведная Русь.
Она мостится на костях.

Волошин отдавал дань блоковскому гибельному восторгу:

Жгучий ветер полярной преисподни
Божий бич, приветствую тебя!

Несомненна искренность этого пафоса. Но Волошин, как глубокий мыслитель, знал об инфернальной, адской природе бессмысленного бунта, о злых духах истории, о "демонах глухонемых" (так он назвал свой поэтический сборник 1919 года).

В цикле "Путями Каина" поэт сделал попытку осмыслить трагедию материальной культуры. Всю жизнь Волошин оставался гуманистом, миролюбцем, стремился к гармонии в мыслях и поступках.

Единственная заповедь "ГОРИ",
Твой Бог в тебе,
И не ищи другого
Ни в небесах, ни на земле;
Проверь
Весь внешний мир:
Везде закон, причинность,
Но нет любви:
Её источник - Ты!
Бог есть любовь.

- Легко ли найти гармонию с миром, с самим собой?

- Где нужно искать Бога?

В Библии сказано:

  • "За любовь мою они враждуют на меня, а я молюсь".
  • "Воздают мне за добро злом, а за любовь мою - ненавистью".
  • "Странник я на земле. Не скрывай от меня заповедей твоих".

- Легко ли любить?

- Что значит: "ГОРИ"?

Разговор о поэзии Волошина не может быть однозначным. Кровопролитие, террор устрашали, но все же, видимо, побеждает вера в человека, в его нравственные свойства. Поэт пишет в стихотворении "Поэту":

"Верь в человека. Толпы не уважай и не бойся.
В каждом разбойнике чти распятого в безднах Бога".

Волошин верит, что путь от Голгофы идет к воскрешению через любовь к новым, более высоким формам жизни.