"Песни огненных лет". Урок внеклассного чтения в 7-м классе

Разделы: Литература


Цель урока: патриотическое воспитание и повышение уровня культуры подрастающего поколения.

Задачи:

  • пропаганда знаний о Великой Отечественной войне;
  • эстетическое развитие учащихся, знакомство с творчеством поэтов-фронтовиков: В.Харитонова, А.Суркова, В. Лебедева-Кумача, М.Лисянского, М. Матусовского.

Оборудование к уроку: файлы мр3 песен военных лет, презентация в “Microsoft Office PowerPoint”, выставка книг военной тематики, файл фильма о праздновании Дня Победы в Пятигорске, интерактивная доска.

Опережающее домашнее задание: сообщения об истории создания песен.

ХОД УРОКА

1. Организация внимания. Вступительное слово учителя (включение презентации в режиме Office интерактивной доски).

2. Сообщения учащихся.

“Священная война”

22 июня 1941 года в четыре часа утра первые бомбовые удары нарушили мирный сон российских городов. Началась Великая Отечественная война. А через несколько дней по радио прозвучала, пожалуй, самая суровая и самая яркая из всех военных песен, когда-либо сложенных людьми. Написали ее композитор Александр Васильевич Александров и поэт Василий Иванович Лебедев-Кумач, и называлась эта песня “Священная война”. Песню исполнил Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии, который сейчас носит имя автора “Священной войны”. Борис Александрович, сын композитора, вспоминал:

“Стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача было напечатано в газетах на третий день войны. Песня появилась очень быстро, на одном вздохе... В Москве тогда оставалась лишь одна группа ансамбля, три другие уже выступали на фронте.

В эту группу Александр Васильевич и принес новую песню. Понравилась она сразу, разучили ее быстро и впервые исполнили на Белорусском вокзале... Вокзал был заполнен бойцами. В походном снаряжении они сидели на скамейках, чемоданах, дымили махоркой – у каждого своя дума... Сначала нас никто не заметил. Но вот – первые такты песни... Знаете, об успехе можно судить не только по аплодисментам. Весь вокзал словно замер. Я стоял рядом с хором и видел, как слушатели буквально впитывали в себя звуки. И вдруг встает один, другой, третий... Все! А потом тишина. Пауза какой-то немыслимой тишины – и шквал. Требовали: “Еще!” Исполнили еще раз, потом третий, четвертый...”

Настанет время – и критики назовут эту песню музыкальной эмблемой Великой Отечественной. А для первых слушателей это была просто песня. Может быть, самая последняя в их жизни. И мурашки бегали по коже от сурового пафоса, вобравшего в себя и горечь, и боль, и гнев людей, переплавленные в неукротимую силу отпора, в то, что поэт так точно назвал “яростью благородной”.

(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)

Вопросы на восприятие:

- Как вы думаете, какие строчки были особенно близки людям, услышавшим эту песню перед отправлением на фронт?

- Как вы понимаете значение словосочетаний: “священная война” и “благородная ярость”?

3. Сообщения учащихся.

“В землянке”

Эта песня сразу же, безоговорочно была принята – и сердцем солдата, и сердцами тех, кто ждал его дома. А стихотворение, из которого она родилась, появилось, в общем-то, случайно. Поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать “домашних” строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков.

Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить “чего-нибудь, на что можно написать песню”. “Чего-нибудь” не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав, отдал Листову.

Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел. Все свободные от работы по выпуску номера слушали, затаив дыхание...

И песня “пошла”. По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Правда, некоторым блюстителям фронтовой нравственности показалось, что строки: “До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага” – упаднические, “разоружающие”. Просили и даже требовали про смерть вычеркнуть или отодвинуть ее от окопа подальше. Но портить песню было уже поздно. О том, что с песней “мудрят”, дознались на фронте, и однажды Сурков получил письмо от шести танкистов-гвардейцев. Танкисты писали: “Мы слышали, что кому-то не нравится строчка “до смерти четыре шага”. Напишите для этих людей, что до смерти четыре тысячи английских миль, а нам оставьте так, как есть: мы-то знаем, сколько до нее, до смерти”.

