Вход в Личный кабинет

Подписка

  • Цветной журнал с электронными приложениями;
  • Бумажные и электронные версии;
  • Скидки постоянным подписчикам.

Вы можете ознакомиться с номером журнала.

Оформить подписку

Модульный урок на тему "Сложное предложение и его пунктуация. Коммуникативные функции сложного предложения". 9-й класс

Разделы: Преподавание русского языка


Цель: обрести навыки употребления сложного предложения в речи, навыки постановки знаков препинания в них, повторить орфограммы и пунктограммы.

ОБЪЯСНЕНИЕ ПОНЯТИЯ МОДУЛЬНОГО УРОКА

Модульный урок состоит

а) из отдельных этапов, которые имеют свою цель;

б) находясь в поисках решения устойчивой проблемы, мы добиваемся её;

в) каждый этап урока контролируется и оценивается (учителем, самоконтролем и взаимным контролем);

г) каждый этап урока определён временем.

Контрольная карта Ф.И. учащегося

Этапы модульного урока Время Самокон
троль
Взаимо
контроль
Контроль учителя Итоговая оценка
I. Входной контроль (учитель) 4 мин.        
II. Сложносочиненное предложение (взаимоконтроль) 6 мин.        
III. Пунктуация в сложносочиненном предложении с общим второстепенным членом (взаимоконтроль) 7 мин.        
IV. Коммуникативные функции сложных предложений (самоконтроль) 10 мин.        
V. Анализ стихотворения К.Бальмонта "Где б я ни странствовал:" (самоконтроль) 5 мин.        
VI. Творческая работа (контроль учителя) 8 мин.        
VII. Завершающий контроль (учитель) 3 мин.        
VIII. Рефлексия (самооценка работы на уроке) 2 мин.        
1. Усвоил весь материал   10 б.      
2. Усвоил частично   7-8 б.      
3. Мало, что понял   3-4 б.      
4. Со всеми заданиями справился   10 б.      
5. Допустил ошибки   7 б.      
6. Не справился   3-4 б.      
IX. ИТОГО          

1. ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ (контроль учителя)

Цель: уметь различать с/с, с/п, б/с предложения.

Фронтальный опрос по теме "Сложное предложение".

Дать определение сложного предложения, видов его, в чем отличие сложносочиненного, сложноподчиненного, бессоюзного сложного предложения. Примеры.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ "СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ"

1. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ - ЭТО

а) союзное предложение;

б) бессоюзное предложение.

2. ГЛАВНОЕ И ПРИДАТОЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВХОДЯТ В СОСТАВ

а) сложносочиненного предложения;

б) сложноподчиненного предложения;

в) бессоюзного предложения.

3. СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ - ЭТО

а) такие предложения, в которых одно из предложений по смыслу подчинено другому;

б) такие предложения, в которых простые предложения могут быть равноправными по смыслу.

4. НАЙДИТЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

а) Снегопад прекратился внезапно, будто захлопнулся какой-то небесный люк.

б) С реки потянул ветер, содрал молодой снег с моста и погнал к стенам монастыря.

в) Луна то забегала за тучи, то выскакивала из-за них на прозрачную гладь неба.

5. НАЙДИТЕ СЛОЖНОПОДЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Мраком задернуты небо и даль, ветер осенний наводит печаль.

б) Впереди, куда вела дорога, было немного посвежее.

6. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Солнца не видно, а полуденное небо озарено розовым веером лучей.

б) Луна поднялась выше акаций, которые росли по обеим сторонам улицы.

в) Над рекой горят окошки, над рекой летит снежок.

7. ИЗ СКОЛЬКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ?

С посеревшего неба крупными ленивыми хлопьями посыпался снег и скрыл мост лишь полукружье его железной арки призрачно чернело в вышине погасли золотые купола собора (запятые не проставлены):

а) 2;

б) 3;

в) 4;

г) 1.

8. КАКОЕ ЭТО ПРЕДЛОЖЕНИЕ ?

Надя уже сильно тосковала, и каждый день думала о матери и бабушке.

а) простое;

б) сложносочиненное;

в) бессоюзное сложное.

9. КАКАЯ СХЕМА РАЗБОРА СООТВЕТСВУЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЮ

Высокое небо в озеро смотрится.

10. НАЙДИТЕ СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

а) Когда приходит близкий друг, твой дом по-праздничному светел.

б) Невозможно идти и отделять цветок от цветка.

в) Луна за облаком спала, но люди ей не подражали.

ОЦЕНКИ: " 5 " - 0 ошибок;

" 4 " - 2 ошибки;

" 3 " - 3-4 ошибки;

" 2 " - 5 и более ошибок.

2. СЛОЖНОСОЧИНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.

Цель:

закрепить понятия о сложносочиненных предложениях, их значениях, новое в пунктуации сложносочиненного предложения (взаимоконтроль).

ЗАДАНИЯ

 204. Новое в пунктуации сложносочиненного предложения.

Упражнение 411 - устно (фронтально).

Упражнение 412п - таблица.

Упражнение 413 - отработка орфограмм и пунктограмм.

3. ПУНКТУАЦИЯ В СЛОЖНОСОЧИНЕННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ С ОБЩИМ ВТОРОСТЕПЕННЫМ ЧЛЕНОМ.

ВЗАИМОЗАДАНИЕ: "Я тебе, ты мне"

Цель: отработать навыки пунктуации в сложносочиненном предложении - работа в парах.

Тексты из книги Граник Г.Г., Бондаренко С.М. "Сек