Конечно же, сугубо личные строки Суркова совсем не случайно стали популярнейшей песней войны, одной из наивысших лирических удач всей фронтовой поэзии. Уже с первых дней Великой Отечественной поэт почувствовал: солдатское сердце ищет не только лозунга и призыва, но и ласкового, тихого слова, чтобы разрядиться от перегрузки всем тем страшным, что обрушивала на него жестокая действительность.

Люди воспринимали не только смысл стихотворения, но и весь вложенный в него жар сердца, пульсацию крови, волнение, надежду, любовь...

Вот почему если бывшие фронтовики поют про землянку, то даже сегодня они не жалеют для этой песни сердца и не стыдятся слез.

(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)

Вопросы на восприятие:

- В чём секрет любви многих поколений, в том числе и невоенных, к песне на стихи А.Суркова?

- Какое, по вашему мнению, прямое или символическое значение имеет слово “вьюга” в последнем четверостишии?

4. Сообщения учащихся.

“Моя Москва”

Немало хороших песен сложено о нашей столице – и про то, как “утро красит нежным светом стены древнего Кремля”, и про то, что “друга я никогда не забуду, если с ним подружился в Москве”. Писали их, как правило, москвичи. А слова другой песни, одной из самых проникновенных, сочинил не москвич. Сочинил человек, который Москву защищал.

Родился Марк Лисянский у Черного моря, детство и юность провел в Николаеве, потом жил в Ярославле, откуда и ушел на фронт, воевал в Ярославской дивизии. В очень трудное время осенью сорок первого, в блокнот легли строчки стихотворения “Моя Москва”. Младший лейтенант Лисянский ехал тогда через столицу на фронт, грузовик остановился на площади Пушкина, у вывески: “Редакция журнала “Новый мир”. Попросив шофера минутку подождать, младший лейтенант взбежал по лестнице, отдал секретарше стихотворение, начинавшееся строкой: “Я по свету немало хаживал”, и поспешил вниз. Стихи были опубликованы в 10–11 номере журнала, вышедшем в декабре сорок первого. Увидев стихи, композитор Дунаевский тут же, прямо на полях журнала написал ноты. Вскоре молодой поэт услышал по радио песню “Песню о Москве”. Она звучит и сегодня, песня о сыновней любви к сердцу нашей Родины, песня о том, что никогда никакой враг не вступит на московские улицы. А ведь когда поэт писал об этом, фашисты могли рассматривать московские улицы в бинокль... Тем дороже нам песня, полная такого пронзительного лиризма, такой силы. И именно там, где враг был остановлен, именно там, где ему дали смертный бой, поднялся теперь памятник, на котором отчеканены слова из этой светлой и мужественной песни. Песни, ставшей Гимном Москвы.

(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)

Вопросы на восприятие:

- Какие страницы истории прочно сжились с обликом Москвы?

- Почему лирический герой противопоставляет гордость за Москву своей личной истории?

6. Сообщения учащихся.

“На безымянной высоте”

Это было в начале шестидесятых годов. На “Мосфильме” снимался фильм “Тишина” по роману Юрия Бондарева. Главная песня фильма о тех, кто не вернулся с полей сражений, была заказана композитору Вениамину Баснеру и поэту Михаилу Матусовскому. Оба знали войну не понаслышке: Баснер служил в артиллерии, потерял близких; Матусовский работал в редакции фронтовой газеты, был ранен.

Лишь картина вышла на экран, как тревожный, суровый мотив подхватили тысячи, миллионы голосов.

Неудержимой рекой хлынули письма от бывших фронтовиков, и каждый уверял авторов, что это – именно из его биографии, именно о его высоте, только бойцов там, мол, было не восемнадцать, а другое количество. Между тем Матусовский отлично помнил, как коллега из фронтовой газеты рассказывал ему именно о восемнадцати сибиряках. И вот однажды – весточка от полковника Плотникова: он нашел имена тех героев-сибиряков, всех восемнадцати, только в живых из них осталось, оказывается, не трое, а двое, и с ними даже можно встретиться – Герасим Ильич Лапин живет в Донецке, а Константин Николаевич Власов в Новосибирске.

Вскоре встреча состоялась – в Москве, на “Голубом огоньке”. Обнялись солдаты, поэт, композитор... И узнали люди, что бой тот был под поселком Бетлицы, на Калужской земле.

(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)

7. Сообщения учащихся.

“День Победы”

Песня “День Победы” появилась на свет спустя три десятилетия после того, как отгремели последние залпы Великой Отечественной. Поэт Владимир Гаврилович Харитонов рассказывал:

– Давно мечтал об этой песне. Но все не находилось главной строчки, которая бы определила весь ее настрой. И вдруг однажды вырвалось: “Это радость со слезами на глазах...” Да, конечно же, именно это самое главное! И тут же, сразу, буквально на одном дыхании написал весь припев.

А потом надо было найти начало песни. Я ходил по комнате и вспоминал, вспоминал... Как в двадцать лет стал курсантом пехотного училища и как через год на Волоколамском шоссе рядом с панфиловцами мы сдерживали фашистскую орду... Думали ли мы, мечтали ли тогда о победе? Конечно. Но как бесконечно далеко до нее в ту пору было. Сколько крови, сколько дорогих могил было еще впереди...

“Этот день мы приближали, как могли...” – совсем не случайно я повторил эту строчку в песне трижды, сделал ее рефреном еще в запеве. Потому что эта мысль для меня очень важна: ведь именно так было с каждым моим соотечественником... Это и про мою маму, которая все четыре года работала медсестрой в госпитале. И про отца, заслужившего в ту пору орден Ленина. И про мою жену, которая тогда еще совсем девчонка, на крыше вот этого самого дома на улице Горького тушила зажигалки...

Есть в песне строки, которые тем, кто не воевал, может быть, покажутся неожиданными:

Здравствуй, мама, возвратились мы не все...
Босиком бы пробежаться по росе!..

Но как, наверное, поймут меня ветераны Великой Отечественной, которые тогда, к началу войны, едва успели закончить школу. Как часто грезилось нам – измотанным, пропыленным: сбросить бы кирзу, хоть совсем ненадолго, и, словно в детстве, босиком – по траве, по лужам. Ведь совсем еще недавно солдаты были мальчишками...

Стихи сложились, и я отдал их Давиду Тухманову, с которым мне работается особенно радостно и чей талант ценю очень высоко. Через несколько дней – телефонный звонок: Давид Федорович сообщил, что песня готова.

Песню невозможно слушать без слез. Тухманов нашел для нее такую интонацию “тех лет”, что она сразу вонзилась в сердце...

(Прослушивание песни с одновременной демонстрацией слайдов)

Вопросы на восприятие:

- Какое противопоставление легло в основу песни?

- Почему рассказ в песне ведётся во множественном числе?

8. Экспресс-викторина (ответы отмечаются на интерактивной доске, запущенной в режиме Office, слайды № 11-12).

 

“Священная война”

“В землянке”

“Моя Москва”

“На безымянной высоте”

“День Победы”

1. Авторы песни:
а) В.Харитонов – Д. Тухманов
         
б) А.Сурков - К.Листов          
в) В. Лебедев-Кумач – А. Александров          
г) М.Лисянский – И.Дунаевский          
д) М.Матусовский – В. Баснер          
2. Песня написана во время войны          
3. Автор предложил стихи определённому композитору          
4. В основе песни лежит мелодия марша          
5. В основу сюжета песни лёг эпизод конкретного боя          
6. Песня звучит от лица поколения (множественного числа)          

9. Просмотр фильма о праздновании Дня Победы в Пятигорске.

10. Задание на дом. Биография А.Т. Твардовского (сообщение).